Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия:показываем сказку «Лиса и кувшин».
Предварительная работа: взрослый знакомит детей с цифрами от 1 до 5.
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); обучать умению подражать; а также согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей; учить малышей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; дать детям знания о том, из каких материалов делается посуда; ввести в словарь детей относительные прилагательные «деревянный», «глиняный», «бумажный», «металлический», глаголы «лакать», «облизываться», «наесться», прилагательные-антонимы «сытый — голодный»; закреплять счетные навыки, знакомить детей с цифрами; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки.
Развивающие — стимулировать слуховое и зрительное внимание детей, умение подбирать рифмы, способность завершать начатый узор; развивать логическое мышление — умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);
— предметные картинки — кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7—9);
— декорации: поле, река (см. вклейку);
— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;
— индивидуальные листы с графическим и математическим (рис. 14, с. 38) заданиями по количеству детей;
— простые и красные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую русскую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Лиса и кувшин». Распределите между детьми роли бабы, лисы. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации.
Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей, атрибуты и декорации: одному ребенку — бабу с серпом и кувшином, другому — лису, декоратору дайте поле, сноп и реку. Остальные дети будут зрителями. По мере получения фигурок и декораций дети садятся за стол: артисты с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.
2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда ставить декорации, указывайте на артиста, чья очередь
говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.
3. Подбери рифму. После окончания спектакля предложите детям придумать
стихи про лису. Объясните, что для этого нужно подобрать рифму к тем словам,
которые вы сейчас скажете.
Прочитайте малышам двустишия:
Утром к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица). Посмотри — на елке птичка, А под елкою... (лисичка). |
Леса нашего краса — Все зовут ее... (лиса).
Побывали мы в лесу — Увидали там... (лису).
4. Артикуляционная гимнастика. Предложите всем детям изобразить перед
зеркалом лису с помощью мимики и артикуляции. (Для этого дети встают в ряд
перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:
— голодная лиса — втянуть щеки;
— лиса лакает молоко — совершать лакательные движения языком;
— лиса облизывается — совершать круговое движение языком, облизывая губы (верхнюю, а затем нижнюю);
— лиса наелась: «Вкусное молоко!» —почмокать губами;
— сытая лиса — надуть щеки.
(Когда дети разучат все артикуляционные позы, можно забрать у них индивидуальные зеркала.) Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем порядке: голодная лиса, сытая лиса, лиса лакает, облизывается, чмокает губами.
После выполнения задания дети вновь садятся за стол.
5. Дорисуй узор. Раздайте детям листы с рисунками кувшинов и предложите
украсить все кувшины одинаковыми узорами — для этого на каждом из них надо
дорисовать лишь отсутствующие элементы (линии или точки) (рис. 14, с. 38).
Когда узор будет восстановлен, предложите детям посчитать, сколько всего кувшинов они украсили, и нарисовать в рамке столько же палочек. Затем предложите малышам выбрать соответствующую цифру из ряда цифр и обвести ее красным карандашом.
Похвалите детей и скажите, что теперь у бабы будет много красивых кувшинов.
6. Из чего сделано? Скажите детям, что в старину посуду делали из глины
и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной.
Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов.
Предложите малышам помочь вам рассказать, какая бывает посуда.
Ложка сделана из дерева — значит, она... (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он... (глиняный). Банка сделана из стекла — значит, она... (стеклянная).
Кастрюля сделана из металла — значит, она... (металлическая). Кружка сделана из пластмассы — значит, она... (пластмассовая). Стаканчик сделан из бумаги — значит, он... (бумажный).
7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема занятия:читаем и показываем сказку «Лиса и кувшин».
Предварительная работа: взрослый обучает детей четкому произнесению согласных звуков [б], [к], повторяет звуки [с] и [л]; знакомит детей с буквами Б, К, и соотносит их с соответствующими звуками; кроме того, повторяются уже знакомые детям буквы П, С и Л; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «пар», «пол», «пух», «пыль»; «сад», «сом», «суп», «сыр»; «лапа», «лодка», «лук», «лиса». Взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги карточки с буквами, необходимые для проведения занятия (образец для изготовления приведен на рис. 15, с. 38).
