Психо-физиологические основы изучения орфографии: труды В.А. Добромыслова, Г.Г. Граник, М.Т. Баранова
Большое значение в процессе обучения орфографии имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления. Вместе с тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией.
Овладение орфографическими умениями – процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других – достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по-разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Эти факты привлекали внимание методистов русского языка М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и других. В начале 70-х гг. М.М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их школьники видят в словах) – фактическими.
Орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, целесообразно называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся, - неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неактуальную имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии: уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.
В психологии и в методике преподавания русского языка установлен факт неумения учащихся применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это связано с тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. М.В. Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил. Затруднения учащихся имеют фонетическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую природу.
Орфографические умения и навыки в силу соей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в формировании умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная и моторная. Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти.
Методика орфографии
Орфограмма – написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу.
Тип орфограммы – принадлежность орфограммы в зависимости от графического способа ее обозначения к одной из групп, имеющие свои опознавательные признаки.
Опознавательные признаки, или приметы орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым легко обнаруживается орфограмма.
Орфография устанавливает правила употребления: 1) букв для передачи звуков не своими буквами; 2) больших букв; 3) дефиса и пробела (пространства в слове и между словами, не заполненного буквами); 4) черточки для обозначения переноса части слона с одной строки надругую.
Запомнитьи понять орфографическое правило— это запомнитьусловия и понять их связь с правильным правописанием. Например, в правиле о правописании букв о и е в суффиксах -ок (-ек) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правилоформулируется так: «После шипящихпод ударением в суффиксах существительныхпишется буква о, без ударения — буква е». Условия выбора правильного написания можно указывать в любом порядке, и тогда получается другой вариант этого правила, например: «В суффиксах существительных под ударением после шипящих пишется буква о, без ударения — буква е».
Орфографическое правило — это краткое предписание, устанавливающееобязательное для всех написание, атакже определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условие (в корне -зар- - -зор- вбезударном положении) и норму (пишется а). Орфографические правила бывают простые (ча, ща пиши с буквой а) и сложные — в 2 — 5 действий (например, проверка глагольного окончания в слове видишь); грамматико-орфографические, предполагающие решение орфографическойзадачи на грамматической основе, и не грамматические.
Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие (М.Т.Баранов). Большинство орфографических правил констатирующие, в них перечисляются условия выбора орфограммы или условие запрета на какое-либо написание.
В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний.
Способность, умение обнаруживать в тексте, предназначенном для записи или уже написанном, орфограммы, а также определять их типы получили название орфографической зоркости. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок
Правила анализировались в связи с их «грамматическими обоснованиями» (Е.С.Истрина), в связи с характером действий учащихся «по указке» правил (Д.Н.Богоявленский), в связи с отношением правил «к орфограмме и к познающим силам ученика» (Н.С. Рождественский). Наиболее приемлемой представляется типология орфографических правил, предложенная Г. Н. Приступой: имея в виду функции, которые правила выполняют, правила можно разделить на три основных типа: 1) правило-указание, 2) правило-руководство, 3) правило-инструкция.
Правило-указание — это такое правило, в котором указывается, какую букву следует писать в конкретном случае, без мотивировки соответствующего написания, например: «В 3-м лице ед. ч. пишется -тся, а в неопределенной форме — -ться; учится (что делает?), учиться (что делать?)».
Правило-руководство — это правило, содержащее условие, при котором необходимо выбрать именно данное написание, например: «В корне -раст- (-ращ-, -рос-) пишется а перед cm и ц, а в остальных случаях — о».
Правило-инструкция — это правило, в котором указывается, какие операции надо выполнить, чтобы установить единственно верное написание, например: «Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными [в|, [д], (л), [т], нужно подобрать проверочное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо».
Наиболее легкий тип правил — правила первой группы. Несколько труднее усваиваются правила второй группы. Еще более трудным является усвоение правил третьей группы, так как их применение требует от ученика умения дифференцировать языковые факты и отбирать из них именно те, которые нужны для данного случая. Кроме того, применение правил третьей группы требует более развитого мышления.
Г. Н. Приступа отмечает, что непременными условиями усвоения правила, умения переносить его на конкретные примеры являются: 1) участие в выведении обобщающего правила самих учащихся; 2) дополнение правила алгоритмическим предписанием о способах применения правила; 3) показ учащимся образца использования обобщающего правила на практике; 4) строгая последовательность операций, особенно на первоначальном этапе применения обобщающего правила; 5) отработка правила не только на препарированных или специально подобранных примерах, но и в широком контексте, в естественной речевой ситуации, когда данная орфограмма рядом с другими орфограммами.
