Направленность (профиль)
Негосударственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
Кафедра Информационных технологий и математики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Е.А. Торгунаков
«____ » ______________ 2015
Методические указания
по выполнению контрольной работы
учебной дисциплины
ИНФОРМАТИКА
Для направления подготовки
Направленность (профиль)
Уровень высшего образования Бакалавриат
Форма обучения заочная
Санкт-Петербург
Целью изучения учебной дисциплины “Информатика” является усвоение студентами знаний и навыков эффективного использования средств и методов информатики при решении разнообразных экономических и управленческих задач. Для студентов заочной формы обучения основной акцент в учебной деятельности ставится на овладении концепциями, понятиями и основными представлениями информатики. В плане практических навыков ставится задача ознакомления студентов с основами современных информационных технологий при использовании персонального компьютера (ПК).
Основным видом учебной деятельности студентов-заочников является самостоятельная работа с литературными и прочими информационными источниками. Кроме того, студенты имеют возможность прослушать установочный курс лекций и выполнить ряд практических работ в компьютерных классах института.
Одним из эффективных средств контроля знаний студентов заочной формы обучения является контрольная работа, в которой студент должен показать усвоенные им теоретические знания и определенные практические навыки. В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты должны выполнить одну контрольную работу.
Контрольную работу рекомендуется выполнять с использованием пакета MS Exсel и MS Word, результат выполненной работы должен быть предоставлен преподавателю в печатном виде на листах формата А4. На титульном листе следует указать:
- специальность, курс и номер учебной группы;
- фамилию, имя, отчество и номер зачетной книжки автора.
В начале каждого раздела контрольной работы следует привести полную формулировку соответствующего задания. В конце работы помещают библиографический список использованных при выполнении работы литературных и прочих источников. Каждая страница работы должна иметь небольшие поля для замечаний рецензента.
Излагать материал работы следует с исчерпывающей полнотой в соответствии с полученными вариантами заданий. При этом необходимо соблюдать требования всех действующих стандартов по оформлению текстовых документов, схем, рисунков, таблиц и библиографического списка литературных источников (см. вторую страницу любой книги).
Контрольная работа предусматривает выполнение студентом четырех заданий. Третье, четвертое и второе задания относятся в основном к теоретическому содержанию учебной дисциплины и требуют ознакомления с соответствующими литературными источниками и прочими информационными материалами. Первое задание связано с подготовкой табличного документа для последующей его реализации в среде табличного процессора MS Excel. При этом акцент в задании делается на математическую постановку и алгоритмизацию несложных экономических расчетов. Выполнение этих расчетов непосредственно на ПК предусмотрено на практических занятиях.
Работа, выполненная неаккуратно, неправильно оформленная или выполненная не для своих вариантов заданий, к проверке не принимается. При правильно выполненной работе на ней ставится пометка "Допущен к защите", и студент допускается к собеседованию с преподавателем. В противном случае делается пометка "Исправить", и работа возвращается студенту для внесения в нее исправлений в разделе "Работа над ошибками", который следует разместить вслед за последней рецензией преподавателя. Данный раздел также должен завершаться датой и подписью студента. Исправления в уже проверенном материале работы недопустимы. Вариант работы выбирается согласно последней цифре зачетной книжки.
Во время собеседования с рецензентом студент должен продемонстрировать полное владение материалом своей контрольной работы, дать исчерпывающие и точные ответы на все вопросы, касающиеся контрольной работы. При положительном итоге собеседования представленная работа студента принимается с оценкой "Зачтено". Зачтенная контрольная работа хранится у студента и предъявляется им непосредственно на экзамене. Без такого предъявления студент к экзамену не допускается.
Выполнение работы сопровождается подробными пояснениями и «скринами», которые фиксируются в печатном виде. При расчетах с табличном процессором все необходимо предоставить таблицу с формулами и результатом. Например:
и таблица с результатом вычислений
При выполнении второго и третьего заданий используйте функцию Формула в приложении MS Word. Четвертое задание выполняется с помощью MS Visio или MS Word, бля построения блок схем используйте функцию Фигуры на вкладке Вставка.
