Влияние параметров на качество

Исследование линейных систем

В среде MATLAB/SIMULINK

Методические указания к лабораторным работам

по дисциплине «Теория управления»

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

УДК 519.71(075.9)

Исследование линейных систем в среде MATLAB/SIMULINK: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Теория управления” / Сост.: А. А. Бурмистров, В. Б. Второв, И. А. Приходько, О. Э. Якупов. СПб.: Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2004. 24 с.

Содержат программы и методики выполнения лабораторных работ по анализу математических моделей систем автоматического управления на ЭВМ.

Предназначены для студентов направлений 550200, 551300, 652300, 651900, 652000, специальности 210500 и других специальностей факультета электротехники и автоматики.

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

влияние параметров на качество - student2.ru © СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2004

Предисловие

Настоящие методические указания предназначены студентам, выполняющим лабораторный практикум по дисциплине "Теория управления" учебных планов подготовки бакалавров по направлениям 550200 "Автоматизация и управление", 551300 "Электротехника, электромеханика, электротехнологии" и инженеров по специальности 210500 "Системы управления летательными аппаратами" и ряду других специальностей факультета электротехники и автоматики СПбГЭТУ "ЛЭТИ".

Материал лабораторных работ охватывает широкий круг типовых задач анализа систем автоматического управления во временнόй, комплексной и частотных областях. Несколько последних работ направлены на углубление понимания студентами некоторых методов синтеза автоматических систем.

Предполагается, что все работы выполняются на персональном компьютере с использованием системы моделирования MATLAB / SIMULINK или другого пакета, позволяющего осуществлять математическое моделирование динамических систем.

Описание каждой лабораторной работы начинается с краткого изложения основных сведений, необходимых для ее выполнения, и заканчивается контрольными вопросами для самопроверки. В зависимости от технических возможностей лабораторной базы и простой целесообразности иллюстративный материал, включаемый студентами в свои отчеты, может содержать как твердые копии экрана, так и выполненные от руки эскизы.

Лабораторная работа №1

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТИПОВЫХ ЗВЕНЬЕВ САУ ВО ВРЕМЕННОЙ И ЧАСТОТНОЙ ОБЛАСТЯХ

Цель работы – анализ переходных и частотных характеристик важнейших типовых звеньев систем автоматического управления.

Основные сведения

Переходная характеристика (ПХ) динамического звена (или системы) – это его реакция влияние параметров на качество - student2.ru на единичное ступенчатое входное воздействие влияние параметров на качество - student2.ru при нулевых начальных условиях (ННУ). Для ПХ обычно используют специальное обозначение влияние параметров на качество - student2.ru . Передаточной функцией (ПФ) звена называют отношение изображения по Лапласу выходной и входной переменных этого звена при ННУ: влияние параметров на качество - student2.ru .

Частотная передаточная функция (ЧПФ) влияние параметров на качество - student2.ru получается из ПФ подстановкой влияние параметров на качество - student2.ru . Годограф функции влияние параметров на качество - student2.ru при изменении аргумента влияние параметров на качество - student2.ru от влияние параметров на качество - student2.ru до влияние параметров на качество - student2.ru называется амплитудно-фазовой частотной характеристикой (АФХ). Если ЧПФ представлена в показательной форме влияние параметров на качество - student2.ru влияние параметров на качество - student2.ru то функции влияние параметров на качество - student2.ru называются, соответственно, амплитудной (АЧХ) и фазовой (ФЧХ) частотными характеристиками. Они характеризуют поведение устойчивого звена (системы) в установившемся режиме при гармоническом входном воздействии и могут быть определены экспериментально. Для этого на вход исследуемого звена необходимо подавать гармоническое воздействие постоянной амплитуды и различной частоты. Тогда установившаяся реакция звена на это воздействие будет также гармонической функцией той же частоты, но, вообще говоря, другой амплитуды и с фазовым сдвигом относительно входной гармоники. Отношение амплитуд выходной и входной гармоник на каждой заданной частоте равно значению АЧХ, а относительный фазовый сдвиг этих функций – значению ФЧХ на указанной частоте.

Функция влияние параметров на качество - student2.ru называется логарифмической амплитудной частотной характеристикой (ЛАХ) и графически изображается как функция частоты влияние параметров на качество - student2.ru , рад/c, откладываемой по оси абсцисс в логарифмическом масштабе, т. е. фактически как функция безразмерной переменной влияние параметров на качество - student2.ru , откладываемой в равномерном масштабе. Значения влияние параметров на качество - student2.ru измеряются в децибелах (дБ) и откладываются по оси ординат в равномерном масштабе. ФЧХ, изображаемая как функция частоты, откладываемой в логарифмическом масштабе, называется логарифмической фазовой частотной характеристикой (ЛФХ). Ее значения измеряются в градусах или радианах. ЛАХ и ЛФХ называются логарифмическими частотными характеристиками (ЛЧХ).

