Алгоритм введения нового словарного слова
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Целенаправленность, чёткость и логика урока
Вопросы для анализа (самоанализа урока):
· Какие цели поставлены учителем на уроке? Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы?
Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
· Каким способом цели урока были доведены до учащихся!
Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.
Формы предъявления:
1) устная форма постановки целей и задач;
2) запись на доске (к концу урока должны узнать научиться...);
3) постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ (на доске помещается знак ?_).
В ходе урока — обращаться к нему:
- Ответ на какой вопрос ищем?
- Что нам нужно узнать?
В конце урока — обязательно вернуться:
- На какой вопрос должны были найти ответ?
- Кто может ответить? Кто хочет уточнить?
- Молодцы! Цель урока достигнута!
- Ставились ли промежуточные задачи?
Перед каждым отдельным этапом урока желательно ставить промежуточную задачу (устно) и в конце этапа подводить итог: «Что узнали? Что повторили? Чему научились? Что ещё не знаем? Идём дальше!». Каждый такой вопрос формирует у ученика осознанность выполнения действий, понимание того, для чего выполняется то или иное упражнение.
- Все ли упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели?
- Насколько удалось выдержать содержательную логику урока?
- Какова интенсивность работы с одним упражнением!
- Насколько оправдана замена учителем материала учебника своими упражнениями (если она присутствовала)?
Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.
- Адекватны ли теме, цели и содержанию урока методы и формы организации учебной деятельности?
Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.
- Какой конечный результат получен? Соответствует ли он поставленной цели? Каким способом учитель проверил достижение поставленной цели?
Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.
2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода
Ведущее требование правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся.
Основные направления работы:
- лексическая работа или работа над словарем;
- развитие синтаксического строя речи (работа над предложением);
- связная речь (работа над текстом);
- работа над звуковой культурой речи.
3. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)
3.1. Минутки чистописания на каждом уроке - 5- 8 минут
2 класс - не менее 2 строк;
3 класс - 2-3 строчки;
4 класс - 3-4 строчки.
Требования:
- сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
- образец учителя на доске;
- опора на анализ графических ошибок учащихся;
- связь с уроком (по возможности).
Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах (см. учебную программу по каждому классу):
- закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.);
- отработка формы букв (по группам);
- работа над соединениями букв;
- выработка у учащихся плавности и ритмичности письма;
3.2.Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса.
Тетради в одну линию - с 3 класса.
3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся
2 класс - ежеурочно;
3 класс - 2-3 раза в неделю;
4 класс - 1 -2 раза в неделю.
Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.
4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов снепроверяемым написанием (словарных слов)
4.1. На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой {подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.).
Знакомство с новым словарным словом
Классический вариант работы - вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок - знакомство с новым словом, на 2-х последующих - отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.
Алгоритм введения нового словарного слова
· осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);
· звуковой анализ слова (произносим - выделяем слоги - ставим ударение - интонируем все звуки);
· зрительный образ слова (карточка);
· орфографическое чтение;
· установление разницы в произношении и написании;
· решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);
· запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
· подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
· определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать).
Обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение.
Важнообратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой).
4.3. Этап закрепления — используются разнообразныеприёмы:
- группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель,
школа и т.д.);
- группировка по алфавиту;
- группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а;
а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, ее);
- составление индивидуального орфографического словарика;
· зрительный диктант - «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;
· картинный диктант - учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
· диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.
· диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатывается потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др.
4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):
2 класс- 4- 6- 6 — 8 слов;
3 класс- 8- 8-10-10 слов;
4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов.
5. Организация сопутствующего повторения
Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике.
Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.).
6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора
На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.
Обязательно 1 вид разбора:
· звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма;
· по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма;
· слово как часть речи (морфологический) — только устная форма;
· предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).