Задание 1: задачи в Excel решают с помощью Поиска решения
Поиск решений – надстройка Excel, которая помогает найти решение с помощью изменения значений целевых ячеек. Целью может быть минимизация, максимизация или достижение некоторого целевого значения. Проблема решается путем регулировки входных критериев или ограничений, определенных пользователем.
Надстройка Поиск решений поставляется вместе с Excel, но по умолчанию отключена. Чтобы включить его, перейдите по вкладке Файл в группу Параметры. В появившемся диалоговом окне Параметры, выберите Надстройки -> Управление: Надстройки Excel -> Перейти. В окне Надстройки установите галочку напротив поля Поиск решения, нажмите ОК.
Теперь во вкладке Данные появилась новая группа Анализ с кнопкой Поиск решения.
Пример решения задач с помощью Поиска решения
Постановка задачи.
Руководитель производственного отдела решил распределить премию в сумме 100 000 руб. между сотрудниками отдела пропорционально их должностным окладам. То есть требуется подобрать коэффициент пропорциональности для вычисления размера премии по окладу.
Решение.
Сначала создается таблица с исходными данными и формулами, с помощью которых должен быть получен результат. В рассматриваемом примере результат - это суммарная величина премии. Очень важно, чтобы целевая ячейка (С8) посредством формул была связана с искомой изменяемой ячейкой (Е2). В примере они связаны через промежуточные формулы, вычисляющие размер премии для каждого сотрудника (С2:С7).
Теперь запускаем Поиск решения и в открывшемся диалоговом окне устанавливаем необходимые параметры. Внешний вид диалоговых окон в разных версиях несколько различается:
В версиях с 2010
В версиях до 2010
1.Целевая ячейка, в которой должен получиться желаемый результат. Целевая ячейка может быть только одна.
2.Варианты оптимизации: максимальное возможное значение, минимальное возможное значение или конкретное значение. Если требуется получить конкретное значение, то его следует указать в поле ввода.
3.Изменяемых ячеек может быть несколько: отдельные ячейки или диапазоны, именно в них Excel перебирает варианты с тем, чтобы получить в целевой ячейке заданное значение.
4.Ограничения задаются с помощью кнопки Добавить. Ограничения обеспечивают получение правильного результата. Ограничения можно задавать как для отдельных ячеек, так и для диапазонов. Помимо всем понятных знаков =, >=, <=, при задании ограничений можно использовать варианты цел (целое), бин (бинарное или двоичное, т.е. 0 или 1), раз (все разные - только начиная с версии Excel 2010).
В данном примере ограничение только одно: коэффициент должен быть положительным. Это ограничение можно задать по-разному: либо установить явно, воспользовавшись кнопкой Добавить, либо поставить флажок Сделать переменные без ограничений неотрицательными.
Для версий до Excel 2010 этот флажок можно найти в диалоговом окне Параметры Поиска решения, которое открывается при нажатии на кнопку Параметры.
5.Кнопка, включающая итеративные вычисления с заданными параметрами.
После нажатия кнопки Найти решение (Выполнить) можно увидеть в таблице полученный результат. При этом на экране появляется диалоговое окно Результаты поиска решения.
с версии 2010
до версии 2010
Если полученный результат, который отображен в таблице устраивает, то в диалоговом окне Результаты поиска решениянажимаете ОКи фиксируете результат в таблице. Если же результат Вас не устроил, то нажимите Отмена и возвращаетесь к предыдущему состоянию таблицы.
Решение данной задачи выглядит так
Вариант 1
Необходимо построить математическую модель задачи и решить её средствами Excel. Записать сопряжённую задачу. Провести анализ и сделать выводы по полученным результатам.