Цели занятия:
Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во время письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей; готовить руку к письму; учить детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание, вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук, количество слогов в слове); познакомить детей с согласными буквами Б и К; закреплять у детей навык проведения простой инсценировки.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей; тренировать моторную память; развивать умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);
— предметные картинки — кувшин, колосок, сноп (см. вклейку, рис. 4, 8—9);
— декорации: поле, река (см. вклейку);
— карточки из плотной бумаги с буквами (образец изготовления приведен
на рис. 15, с. 38);
— барабан и палочка к нему;
— настольная ширма;
— листы с индивидуальным графическим заданием (рис. 16, с. 39) по количеству детей;
карандаши по количеству детей
Ход занятия
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали
кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую рус
скую народную сказку они показывали на прошлом занятии. Попросите девочек
изобразить голодную лису (втянуть щеки), а мальчиков — сытую лису (надуть
щеки). После того как задание будет выполнено, предложите сесть за стол сначала девочкам, а потом мальчикам.
2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и атрибуты сказки. По
кажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя
голосом первый звук в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда они будут произносить звук, предъявляйте карточку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку персонажа сказки или атрибут, название которого начинается на этот звук. Когда все
фигурки будут расставлены на карточки с соответствующими буквами, скажите
детям, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки.
Предложите детям подуть вместе с вами. (Следите, чтобы дети делали длительный выдох и не надували щек.) Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву.
Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку, проговаривает вслух имя героя сказки и определяет первый звук в слове, а затем ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.
Если у малышей будет желание, игру с ветром можно повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая четверка детей.
3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами Б, Л,
К и С — первыми буквами имен героев сказки (баба, лиса) и названий атрибутов
к ней (кувшин и сноп). Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Лиса и кувшин», но вместо фигурок персонажей в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с первыми буквами их имен.
Распределите роли между детьми и выберите декоратора. Выдайте артистам карточки с буквами. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были зрителями.)
Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста, чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.
4. Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием (рис. 16,
с. 39). Спросите у детей, узнают ли они по контуру, что изображено на рисунках.
Обратите внимание малышей на то, что под изображением бабы и кувшина написаны буквы. Предложите детям назвать и обвести буквы под первыми двумя фи
гурками, а затем написать такие же буквы под следующими изображениями.
После занятия дети могут продолжить работу и раскрасить все фигурки на листе.
5. «Волшебный» барабанчик(проводится аналогично игре на с. 18). Для слов
«ба-ба», «ли-са», «кув-шин» и «ре-ка» производится по два удара, для слова
«сноп» — один удар в барабан. Если дети отгадывают слова по количеству ударов
в барабан правильно, то место за ширмой они могут по очереди занимать сами
и загадывать с помощью барабанчика загадки друг для друга. Предложите детям для этого следующие пары фигурок: река и сноп, сноп и лиса.
6. Подведение итогов занятия.Положительно оцените работу детей.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема занятия:рисуем сказку «Лиса и кувшин».
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе); воспитывать умение подчиняться правилам коллективной игры; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; учить правильно держать в руке карандаш, рисовать формы по образцу с учетом размера; ввести в словарь детей предлог «между», закрепить употребление предлога «перед», антонимов «высокий — низкий», обобщающего слова «посуда»; закреплять счет в пределах восьми; формировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображение на листе бумаги в крупную клетку.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение продолжить последовательность рисунков.
Оснащение:
— демонстрационный рисунок «Найди лишний предмет» (рис. 17, с. 39);
— листы с графическим заданием (рис. 18, с. 39) по количеству детей;
— простые и цветные карандаши;
— образец изображения кувшина из счетных палочек (рис. 19, с. 40);
— набор счетных палочек;
— листы бумаги в клетку с обозначенными на них точками (рис. 20, с. 40);
— мольберт или доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, в игры по какой русской народной сказке они играли на прошлых занятиях. Уточните, что лиса — это животное, а кувшин это —... (Если дети не смогут назвать слово «посуда», скажите его сами.) Предложите детям перечислить разные предметы посуды. Дети по очереди называют предметы посуды и садятся за стол.