Программа работы

1. Задать интегрирующее звено с передаточной функцией влияние параметров на качество - student2.ru , взяв значение влияние параметров на качество - student2.ru из табл. 1.1 (номер варианта задает преподаватель).

2. Выполнить анализ характеристик звена и ответить на приведенные вопросы.

а) Чему равно значение ПХ влияние параметров на качество - student2.ru при влияние параметров на качество - student2.ru ?

б) Что представляют собой графики ЛАХ и ЛФХ ?

в) На какой частоте ЛАХ пересекает ось абсцисс ?

г) Как изменятся ПХ и ЛАХ при увеличении значения влияние параметров на качество - student2.ru вдвое ?

3. Задать апериодическое звено первого порядка с ПФ влияние параметров на качество - student2.ru влияние параметров на качество - student2.ru , взяв то же значение влияние параметров на качество - student2.ru , что и в п. 1.

4. По результатам анализа ответить на приведенные вопросы.

а) Чему равно значение влияние параметров на качество - student2.ru ?

б) Каков полюс ПФ ?

в) Каковы значения ЛАХ и ЛФХ на частотах влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru ?

г) Как изменятся значения ПХ и ЛЧХ при уменьшении значения влияние параметров на качество - student2.ru в 2 раза ? Что при этом произойдет с АФХ ?

д) Как изменятся значения ПХ и ЛЧХ при увеличении коэффициента передачи в 2 раза ?

5. Задать неустойчивое апериодическое звено первого порядка с ПФ влияние параметров на качество - student2.ru , назначив значение влияние параметров на качество - student2.ru в соответствии с п. 1.

6. На основании анализа ПХ, ЛАХ, ЛФХ, АФХ, полюса ПФ дать характеристику различий в свойствах звеньев, заданных в пп. 3 и 5.

7. Задать колебательное звено с ПФ влияние параметров на качество - student2.ru с параметрами из табл. 1.1.

Таблица 1.1

Параметр Вариант
влияние параметров на качество - student2.ru , с 0.1 0.2 0.25 0.4 0.5 0.8 1.0 1.25 1.6 2.0
влияние параметров на качество - student2.ru 0.4 0.3 0.25 0.2 0.1 0.08 0.06 0.05 0.04 0.03

8. Выполнить анализ характеристик звена и ответить на приведенные вопросы.

а) Как влияет на показатель качества ПХ (максимальное значение, длительность переходного процесса, период колебаний) уменьшение коэффициента затухания влияние параметров на качество - student2.ru в 5 раз по сравнению с заданным?

б) Как повлияет на эти же показатели уменьшение постоянной времени влияние параметров на качество - student2.ru в 2 раза ?

в) Как меняется картина расположения полюсов передаточной функции при изменении влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru ?

г) Что происходит с высотой резонансного пика ЛАХ при уменьшении влияние параметров на качество - student2.ru и с резонансной частотой влияние параметров на качество - student2.ru при уменьшении влияние параметров на качество - student2.ru ?

9. Увеличить значение влияние параметров на качество - student2.ru до произвольного значения, большего или равного единице, превратив тем самым звено в апериодическое звено второго порядка. Описать изменения, произошедшие с ПХ и с расположением полюсов на комплексной плоскости.

10. Определить путем имитации реального эксперимента значения АЧХ (ЛЧХ) и ФЧХ (ЛФХ) апериодического звена (значение влияние параметров на качество - student2.ru взять из табл.1.1) при трех значениях частоты влияние параметров на качество - student2.ru : влияние параметров на качество - student2.ru . Рекомендуется воспользоваться следующей последовательностью действий:

· на вход исследуемого звена подать гармонический сигнал единичной амплитуды и заданной частоты;

· определить амплитуду выходного сигнала влияние параметров на качество - student2.ru и его временной сдвиг влияние параметров на качество - student2.ru относительно входного; указанные измерения следует производить по прошествии интервала времени не менее влияние параметров на качество - student2.ru , когда наблюдаемый на выходе звена процесс можно считать установившимся; удобно совместить в одном окне входной и выходной процессы с помощью мультиплексора;

· определить значения АЧХ и ФЧХ как влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru , а также вычислить влияние параметров на качество - student2.ru ;

· полученные для каждого значения частоты данные занести в таблицу.