После ознакомления с понятиями «орфограмма» и «опознавательные признаки орфограмм» учащимся следует предложить упражнения следующих видов: указать в словах опознавательные признаки (приметы) орфограмм («точек» применения правил); найти и подчеркнуть орфограммы в словах, либо точки в приставках (корнях и т.д.), либо во всех частях слова, либо во всех словах данною предложения. В формировании орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении орфографическая зоркость автоматизируется и может расцениваться уже как навык.
Длительное время в методах орфографии преобладали методы, опирающиеся на грамматику, на общее языковое развитие, на зрительную память (списывание) и пр. В настоящее время принята и совершенствуется дифференцированная методика, учитывающая особенности самих орфографических явлений, которая опирается на принципы орфографии, на тонкое понимание значений слов и их сочетаний, на языковое чутье.
2. Умения и навыки — это интеллектуально-моторные действия учащихся.
Орфографические умения — это составная часть умений по русскому языку при завершении курса. В современных программах по русскому языку даны перечни умений для каждого класса, в том числе и по орфографии. В одной из программ обозначены такие умения для V и VI классов.
К концу V класса: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых (по списку) произношением гласных и согласных; о — е после шипящих в корне, чередующиеся а —о, е—и в корнях -раст-1-рос-, -лаг-/-лож-, типа -мер-/-мир-, -тер-/'-тир-; знать неизменяемые приставки (в-, па-, с- и т.д.), приставки на -3-/-с- (раз-/рас-, из-/ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу—щу, чк, чн, нщ, рщ; верно употреблять разделительные ь — ъ после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.
К концу VI класса: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание, правильно писать слева, написание которых подчиняется правилам, изученным в VI классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке; свободно пользоваться орфографическим словарем и т.д.
Орфографические умения формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, морфемике, словообразованию. Важнейшим в орфографических умениях является момент осознанности, что обеспечивает возможность неформальной самопроверки. Основные орфографические умения учащихся состоят в следующем: находить орфограммы в словах и словосочетаниях; правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами; определять проверяемость /непроверяемость; проверять орфограммы, пользуясь правилами, справочниками и словарями; осуществлять орфографический разбор слов, словосочетаний; выполнять орфографическое комментирование (полное и частичное); производить орфографическую проверку написанного текста, находить, объяснять и исправлять орфографические ошибки как в собственном, так и в чужом тексте. В процессе обучения орфографии в средней школе формируются, развиваются и совершенствуются орфографические навыки.
Орфографический навык — это совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Он относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обучения и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место, при этом конечная цель обучения орфографии — максимальная автоматизация письма. Орфографические умения впервые начали включаться в школьную программу по русскому языку в 1978 году М.Т.Барановым.
Овладение орфографическими умениями и формирование орфографических навыков — процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних и тех же орфограмм учащиеся овладевают по-разному и с разной скоростью в связи с тем, что среди них встречаются трудные случаи применения правил. Эти факты привлекали внимание методистов русского языка (М.В.Ушакова, Н.С.Рождественского, В.А.Добромыслова, А.В.Текучева, Н.Н.Алгазиной, М.Т. Баранова, Г. Н. Приступы и др.). В 70-е годы М. М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети чаще всего не видят в словах), а орфограммы, которые они еще не усвоили, — фактическими (их школьники в словах, как правило, видят).
В 90-е годы М.Т.Баранов предложил орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся, — неактуальными. С учетом предложенного знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неактуальную имеет огромное значение для совершенствования орфографической работы и правильного распределения усилий для обучения орфографии.
Орфограммы имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Названия орфограмм помимо своего прямого назначения одновременно являются и заглавиями орфографических правил, т.е. они выполняют две функции.
Названия видов орфограмм в качестве содержания обучения включаются в школьные программы, в учебниках же для учащихся они представлены как заголовки орфографических параграфов, а также в заданиях к упражнениям. Формулировки орфографических правил даются в учебниках для изучения, запоминания, повторения и обобщения.
Формирование, развитие и совершенствование орфографических навыков должны опираться на анализ состава слова. Для осуществления этого анализа учащимся надо научиться выделять слова из контекста. Между тем в школьных учебниках почти нет специальных упражнений на выделение слов с трудными написаниями и орфограмм в них, чаще всего они выделены заранее, следовательно, не способствуют выработке у учащихся сознательного орфографического навыка, так как известно, что во многих случаях неразличение слов и грамматических категорий является одной из причин орфографических ошибок.