Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

С помощью зрения человек получает наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Поэтому о сохранении функциональной нормы зрительного анализатора должны заботиться педагоги, родители и, конечно, сами ученики.

Нормальная рефракция (эмметропия) обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке. Для четкого восприятия предметов необходимо, чтобы параллельные лучи от изображения сходились на сетчатке. Как уже отмечалось, существуют два основных вида аномалии рефракции - дальнозоркость (гиперметропия) и близорукость (миопия).

В период детства преобладает такой вид рефракции, как дальнозоркость. Частота нормальной рефракции и близорукости очень мала. Глаз новорожденного ребенка, как правило, дальнозоркий, поскольку имеет короткую продольную ось. Дальнозоркость связана с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко) или с неправильной кривизной роговицы или хрусталика.

В последующие возрастные периоды дальнозоркость случается реже, а эмметропия и близорукость - чаще. За время школьного обучения - от вступления в школу до ее окончания - количество близоруких детей увеличивается в 5 раз.

Какие признаки характерны для начала развития близорукости? Школьник жалуется, что он стал плохо видеть написанное на доске, просит пересадить его на одну из передних парт. Читая, он преподносит книгу к глазам, сильно наклоняет голову при письме, в актовом зале пытается занять место поближе к сцене. Для близоруких детей характерно Прищуривание глаз при рассматривании предметов.

Близорукость обычно развивается под влиянием длительной и беспорядочной работы на близком расстоянии без соблюдения гигиенических норм чтения или письма. Рахит, туберкулез, ревматизм и другие общие заболевания могут создать благоприятную почву для развития близорукости.

Миопическая рефракция от 3,25 Д и выше при остроте зрения по коррекцию от 0,5 до 0,9 является основанием для зачисления детей и подростков к III и IV групп здоровья, то есть к больным. При любых отклонений зрения у детей и подростков (острота, рефракция, световосприятия, поля зрения и других изменений) им необходимо пристальное внимание врача-окулиста и неукоснительное соблюдение в школе и дома всех его предписаний. При миопии слабой и средней степени, гиперметропии, астигматизме врач должен осматривать учеников один раз в год, а при миопии высокой степени (более 6,0 Д) - дважды.

Значимым фактором, что приводит к уменьшению остроты зрения, развития и прогрессирования у учащихся близорукости в период школьного обучения (даже при достаточных уровнях освещенности в учебных помещениях и выдержанности в нормативных пределах других параметров световых факторов) является учебная нагрузка, его продолжительность в течение дня.

Существенно выраженной у детей и подростков является взаимозависимость между частотой близорукой рефракции, по состоянию фосфорно-кальциевого обмена и продолжительностью ежедневного воздействия на организм ультрафиолетового облучения. У детей, которые мало или совсем не бывают на прогулках в полуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации достаточно высока, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. В результате происходят изменения тонуса глазных мышц. Слабость этих мышц при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности приводит к развитию аномалий рефракции и их прогрессирования.

С целью предупреждения нарушений зрения у детей и подростков необходимо устранять причины и условия, которые вызывают нарушения рефракции, ослабления остроты зрения и другие его изменения.

В профилактике расстройства зрения большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строки на странице книги или тетради. Различное расстояние до этих строк (при расположении книги на горизонтальной рабочей поверхности) вызывает усталость, поскольку форма хрусталика должна меняться, чтобы текст можно было четко видеть. Наклон крышки стола, который предполагается в конструкции парты (ученического стола), облегчает работу школьника, так как при расположении книги на наклонной плоскости верхней и нижней строке страницы находятся примерно на одинаковом расстоянии от глаз. Уголок школьника следует располагать ближе к окну. Стол для занятий нужно ставить таким образом, чтобы естественный свет падал слева от ребенка, если она не левша.

К мерам профилактики заболеваний глаз школьников следует прежде всего отнести строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена полотенец индивидуального пользования, носовых платков и тому подобное. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов. При непосредственном влиянии интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательное использование специальных защитных очков.

Профилактика травм глаз у школьников включая строгое соблюдение ими правил безопасности в процессе изготовления различных изделий на уроках труда, при проведении опытов на уроках химии.

С целью профилактики заболевания глаз педагогу необходимо освоить систему тренировочных упражнений для глаз и научить этому детей. Упражнения для глаз разработаны с целью профилактики переутомления и имеют название офтальмотренаж".

Упражнения выполняют 2-3 раза в течение учебного дня и во время производственной работы, связанной с большим напряжением зрения. В основе некоторых упражнений офтальмотренажа, которые являются обязательной составляющей физкультминутки, лежит многократное (15-20 раз в течение 3-х минут) переведения точки зрения из мелкого (3-5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, который находится, как и первый, на линии взгляда, но на расстоянии 7-10 см от глаз.

Другая система тренировочных упражнений, включая движения (10-15) глазных яблок в течение 1,0-1,5 мин. по схемам намеченных геометрических фигур по кругам и эллипсам. Горизонтальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная - 46 см. После начальных упражнений делают движения глазных яблок по внутреннему и внешнему эллипсам, а затем по левому и правому внутреннем кругам.

Наши рекомендации