Для производства столов и шкафов мебельная фабрика использует различные ресурсы. Нормы затрат ресурсов на одно изделие данного вида, прибыль от реализации одного изделия и общее количество имеющихся ресурсов каждого вида приведены в таблице.
Определить, сколько столов и шкафов фабрике следует выпускать, чтобы прибыль от реализации была максимальной.
Ресурсы | Норма расхода ресурсов на одно изделие | Общее количество ресурсов | |
стол | шкаф | ||
Древесина 1 вида | 0,2 | 0,1 | |
Древесина 2 вида | 0,1 | 0,3 | |
Трудоемкость | 1,2 | 1,5 | 371,1 |
Прибыль от реализации одного изделия |
Вариант 2
Исходные данные задачи приведены схематически: внутри прямоугольника заданы удельные транспортные затраты на перевозку единицы груза, слева указаны мощности поставщиков, а сверху - мощности потребителей.
Сформулировать экономико-математическую модель исходной транспортной задачи, найти оптимальный план закрепления поставщиков за потребителями, установить единственность или не единственность оптимального плана, используя Поиск решений.
Вариант 3
Необходимо составить самый дешевый рацион питания цыплят, содержащий необходимое количество определенных питательных веществ тиамина Т и ниацина Н. Пищевая ценность рациона (в калориях) должна быть не менее заданной. Смесь для цыплят изготавливается из двух продуктов - К и С. Известно содержание тиамина и ниацина в этих продуктах, а также питательная ценность К и С (в калориях). Сколько К и С надо взять для одной порции куриного корма, чтобы цыплята получили необходимую им дозу веществ Н и Т и калорий (или больше), а стоимость порции была минимальна? Исходные данные для расчетов приведены в таблице.
Исходнные данные | |||
Содержание в 1 унции К | Содержание в 1 унции С | Потребность | |
Вещество Т | 0,10 мг | 0,25 мг | 1,00 мг |
Вещество Н | 1,00 мг | 0,25 мг | 5,00 мг |
Калории | 110,00 | 120,00 | 400,00 |
Стоимость 1 унции, в центах | 3,8 | 4,2 |
Вариант 4
Фирма "Компьютер-сервис" поставляет компьютеры под ключ четырех базовых комплектаций: «домашний», «игровой», «офисный» и «экстрим». Известны средние затраты времени на сборку, проверку и подключение компьютеров. Каждый компьютер приносит определенный уровень прибыли, но спрос ограничен. Кроме того, в плановом периоде ограничен ресурс человеко-часов, отведенных на выполнение каждой производственной операции. Определить, сколько компьютеров каждого типа необходимо произвести в плановом периоде, имея целью максимизировать прибыль.
Компьютер | Прибыль за модель, руб | Максимальный спрос на товар | Требуется часов на подключение | Требуется часов на сборку | Требуется часов на проверку |
Домашний | 0,9 | 1,2 | 1,3 | ||
Игровой | 1,1 | 1,5 | 1,5 | ||
Офисный | 0,7 | 0,9 | 0,9 | ||
Экстрим | 1,3 | 1,1 | 1,2 | ||
Доступно человеко-часов на каждую операцию |
Вариант 5
На лесопилку поступают доски длиной 10 м. По контракту лесопилка должна поставить клиенту не менее 100 досок длиной 5 м, не менее 200 досок длиной 4 м и не менее 300 досок длиной 3 м. Как работникам лесопилки выполнить условия контракта, разрезав наименьшее количество досок?
Вариант 6
Компания "Евростройтур" организует экскурсионные автобусные туры по странам Европы. Компания получила 4 новых автобуса и предполагает направить их на маршруты во Францию, Италию, Чехию и Испанию. Каждый автобус обслуживают 2 водителя. Компанией приглашены 8 водителей, в различной степени знакомых с дорогами европейских стран (в % от экскурсионного маршрута).
Необходимо распределить водителей так, чтобы общий показатель освоения маршрутов был максимальным.
