Понятие методики коррекционно-развивающего обучения математике. Принципы коррекционно-развивающего обучения математике
Методика коррекционно-развивающего обучения математике призвана ответить на вопросы: «Зачем учить? Кого учить? Чему учить? Как учить? При помощи чего учить? Где и когда учить? Каковы результаты обучения?» Вопрос: «Зачем учить?» обращает внимание исследователей к выявлению целей обучения математике особенных детей. Ответ на второй вопрос предполагает знание об объекте обучения, его особенностей, возраста, с которого следует начинать обучение ребенка с особыми нуждами элементам математики, систематическому курсу математики, и т.п. Вопрос: «Чему учить?» требует определения той части адаптированного общественно-исторического опыта в области математики, которым должен овладеть особенный ученик в процессе обучения. Вопросы: «Как учить? При помощи чего учить? Где и когда учить?» предполагают выявление методов, средств, форм обучения математике учащихся рассматриваемой категории. И, наконец, вопрос: «Каковы результаты обучения?» нацеливает нас на оценку эффективности обучения математике особенных учащихся.
Методика коррекционно-развивающего обучения математике призвана исследовать проблемы математического образования, обучения математике, математического воспитания и развития исследуемой категории детей.
Обучение математике детей с трудностями в усвоении учебных программ – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение математических знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил в соответствии с индивидуальными возможностями учеников и поставленными целями.
Математическое образование – это процесс и результат овладения учащимися системой математических знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее способностей.
Математическое воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательных учреждениях средствами учебного предмета «математика».
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Отклоняющееся развитие – то, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, сложное, противоречивое. Коррекция развития – направление развития ребенка в нормальное русло.
Предметом методики коррекционно-развивающего обучения математике будем считать методическую систему «Коррекционно-развивающее обучение математике» (цели, принципы, содержание, методы, средства, формы обучения, обеспечивающие математическое образование особенных учащихся изучаемой категории), а также процесс осуществления обучения их математике.
Лидирующим компонентом вышеназванной методической системы являются цели коррекционно-развивающего обучения математике (овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, продолжения обучения в старших классах общеобразовательной школы, изучения школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов;развитие познавательных способностей учащихся, коррекция интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы средствами математики на материале, отвечающем особенностям данной категории учащихся; создание условий для социальной адаптации учащихся).
Реализация при обучении математике общеобразовательных, коррекционно-воспитательных, развивающих и практических целей в условиях специальных (коррекционных) школ (классов) возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Очень часто дети с трудностями в обучении не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными по различным учебным предметам; у них почти не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в повседневной практике. Задача учителя любого учебного предмета, в том числе и математики, – показать, что знания, полученные по какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, тогда учащиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована.
С одной стороны, на уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках истории, географии, рисования, труда и др. Сведения указанных дисциплин могут служить материалом для составления задач и примеров, сравнения и анализа чисел и для других упражнений.
С другой стороны, математические знания должны найти широкое применение на уроках по другим дисциплинам. Например, на уроках истории учитель расширяет и уточняет временные представления учащихся, а также использует их умения в решении задач на время для вычисления продолжительности и удаленности исторических событий. На уроках русского языка закрепляются написание числительных и других математических терминов и выражений. Уроки физкультуры позволяют практически ощутить, осознать взаимозависимость между временем, расстоянием и скоростью. На уроках изобразительного искусства учащиеся закрепляют, уточняют представления о геометрических фигурах, учатся их изображать. На уроках труда полезно привлекать учащихся к изготовлению наглядных пособий по математике (модели геометрических тел и фигур; модели весов, циферблатов; таблицы для устного счета и т.п.). Учитель труда должен ознакомить учащихся с расходом материалов на то или иное изделие, привлечь учащихся к составлению расходной сметы, а на уроках математики эти числовые данные нужно использовать для составления задач. В этом случае решение задач будет носить жизненный характер.
В основу концепции математического образования особенных детей положены как общие принципы обучения математике (научности; доступности; наглядности; систематичности и последовательности; системности математических знаний; сознательности, активности и самостоятельности; преемственности и перспективности содержания образования, организационных форм и методов обучения; гуманизации; усиления воспитательной функции; практической направленности обучения математике; компьютеризации обучения математике и т.д.), так и некоторые специфические принципы коррекционно-развивающего обучения (нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска, педагогической организации жизнедеятельности ребенка, личностно ориентированного подхода в воспитании ребенка риска, приоритетного внимания к отношениям ребенка в ситуации учения, победности учения в условиях преодоления посильных трудностей, педагогического оптимизма, интегративного характера образовательного процесса для детей риска; развивающего обучения, единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения и др.).