Краткие сведения об интегрированной среде разработки

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

СОЗДАНИЕ КОНСОЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Цель работы: приобретение практических навыков работы в интегрированной среде разработки Borland C++.

Длительность лабораторной работы 2 часа

Краткие сведения об интегрированной среде разработки

Интегрированная среда разработки (ИСР) (Integrated Development Environment — IDE) объединяет текстовый редактор, компилятор, отладчик и справочную систему. Все эти составные части необходимы для успешной работы по созданию исходного текста программы, его компиляции, запуску и поиску возможных ошибок на этапе выполнения.

Для запуска ИСР Borland C++ необходимо нажать кнопку Пуск в левом нижнем углу экрана, и в открывшемся списке выбрать C++Builder. Тоже самое можно сделать запустив на исполнение файл bс.ехе, находящийся в папке BIN.

Краткие сведения об интегрированной среде разработки - student2.ru

Рис.1. Вид ИСР C++Builder

На рис. 1 приведен вид окна для варианта Enterprise. Строка меню предоставляет доступ к командам ИСР. Для активизации строки меню следует нажать F10.

Ниже полосы главного меню расположены две инструментальные панели. Левая панель (состоящая в свою очередь из нескольких панелей) содержит два ряда быстрых кнопок, дублирующих некоторые наиболее часто используемые команды меню. Правая панель содержит палитру компонентов библиотеки визуальных компонентов. Палитра компонентов содержит ряд страниц, закладки которых видны в ее верхней части.

Правее полосы главного меню размещена еще одна небольшая инструментальная панель, содержащая выпадающий список и две быстрые кнопки. Это панель сохранения и выбора различных конфигураций окна ИСР, которые вы сами можете создавать и запоминать.

В основном поле окна вы можете видеть слева два окна: сверху — Дерево Объектов (Object TreeView), под ним — Инспектор Объектов (Object Inspector). Окно Дерево Объектов будет отображать иерархическую связь визуальных и невизуальных компонентов и объектов вашего приложения. А Инспектор Объектов — это основной инструмент, с помощью которого вы в дальнейшем будете задавать свойства компонентов и обработчики событий. Правее этих окон вы можете видеть окно пустой формы, готовой для переноса на нее компонентов. Под ним расположено окно Редактора Кодов. Обычно оно при первом взгляде на экран невидимо, так как его размер равен размеру формы и окно Редактора Кодов практически полностью перекрывается окном формы. На рис..1 это окно немного сдвинуто и выглядывает из-под окна формы.

2. Консольный режим работы среды С++ Builder

Программа, создаваемая в среде C++Builder, всегда оформляется в виде отдельного проекта. Для программиста любой проект- это совокупность файлов, логически связанных между собой одной целью. Среди них могут быть и файлы с исходными текстами на языке программирования, которые впоследствии превратятся в программу, и прочие файлы, необходимые для дальнейшей работы над проектом, и многое другое. C++ Builder помогает программистам, ведущим проекты, графически отображать их в навигационной панели и отслеживать момент, когда отдельные файлы из проекта требуют сохранения или перекомпиляции.

Для того чтобы создать проект нужно сделать следующее:

Запустите C++ Builder 6;

В меню Project выберите пункт Add New Project (добавить новый проект);

В появившейся панели, рис.2, откройте закладку New (новый);

Краткие сведения об интегрированной среде разработки - student2.ru

Рис.2. Панель выбора типов проектов

Щелкните по пиктограмме Console Wizard (мастер работы на консоли);

В появившейся панели (рис.3) установите кнопку "С++" и флажок на Console Application (консольное приложение). Никаких полей на панели заполнять не нужно;

Краткие сведения об интегрированной среде разработки - student2.ru

Рис.3. Настройка мастера консоли.

В открывшемся окне вы можете писать и редактировать вашу программу. Для запуска программы щелкните по кнопке с зеленым треугольником на панели инструментов или нажмите кнопку F9 клавиатуры;

После того как создание программы и её редактирование закончены следует сохранить результаты проделанной работы. Для этого в меню File выберите пункт Save All (сохранить все). С помощью открывающихся окон присвойте имена вашему файлу и проекту или разместите их под уже существующими именами.

При написании программ среда “Borland Builder” формирует достаточно много вспомогательных файлов. Для того чтобы не запутаться в них удобно для каждого проекта создавать свою папку. Если есть необходимость создать несколько вариантов программы, то внутри каталога проекта можно создать подкаталоги для каждого варианта. Новый каталог можно создать средствами Windows перед началом проекта, или так как рассказано выше. Хотя есть еще один вариант. Нужно воспользоваться командами File|New|Other. После чего откроется окно New Items, которое упоминалось в пункте 3. Далее выполняются уже описанные действия.

Используя любой из этих способов постарайтесь выполнить все примеры, приведенные в этой книге. По мере изучения языка мы рассмотрим также некоторые другие возможности Builder. Однако всю систему нам освоить не удастся, поскольку её возможности настолько велики, что их изучение, вероятно, занимает больше времени, чем изучение самого языка.

Консольный ввод/вывод

Текст и значение переменных в С++ можно вывести на экран с помощью вызова программы cout(читается как си аут). После этой инструкции должны стоять стрелка из двух знаков неравенства <<. Так если в программе встретится

cout <<"Hellow!"; //пробелы могут отсутствовать

то это означает, что в процессе выполнения программы на экране появится текст Hellow!, причем без кавычек.

Если нужно вывести "Hellow!" в кавычках, тогда следует использовать специальное кодирование в виде обратной черты с двойными кавычками \". При этом такой двойной символ рассматриваются программой как один символ. Именно символ, поэтому его нужно заключать в кавычки. Такого рода двойные символы без пробела встречаются при печати довольно часто. Они называются Esc-последовательностями (произносится эскейп-последовательность). Вот некоторые из них:

Название Функция Последовательность
Новая строка Переход к началу новой строки \n
Горизонтальная табуляция Переход к следующей позиции табуляции \t
Вертикальная табуляция Переводит курсор вниз на несколько строк \v
Звонок Звуковой сигнал \a
Обратная косая черта Выводит обратную косую черту \\
Двойные кавычки Выводит двойные кавычки \"
Backspace Возврат на один символ \b
Перевод страницы. Начало нового экрана \f
Возврат каретки Возврат к началу текущей строки \r
Апостроф Выводит апостроф \'

Например, если нужно, чтобы программа напечатала в столбец "Hello!" 3 раза то достаточно написать

cout<<"\"Hellow!\"\n"<<"\”Hellow!\"\n"<<"\"Hellow!\"";

Для пропуска строки также можно использовать

cout <<"\n";

Хотя для этого служит специальный оператор endl(end line), т.е. программа будет иметь вид

cout << endl;

В С++ для перехода на новую строку чаще используется endl.

Для вывода чисел используя все тот же способ. Например,

int x=2;

cot<<"x="<<x<<endl;

В результате на экране появится строка x=2, а курсор перейдет к началу следующей строки.

При выводе число может выглядеть совершенно не так, как мы ожидаем. Например, мы интересуемся значением переменной Price, которая обозначает цену. Рассмотрим следующий фрагмент программы:

double Price=28.70;

cout << "Price=" << Price << "\n";

В результате на экране появится сообщение

Price=28.7

или

Price=28.700000

а возможно даже так

Price=2.87e01

Если первый вариант еще как то удовлетворит пользователя для которого вы создаете программу, то два последних будут для него не очень понятны. Для того чтобы сформатировать результат, т.е. вывести его в требуемом виде, приходится усложнять процедуру вывода. Это значит, что перед cout мы добавим еще три инструкции.

Наши рекомендации