Игра с правилами на физическую компетенцию

Усложнение игр с правилами на физическую компетенцию осуществляется в соответствии с функциональной возможностью осуществлять детьми игру самостоятельно.

1)Игры с параллельными действиями играющих, в которой дети одновременно выполняют одинаковые действия по сигналу ведущего. Это является очень важным для формирования у детей способности к соблюдению элементарного правила. Все эти игры имеют аналогичную структуру: взрослый подаёт определенный сигнал, а дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия, в чем и заключается выполнение правила игры. Сюжет игры должен быть предельно прост, и не должен заслонять от детей основную цель игры – выполнение действий по сигналу взрослого. Сигнал должен быть краток и не должен содержать стихотворных форм длиннее двустишья.

Игры с поочередными действиями играющих

Совместная деятельность детей раннего и большей части младшего дошкольного возраста преимущественно представляет собой параллельно-подражательные действия, как в сюжетной игре, так и в игре с правилами. Тем не менее, уже в раннем возрасте у детей могут осуществлять простейшее взаимодействие, основанное на слаженном повторении партнерами своих действий. Содержание этих действий может быть самым разнообразным, например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ. Очевидно, как считают современные исследователи детской игры, это и есть прототип любой совместной формы игры, сюжетной или с правилами, и для формирования этого вида деятельности он необходим. Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других, основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности. Формирование данного способа игры может заключаться в совместном катание детьми шара друг другу.

Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре

Формирование способности играть самостоятельно, прежде всего, означает способность каждого из детей выполнить роль ведущего. Это качество появляется у детей не сразу. Для его формирования необходимо предлагать детям игры понятного им содержания и со все усложняющейся структурой. Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети запомнили основные правила игры. Затем, выполнив в одном цикле роль ведущего, взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры. Для выбора он предлагает использовать жеребьевку.

Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре

Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.

Игра с правилами на удачу

Представлении о критериях выигрыша, и установки на него формируется на основе игры с наиболее простой и понятной схемой, где правила не «заслонены» для ребенка сюжетом, и где выполнение игровых действий не представляет труда для всех участников, т.е. не требует физической и умственной компетенции. Это игры на удачу, типа «лото» и «гусёк».

Для понимания субъективной ценности выигрыша, он должен быть выделен для детей как результат отдельного игрового цикла. Для этого необходима однозначные для всех критерии успеха в игре. Так, в лото, победитель – тот кто «накрыл» раньше свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» раньше у финишу. Следовательно, победитель и проигравший появятся только тогда, когда кон игры не будет доигрываться, а будет начинаться новый игровой цикл после достижения оговоренного результата одним из игроков.

Игра с правилами на умственную компетенцию

В игры с правилами на умственную компетенцию (шашки, шахматы и аналогичные игры) ребенок обучается играть взрослым в самом конце дошкольного детства. Самостоятельная игра в данный тип игр возможна только в том случае, если у ребенка сформированы представления о выигрыше и общих правилах для всех играющих.

Игротека

Цель: приобщать ребенка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

1. Обогащать математические представления детей дошкольного возраста.

2. Развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности.

3. Расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения.

4. Актуализировать коммуникативные навыки.

«Математическая игротека»хорошо зарекомендовала себя в практике работы. Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на которые приглашаются два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками.

Обновление «Игротеки» происходит благодаря установленной традиции – «игры в гости к нам»: каждый четверг, в день, когда проводится «Игротека», кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру и помещает ее в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу.

Так каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. Целесообразно, чтобы дети приносили игры по очереди, тогда каждую неделю появляется одна-две новые игры. Сменяемость игр разнообразит «Математическую игротеку» и постоянно поддерживается интерес детей к ней.

Кроме этого «Игротека» выходит за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция: «игра напрокат». Дети (возможно, тоже по очереди) в пятницу берут из детского сада домой по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность показать родителям свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал. Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребенка поиграть с близкими, объяснить им правила. Фактически во время игры с «домашним партнером» закрепляются математические представления и умения ребенка, налаживается непринужденное общение с родителями или другими близкими.

В обучении математике используются не только настольные, но и словесные игры, обогащающие лексику, развивающие внимание и сообразительность детей. Например, Игры «Наоборот», «Летает - не летает», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко» и др. Например, игра «Да или нет» может иметь бесконечное количество и разнообразие заданий. Правила ее таковы: ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». Любые другие слова или ответ невпопад означает, что играющий выбывает из игры. В игре используются также вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно. В этом случае играющий может промолчать. Дети становятся (или садятся на ковре) перед ведущим. Вначале следует условиться, до какого момента продолжается игра: играющих может остаться 5, 4, 3 ребенка. Они и становятся победителями.

Наши рекомендации