11. Описанным в предыдущем пункте способом определить значения АЧХ (ЛЧХ) и ФЧХ (ЛФХ) колебательного звена с параметрами, взятыми из табл. 1.1, при указанных значениях частоты.

Содержание отчета

1. Ответы на вопросы, содержащиеся в программе работы.

2. Результаты экспериментального определения АЧХ и ФЧХ (и, соответственно, ЛЧХ и ЛФХ) апериодического и/или колебательного звеньев. Изобразить теоретические графики асимптотических ЛАХ рассматриваемых звеньев и нанести на них точки, определенные экспериментально, а также в 4, в). Прокомментировать результаты.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения передаточной функции, частотной передаточной функции, АЧХ, ФЧХ, ЛАХ, ЛФХ звена (системы).

2. Каков "физический смысл" АЧХ и ФЧХ (с точки зрения реакции на гармоническое воздействие)?

3. Зависит ли точность экспериментального определения АЧХ и ФЧХ от интервала наблюдения?

4. Выведите аналитические выражения для переходных характеристик интегрирующего и апериодического звеньев.

5. Каков "физический смысл" постоянной времени интегрирующего звена?

6. Укажите максимальное число способов определения постоянной времени апериодического звена по графику его переходной характеристики.

7. Как связаны полюсы ПФ колебательного звена с поведением огибающей его переходной характеристики и частотой колебаний?

8. Выведите аналитическую зависимость между значением ЛАХ колебательного звена на частоте влияние параметров на качество - student2.ru и коэффициентом затухания влияние параметров на качество - student2.ru .

Лабораторная работа № 2

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ НА КАЧЕСТВО

АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Цель работы– изучение влияния изменения параметров системы на показатели качества и на характер протекающих в системе процессов.

Основные сведения

Важнейшими показателями качества (ПК) переходной характеристики (ПХ) влияние параметров на качество - student2.ru , или прямыми показателями качества системы являются:

· время регулирования влияние параметров на качество - student2.ru – время, по истечении которого ПХ не выходит из области допустимых (обычно пятипроцентных) отклонений от установившегося значения (УЗ) влияние параметров на качество - student2.ru : влияние параметров на качество - student2.ru где влияние параметров на качество - student2.ru ;

· время нарастания влияние параметров на качество - student2.ru влияние параметров на качество - student2.ru – время первого достижения УЗ;

· перерегулирование влияние параметров на качество - student2.ru влияние параметров на качество - student2.ru – превышение максимума ПХ над УЗ в процентах от УЗ: влияние параметров на качество - student2.ru .

Среди косвенных ПК систем автоматического управления широко употребляются частотные и корневые.

Некоторые частотные ПК:

· частота среза влияние параметров на качество - student2.ru – частота, при которой ЛАХ разомкнутой системы пересекает ось абсцисс: влияние параметров на качество - student2.ru ; служит мерой быстродействия системы;

· запас устойчивости по фазе влияние параметров на качество - student2.ru – превышение ЛФХ разомкнутой системы на частоте среза над уровнем – влияние параметров на качество - student2.ru (в устойчивой системе): влияние параметров на качество - student2.ru + + влияние параметров на качество - student2.ru ; с уменьшением влияние параметров на качество - student2.ru переходные процессы становятся более колебательными;

· полоса пропускания влияние параметров на качество - student2.ru – частота, при которой значение АЧХ замкнутой системы в влияние параметров на качество - student2.ru раз меньше ее значения на нулевой частоте: влияние параметров на качество - student2.ru влияние параметров на качество - student2.ru или влияние параметров на качество - student2.ru ; является мерой быстродействия системы;

· показатель колебательности влияние параметров на качество - student2.ru – отношение максимального значения АЧХ замкнутой системы к начальному значению: влияние параметров на качество - student2.ru ; характеризует склонность системы к колебаниям.

Основные корневые ПК:

· степень устойчивости влияние параметров на качество - student2.ru – расстояние от мнимой оси до ближайшего корня (или пары комплексно-сопряженных корней) характеристического полинома (ХП) замкнутой системы; является мерой быстродействия; если ПФ не имеет нулей, то при увеличении действительной и мнимой частей каждого полюса в влияние параметров на качество - student2.ru раз длительность переходного процесса сократится также в влияние параметров на качество - student2.ru раз;

· колебательность влияние параметров на качество - student2.ru – отношение модулей мнимой и вещественной частей ближайшей к мнимой оси пары комплексных корней ХП; чем больше влияние параметров на качество - student2.ru , тем меньше затухание колебаний за период.