2. Найди лишний предмет. Покажите детям демонстрационный рисунок
«Найди лишний предмет» (рис. 17, с. 39). Спросите малышей, какой из предметов, изображенных на рисунке, лишний. (Среди посуды лишней окажется пирамидка, так как это игрушка, а не посуда).
3. Продолжи по образцу. Предложите малышам нарисовать много разных
кувшинов. Дайте им для этого простые карандаши и индивидуальные листы
с графическим заданием «Продолжи по образцу».
Предложите детям продолжить ряд рисунков: низкий кувшин, высокий кувшин — таким образом, чтобы они чередовались в заданной последовательности (рис. 18, с. 39), а затем раскрасить низкие кувшины в красный цвет, а высокие— в синий.
4. Подвижная игра. Предложите детям сыграть в подвижную игру «Лиса
и кувшин». Для этого предложите малышам встать на лужок и сделать кружок.
Скажите малышам, что они изображают хлебное поле с колосьями. Колоски
тонкие и высокие, поэтому их можно изобразить, подняв вверх руки и слегка покачиваясь из стороны в сторону.
Затем сообщите детям, что сейчас вы назовете того из них, кто будет кувшином, спрятанным среди колосьев. Назовите игрока следующим образом: «Кувшином будет тот, кто стоит между Васей и Таней». Дети должны посмотреть на своих соседей и определить кто из них станет «кувшином». (В первый раз можете подойти к указанному ребенку и дотронуться до него рукой.) Ребенок, выбранный на роль кувшина, ставит руки на пояс, изображая таким образом кувшин, спрятанный среди колосьев на хлебном поле.
Затем, употребляя предлог «между», назовите местоположение еще одного ребенка и сообщите малышу, что он исполнитель роли лисы. «Лиса» должна согнуть руки перед грудью, как лапки, и легкими, изящными шажками пробежать вдоль наружного края «поля» (за спинами детей-колосьев) к «кувшину», взять его под руку и отвести за стол, где оба ребенка остаются до конца игры.
Аналогичным образом, назовите следующую пару игроков: сначала «кувшин», а затем «лису». Когда на поле останутся три ребенка, назначьте игроков следующим образом: «Кувшином будет тот, кто стоит перед Сережей и Катей». Если детей осталось двое, распределите роли между ними, также употребив предлог «перед».
Если на «поле» остался один ребенок, то назовите его по имени, дав ему задание стать «кувшином», а сами возьмите на себя роль лисы. Отведите малыша за стол, где уже сидят все остальные дети.
5. Конструирование из счетных палочек. Предложите детям сложить из счетных палочек кувшин. Поместите на мольберте (доске) образец изображения кувшина из восьми счетных палочек (рис. 19, с. 40).
Спросите, сколько палочек понадобится для выкладывания кувшина, и вместе с детьми (хором) сосчитайте их на демонстрационном рисунке, показывая на каждую указкой или карандашом.
Выдайте каждому ребенку по восемь счетных палочек и дайте малышам задание выложить из них кувшин. (Если позволяет время, можно дать детям задание самостоятельно отсчитать нужное количество палочек.)
6. Рисование по клеткам. Предложите детям в соответствии с образцом из
счетных палочек нарисовать кувшин по клеткам. Для этого дайте детям индивидуальные листы в крупную клетку, где в помощь малышам точками отмечены
начало и конец каждой линии (рис. 20, с. 40). (После занятия дети могут раскрасить свои кувшины цветными карандашами и украсить их узорами по собствен
ному желанию.)
7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.
. -
Рис. 11. Демонстрационный рисунок «Где кувшин?»
Рис. 12. Демонстрационный рисунок «Лиса разбила кувшин»
Рис. 13. Графическое задание «Подбери осколок к кувшину»
Рис. 14. Графическое и математическое задание «Дорисуй узор».
Рис. 15. Карточки с буквами.
Рис. 16. Графическое задание «Пишем буквы».
Рис. 17. Демонстрационный рисунок «Найди лишний предмет».
Рис. 18. Графическое задание «Продолжи по образцу».
Рис. 19. Образец изображения кувшина из счетных палочек.
Рис.20. Рисование кувшина по клеткам.