Франция | Италия | Чехия | Испания | |
Александр | ||||
Алексей | ||||
Валентин | ||||
Василий | ||||
Николай | ||||
Виктор | ||||
Андрей | ||||
Юрий |
Вариант 7
Решить задачу методом ветвей и границ, решая отдельные задачи линейного нецелочисленного программирования с помощью функции "Поиск решения" в Microsoft Excel (в случае, если первая же задача ЛП выдает целочисленное решение, не позволяя ветвить задачу, немного изменить начальные условия).
Состав еды рядовых регламентируется верховной ставкой главнокомандующего, которая устанавливает нижние нормы питания в сутки по основным компонентам: 1500 килокалорий, 100 г белков, 280 г углеводов, 90 г жиров, 1 кг воды. На складах есть 4 вида продуктов, которые выдают сухим пайком: лимонад, тушенка в маленьких банках, ломтики хлеба и пирожки с ежевикой. Стоимость этих четырех продуктов соответственно 12 руб., 34 руб., 3 руб. и 20 руб. Какова минимальная сумма, которую можно затратить на питание одного человека?
Продукты | Калории | Белки | Углеводы | Жиры | Вода |
Лимонад | 20 г | 480 мл | |||
Тушенка | 60 г | 10 г | 30 г | 10 мл | |
Хлеб | 50 г | 5 г | |||
Ягодный пирог | 10 г | 40 г |
Вариант 8
Предприятие выпускает два вида продукции: Изделие 1 и Изделие 2. На изготовление единицы Изделия 1 требуется затратить a11 кг сырья первого типа, a21 кг сырья второго типа, a31 кг сырья третьего типа.
На изготовление единицы Изделия 2 требуется затратить a12 кг сырья первого типа, a22 кг сырья второго типа, a32 кг сырья третьего типа. Производство обеспечено сырьем каждого типа в количестве b1 кг, b2 кг, b3 кг соответственно.
Рыночная цена единицы Изделия 1 составляет c1 тыс. руб., а единицы Изделия 2 - c2 тыс.руб.
Требуется:
1) построить экономико – математическую модель задачи;
2) составить план производства изделий, обеспечивающий максимальную выручку от их реализации при помощи графического метода решения задачи линейного программирования.
3) составить план производства изделий, обеспечивающий максимальную выручку от их реализации при помощи табличного симплекс – метода решения задачи линейного программирования.
4) составить план производства изделий, обеспечивающий максимальную выручку от их реализации, используя надстройку «Поиск решения» в среде MS EXCEL.
Вариант 9
Предположим, что есть набор данных, состоящий из 8 пунктов, каждому из которых соответствует свое значение. Необходимо скомбинировать значения в две группы так, чтобы суммы значений этих групп примерно совпадали. Чтобы указать привязанность пункта к группе, будем помечать их единицей (1), в противном случае нулем (0). Суммируйте значения каждого пункта в группе, и затем подведите итог в конце столбца. Обработать значение каждого пункта в каждой группе: для этого умножаем значение пункта на значение группы, соответствующее этому пункту. Свести сумму групп и работайте с разницей между ними. Задача минимизировать разницу между суммами групп.
Вариант 0
Пусть известно, что для нормальной работы больницы необходимо 5-7 санитарок, 8-10 медсестер, 10 врачей, 3 заведующих отделениями, главный врач, заведующий аптекой, заведующая хозяйством и заведующий больницей. Общий месячный фонд зарплаты должен быть минимален. Необходимо определить, какими должны быть оклады сотрудников больницы, при условии, что оклад санитарки не должен быть меньше прожиточного минимума 80 рублей.
В качестве модели решения этой задачи возьмите линейную функцию. Запишем ее так:
N1*A1*C+N2*(A2*C+B2)+...+N8*(A8*C+B8) = Минимум.
В этом уравнении нам не известно число санитарок (N1), медсестер (N2), врачей (N3) и оклад санитарки (С).