Некоторые способы суждения об устойчивости системы:

· для асимптотической устойчивости необходимо и достаточно, чтобы все корни ХП располагались в левой полуплоскости; если один корень находится в начале координат или одна пара корней – на мнимой оси (остальные – в левой полуплоскости), то система находится на границе устойчивости – соответственно, апериодического или колебательного типа);

· в асимптотически устойчивой системе все коэффициенты ХП положительны; если хотя бы один из коэффициентов ХП отрицателен, система неустойчива;

· согласно критерию Гурвица, для асимптотической устойчивости системы третьего порядка с положительными коэффициентами ХП необходимо и достаточно, чтобы произведение двух средних коэффициентов было больше произведения двух крайних коэффициентов (для колебательной границы устойчивости имеет место равенство этих произведений);

· согласно критерию Найквиста, если ПФ разомкнутой системы имеет полюсы только в левой полуплоскости (кроме, возможно, одного нулевого), то для асимптотической устойчивости замкнутой системы необходимо и достаточно, чтобы при изменении частоты от нуля до бесконечности АФХ разомкнутой системы не охватывала точку с координатами (–1, j0), или, что то же самое, чтобы разность между числом положительных (сверху вниз) и отрицательных (снизу вверх) переходов АФХ через луч ( влияние параметров на качество - student2.ru ] равнялась нулю; в терминах ЛЧХ это соответствует тому, что в диапазоне частот, где ЛАХ разомкнутой системы лежит выше оси, разность между числом положительных (снизу вверх) и отрицательных (сверху вниз) переходов ЛФХ через горизонтальную прямую с ординатой влияние параметров на качество - student2.ru равняется нулю.

Программа работы

Работа рассчитана на два занятия: программа первого включает задания 2.2.1 и 2.2.2, второго – 2.2.3.

2.2.1. Исследование влияния контурного коэффициента
усиления системы на ее динамические свойства

1. Задать структурную схему системы третьего порядка, составленную из последовательно соединенных звеньев с ПФ влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru , охваченных единичной отрицательной обратной связью. Назначить влияние параметров на качество - student2.ru в соответствии с нижеприведенными вариантами и задать влияние параметров на качество - student2.ru :

Вариант
влияние параметров на качество - student2.ru 1.0 0.1 2.0 0.2 2.5 0.25 0.8 0.5 0.4 4.0

2. Для значений влияние параметров на качество - student2.ru , равных влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru , определить и занести в таблицу значения влияние параметров на качество - student2.ru корней ХП, влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru . Описать изменение характера переходного процесса с увеличением влияние параметров на качество - student2.ru .

3. Увеличить влияние параметров на качество - student2.ru до значения влияние параметров на качество - student2.ru . Ответить на вопросы: каким стал переходный процесс? какие изменения произошли с корнями ХП?

4. Разомкнуть обратную связь. Для значений влияние параметров на качество - student2.ru , указанных в пп. 2 и 3, определить и занести в таблицу влияние параметров на качество - student2.ru и (только для первых трех значений влияние параметров на качество - student2.ru ) влияние параметров на качество - student2.ru , а также исследовать с позиций критерия Найквиста изменения, происходящие в АФХ и ЛЧХ с ростом влияние параметров на качество - student2.ru .

2.2.2. Исследование влияния относительной инерционности
звеньев системы на ее устойчивость

5. В предыдущей схеме, но с замкнутой обратной связью и со значением влияние параметров на качество - student2.ru , назначенном в п. 3, уменьшить влияние параметров на качество - student2.ru в 4 раза. Описать изменения, произошедшие в характере переходного процесса и в расположении корней ХП.

6. Задать структурную схему системы, состоящей из трех последовательно соединенных апериодических звеньев с постоянными времени влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru , охваченных единичной отрицательной обратной связью. Одно из звеньев имеет коэффициент передачи влияние параметров на качество - student2.ru , остальные – единичный.

7. Назначить влияние параметров на качество - student2.ru , где влияние параметров на качество - student2.ru – произвольная константа. Подобрать такое значение влияние параметров на качество - student2.ru контурного коэффициента влияние параметров на качество - student2.ru , при котором система выйдет на колебательную границу устойчивости, т. е. ПХ примет вид незатухающих колебаний. Определить частоту влияние параметров на качество - student2.ru , Гц, этих колебаний.

8. Назначить влияние параметров на качество - student2.ru . Снова определить влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru , сравнить их с предыдущими значениями.

9. Оставив влияние параметров на качество - student2.ru , задать новое соотношение постоянных времени: влияние параметров на качество - student2.ru . Охарактеризовать изменения, произошедшие в свойствах системы. Увеличением влияние параметров на качество - student2.ru определить новое значение влияние параметров на качество - student2.ru .