Мужик и медведь
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает.
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз
и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия:слушаем сказку «Мужик и медведь».
Предварительная работа: взрослый обучает детей порядковому счету в пределах пяти (первый, второй, третий, четвертый, пятый — порядковый счет предметов ведется слева направо); дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на подставки.
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Обучающие — закреплять у детей навык порядкового счета; расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия «животные» и «овощи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тесто», «листья», «корни»; прилагательные-антонимы: большой — маленький, умный — глупый, сладкий — горький, узкий — широкий, тонкий — толстый.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.
Оснащение:
—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);
—декорации: дом, лес, лесная поляна, поле с колосьями, поле с репой, лошадь с телегой (см. вклейку);
—предметные картинки — сноп, много репы, сложенной горкой; корешки от
колосьев, сложенные горкой; ботва от репы, одна репка, пирог (см. вклейку,
рис.9, 11,13-15, 17);
—тарелки по количеству детей, на каждой по три кусочка сырых овощей (репы, моркови и капусты);
—тарелка с кусочками этих же овощей по несколько экземпляров каждого
(из гигиенических соображений каждый кусочек овоща наколот на палочку-канапе, за которую берутся, когда подносят кусочек ко рту);
—демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»
(рис. 21, с. 52).
Ход занятия
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.)
Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него) следует сказать: «Первый», следующему за ним — «второй» и так далее.
Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что об одном из таких животных
они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А о каком именно, предложите отгадать.
Прочитайте детям загадку:
V
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Когда дети назовут животное, сообщите, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Мужик и медведь». Прочитайте или расскажите детям сказку «Мужик и медведь», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто приехал пахать поле? (Мужик.)
Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)
Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)
Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)
Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?
Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?
Остался ли медведь доволен своим выбором?
Что посадили мужик с медведем на следующий год?
Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?
На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?
Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из теста— пироги.)
4.Необычные загадки. Предложите детям отгадать необычные загадки. Для этого дайте каждому по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты.
Предложите малышам попробовать на вкус сначала красный кусочек — морковь, потом белый кусочек — капусту и, наконец, желтый — репу.
Затем попросите одного из детей подойти к вам и закрыть глаза. Положите ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей.
Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. Пригласите по очереди всех детей отгадать вкусовую загадку.
Затем предложите малышам отгадать обычные загадки про овощи, которые они только что пробовали.
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко, Что же это?.. (Репка.)
Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая. От глаз укрылась ловко. Зовут меня... (морковка).
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста).
Спросите детей, какие еще овощи они знают.
5. Закончи фразу. Предложите детям закончить фразы.
Медведь большой, а мужик... (маленький).
Медведь глупый, а мужик... (умный).
Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные). Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие). У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие). У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий). Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).
Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).
6. Найди одинаковые колоски. Покажите детям демонстрационный рисунок
(рис. 21, с. 52). Предложите найти на картинке два одинаковых колоска и, не показывая, сказать, какие они по счету слева (второй и пятый).
.
7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия:рассказываем сказку «Мужик и медведь».
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно держать в руке карандаш); учить по образцу рисовать симметричный рисунок, раскрашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением: умный — глупый, съедобный — несъедобный, сладкий — горький, сначала — потом; расширять представления детей об овощах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.
Оснащение:
—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис. 10,12);
—декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, лошадь с телегой (см. вклейку);
—предметные картинки — одна репка, пирог, сноп, репа, ботва от репы, ко
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);
—демонстрационный рисунок «Овощи» (рис. 22, с. 53);
—листы с индивидуальным графическим заданием «Дорисуй и раскрась»
(рис. 23, с. 53) по количеству детей;
—цветные карандаши;
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него), следует сказать: «Первый», следующему за ним— «второй» и так далее.
Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, какие овощи они знают. Дети по очереди называют овощи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2.Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ
сказки «Мужик и медведь». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами
последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте
с ними описываемые в сказке действия. Если у ребенка возникают затруднения, задавайте ему наводящий вопрос или начните фразу сами.
3.Вершки и корешки. Расскажите детям, что у разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
Покажите детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи»
(рис. 22, с. 53). Напомните детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь»
каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горькие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки. Затем спросите у малы
шей, что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща
съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает-
Тот слезы проливает.