10. По результатам исследований в пп. 5–9 ответить на вопрос: какие факторы – абсолютные значения постоянных времени или их соотношения – влияют на устойчивость, характер переходных процессов в системе и на ее критический коэффициент усиления ?

2.2.3. Изучение стандартных полиномов
и диаграммы Вышнеградского

11. Задать структурную схему системы третьего порядка в управляемой канонической форме (рисунок).

влияние параметров на качество - student2.ru

12. Задать систему с единичным коэффициентом передачи и ХП Баттерворта, для чего назначить влияние параметров на качество - student2.ru Значение влияние параметров на качество - student2.ru взять из приведенных ниже:

Вариант
влияние параметров на качество - student2.ru 2,5

13. Определить корни ХП и установить закономерность их геометрического расположения на комплексной плоскости. Определить влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru

14. Повторить анализ, увеличив влияние параметров на качество - student2.ru в 2 раза.

15. Задать систему с биномиальным ХП, назначив влияние параметров на качество - student2.ru

влияние параметров на качество - student2.ru (оставить первоначальное значение влияние параметров на качество - student2.ru ) и повторить п. 13.

16. Задать звено с ПФ влияние параметров на качество - student2.ru

Параметр Номер опыта
A 0.5
B 0.5

17. Последовательно задавать комбинации значений параметров Вышнеградского влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru согласно таблице. Для каждого из сочетаний определить полюсы ПФ и описать характер ПХ.

Содержание отчета

1. Структурные схемы и численные значения их параметров.

2. Результаты по каждому пункту программы работы и комментарии к ним. Ответы на вопросы, содержащиеся в программе работы.

3. Вычисление критических значений контурного коэффициента в заданиях 2.2.1 и 2.2.2 исходя из условия нахождения системы на границе устойчивости (по критерию Гурвица). влияние параметров на качество - student2.ru

4. Графики зависимости влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru от влияние параметров на качество - student2.ru . При определении влияние параметров на качество - student2.ru учесть, что влияние параметров на качество - student2.ru (Прокомментировать графики, изобразив по ПФ (см. начало программы работы) асимптотические ЛАХ разомкнутой системы при различных влияние параметров на качество - student2.ru и (эскизно) ЛФХ.)

5. Значения корней стандартных полиномов и значения влияние параметров на качество - student2.ru с анализом влияния на них значения влияние параметров на качество - student2.ru и пояснением связи характера ПХ с картиной расположения корней на плоскости.

6. Эскиз диаграммы Вышнеградского с нанесенными на нее точками, определяющими заданные в таблице на с. 11 сочетания параметров влияние параметров на качество - student2.ru и влияние параметров на качество - student2.ru ; вывод о связи характера ПХ с полюсами ПФ.

Для построения диаграммы необходимо:

· изобразить систему координатных осей для параметров влияние параметров на качество - student2.ru (ось абсцисс) и влияние параметров на качество - student2.ru (ось ординат); оцифровку осей задать в пределах от 0 до 6;

· изобразить границу устойчивости согласно уравнению влияние параметров на качество - student2.ru (выше этой границы располагается область устойчивости);

· для значений 0 < A £ 3 изобразить кривую DC, описываемую уравнением влияние параметров на качество - student2.ru ; правая граница этой кривой – точка C имеет координаты (3;3);

· изобразить кривые CE и CF (симметричные относительно биссектрисы квадранта), которые описываются одним и тем же параметрически заданным уравнением влияние параметров на качество - student2.ru где влияние параметров на качество - student2.ru – параметр; для построения кривой CE необходимо задавать влияние параметров на качество - student2.ru (здесь влияние параметров на качество - student2.ru ), а для построения кривой CF – 0 < a £ 1 (здесь влияние параметров на качество - student2.ru );

· обозначить цифрами I, II, и III следующие области:

I – между границей устойчивости и линией DCF (в этой области ХП имеет один вещественный корень и пару комплексно-сопряженных корней, расположенных ближе к мнимой оси, чем вещественный);

II – выше кривой DCE (здесь ХП имеет те же типы корней, что и в области I, но ближайшим к мнимой оси является вещественный корень);

III – между кривыми CF и CE (здесь все корни ХП вещественны).

2.4. Контрольные вопросы

1. Дайте определения основных показателей качества динамики САУ.

2. Как уменьшение запаса устойчивости отражается на значениях других показателей качества ?

3. Какими мерами можно повысить критическое значение контурного коэффициента усиления системы?

4. В чем польза диаграммы Вышнеградского?

5. Почему граница устойчивости на диаграмме описывается уравнением влияние параметров на качество - student2.ru ?

6. Каковы значения корней ХП в точке C ?

Лабораторная работа № 3

Наши рекомендации