(лук)
4.Подвижная игра с мячом «Съедобное — несъедобное». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами встаньте в середину круга и по очереди бросайте детям мяч, называя при этом какой-либо предмет или пищу. Ребенок, которому брошен мяч, должен его поймать, если взрослый назвал продукт питания; и не ловить мяч, если названный предмет несъедобен. Возможные варианты произносимых взрослым слов: сыр, дом, яблоко, кубик, булка, мороженое, лопата, машина, молоко, банан и т. д.
5. Дорисуй и раскрась. После подвижной игры предложите детям сесть за
стол и выдайте им индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй
и раскрась» (рис. 23, с. 53). Предложите детям дорисовать репу, а потом ее рас
красить. Спросите у малышей, какого цвета у репы вершки, а какого корешки.
6. Что сначала, что потом? Предложите детям внимательно слушать и соглашаться или не соглашаться с тем, что вы будете говорить. Объясните, что в случае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза неверна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».
Скажите:
Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да).
Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да).
Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет).
Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет).
Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да).
Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет).
Сначала репу едят, а потом ее моют. (Нет-нет-нет).
Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да).
7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия:показываем сказку «Мужик и медведь».
Предварительная работа: взрослый учит детей сравнивать количество предметов в двух разных множествах; вводит в речь детей понятия «одинаково», «поровну», «больше на», «меньше на».
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); воспитывать способность к подражательности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей (умение с помощью мимики передавать настроение); учить детей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; ввести в словарь де-
тей прилагательные «довольный», «радостный», «сердитый», «недовольный»; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки; совершенствовать счетные навыки (количественный и порядковый счет); знакомить детей с цифрами; закрепить в речи детей математические понятия «одинаково», «поровну», названия геометрических фигур («круг», «квадрат», «треугольник», «овал»).
Развивающие — совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение сравнивать.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);
— декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, лошадь с телегой (см. вклейку);
— предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, репа; ботва от репы, ко
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);
— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;
— демонстрационный рисунок «Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54);
— индивидуальные листы с графическим и математическим заданием «Со
считай» (рис. 25, с. 54) по количеству детей;
красные карандаши по количеству детей
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям назвать себя по порядку. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии.
Затем спросите, какую русскую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Мужик и медведь».
Распределите между детьми роли мужика и медведя. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации, и бутафора, который будет выдавать артистам атрибуты.
Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей; декоратору дайте декорации, бутафору — атрибуты. Остальные дети будут зрителями.
Малыши по мере получения фигурок персонажей, декораций и атрибутов садятся за стол: дети, принимающие участие в спектакле, с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.
2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста,
чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.
3. Психогимнастика. Предложите всем детям мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя (для этого дети встают в ряд перед настен-
ным зеркалом или получают индивидуальные зеркала). Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:
— мужик радуется урожаю, довольный мужик — широко улыбнуться;
— медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен мед
ведь— нахмурить брови, уголки губ опустить вниз.
(Когда дети разучат артикуляционные позы у них можно забрать индивидуальные зеркала.) Затем взрослый просит детей изображать медведя и мужика в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, медведь, мужик, медведь, мужик. После выполнения задания дети вновь садятся за стол.
4. На какую фигуру похоже? Покажите детям демонстрационный рисунок
«Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54). Предложите малышам назвать геометрическую фигуру, которую напоминает по форме репа (возможные варианты
ответов: круг, овал, треугольник). Уточните у детей, какой по счету слева стоит
в ряду названная ими фигура. Повторите с детьми названия всех геометрических фигур.
5. Сосчитай. Выдайте детям индивидуальные листы с математическим заданием «Сосчитай» (рис. 25, с. 54). Предложите малышам сосчитать, сколько на рисунке изображено больших реп, а затем сколько маленьких репок. Уточните, что их
по две— а значит, поровну. Дайте задание детям нарисовать в рамке две палочки,
а затем обвести цифру 2. Спросите детей, сколько всего реп нарисовано на картине. (После занятия дети могут раскрасить все репы цветными карандашами.)
6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.
ЗАНЯТИЕ 4