Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица?

Выявить умения представлять эмпирический материал графически и с помощью параметров распределений.

Выявить умения выбирать и рассчитывать меры связи для оценки зависимостей между признаками.

Выявить умения выбирать и рассчитывать критерии различий при сравнении выборок.

Методические указания:

Во всех заданиях контрольной работы ответы на приведенные вопросы-задания должны быть статистически обоснованы, то есть выбор тех или иных математико-статистических методов анализа должен быть доказан.

При выполнении всех заданий должны быть приведены все таблицы, необходимые для расчета параметров, коэффициентов и критериев различий (все промежуточные расчеты, а не только ответ).

Не забудьте в этих заданиях привести критические значения мер связи и сформулировать свой ответ (вывод).

Таблицы с критическими значениями приводятся в отдельном файле.

Задание №1

Следующие данные представляют собой оценки 75 взрослых людей в тесте на определение коэффициента интеллекта Стенфорда-Бине:

141, 104, 101, 130, 148, 92, 87, 115, 91, 96, 100, 133, 124, 92, 123, 132, 118, 98, 101, 107, 97, 124, 118, 146, 107, 110, 111, 138, 121, 129, 106, 135, 97, 108, 108, 107, 110, 101, 129, 105, 105, 110, 116, 113, 123, 83, 127, 112, 114, 105, 127, 114, 113, 106, 139, 95, 105, 95, 105, 106, 109, 102, 102, 102, 89, 108, 92, 131, 86, 134, 104, 94, 121, 107, 103.

Вам необходимо:

a) Построить сгруппированное распределение частот для 75 оценок.

b) Найти параметры распределения (медиану, среднее арифметическое, стандартное отклонение и коэффициент вариации).

c) Определить 50-й процентиль.

d) Построить полигон частот дифференциального распределения.

А) Построить сгруппированное распределение частот для 75 оценок.

Определение размаха 148 – 83= 65

Интервал разрядов 5. Число разрядов 13. Размах 150 – 80=70. Число разрядов 70/5=14.

Определение границ разрядов первый с 80 по 93, второй с 94 по 107, третий с 108 по 121, четвертый с 122 по 135, пятый с 136 по 149.

Интервал Абсолютная частота Относительная частота
80-93 0,120
94-107 0,373
108-121 0,253
122-135 0,187
136-149 0,067
сумма 1,000


B) Найти параметры распределения (медиану, среднее арифметическое, стандартное отклонение и коэффициент вариации).

Md – медиана

К=14, W=108, n=75, f=19, Σ=28 и потому Мd=115

аср.арифм - среднее арифметическое

а1=83… ап=148, n=75 и потому аср.арифм = 110,87 ≈ 111

S – стандартное отклонение = 15.00724

C) 50й процентиль = 56,605, где Σ=113210,00

D) Построить полигон частот дифференциального распределения

                           
    Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица? - student2.ru
 
 
 
 
   
80-93
 
94-107
 
108-121
 
122-135
 
136-149

Задание № 2

При сплошном обследовании воспитанников и учащихся учебного комплекса "детский сад - школа" были выявлены три группы риска нарушенного личностного развития. В состав обследования входила, наряду с другими методиками, диагностика вербального интеллекта (по субтесту №5 WISC – стандартизованные баллы).

Вам предлагается установить наличие или отсутствие статистически значимых различий между группами риска I и III по параметрам распределения оценок вербального интеллекта. Данные представлены в таблице.

Параметры распределений оценок интеллекта Группа риска I (13 человек) Группа риска III (33 человека)
IQ verb Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица? - student2.ru
σx

Расчеты:

t = (13-6)/(4-2) = 4,5


Задание № 3

Изучались психологические особенности школьников 9-а ("хорошего") и 9-в ("плохого") классов. Оцените, различаются ли оценки интеллекта у учеников обоих классов. Показателем развития интеллекта служил ИП (интегральный показатель, представляющий собой сумму баллов (первичная оценка) по методике КОТ — Краткий отборочный тест). Данные приведены в таблице.

9-а класс ИП 9-в класс ИП
1. З—ва К.   1. А — нян
2. А — в   2. Б — ко
3. Б — ва   3. Б — ов
4. Б а— ин   4. Г — ва
5. Бел — ва   5. К — ва
6. Б — ный   6. К —ов
7. З — ва И.   7. М — ов
8. И — ва   8. М — ва
9. Н — лин   9. М — тов
10. П — на   10. П — ов
11. П — ский   11. См — ова
12. С —на   12. С — сар
13. С — ва   13. У — кин
14. С — ев   14. Ш — вич
15. Ч — ко      
16. Ч — ва      
17. С — ва      
18. К— ва      
19. Г — ва      

Расчеты:

Средний показатель 9 а класса – 18,89; 9 в класса – 14,21

То есть «хороший» класс имеет показатель развития интеллекта – интегральный показатель – выше по сравнению с «плохим» классом.

В классе 9 а индивидуальные показатели распеределились следующим образом: 15,8% ученики с низкими баллами; 68,4% ученики со средним баллом и 15,8% ученики с высокими баллами. В классе 9 в: 57,1% ученики которые определились в низких баллах и 42,9% ученики со средними баллами, так как результаты высоких баллов соответствуют 0%.


Задание № 4

В психологическом исследовании изучались различия в реагировании на вербальную агрессию между милиционерами патрульно-постовой службы и рядовыми гражданами, Экспериментатор обращался к прохожим в гражданской одежде вблизи милицейского общежития с агрессивной формулой: «Ну, что уставился?! Чего надо?!». Реакция наблюдалась и записывалась. После этого прохожему приносились извинения, и предъявлялась справка о проведении научного эксперимента. Также выяснялось, является ли прохожий милиционером или обычным гражданином. Таким образом, были получены следующие данные.

Из 25 милиционеров, которые в данный момент были не в форме и не на посту (т.е. были такими же участниками гражданской жизни, как и другие граждане), 10 человек не продолжили разговора с агрессором, а 15 — продолжили его, обратившись к нему с ответной фразой. Из этих 15 реакций 10 были неагрессивными и примирительными, а 5 реакций — агрессивными.

Из 25 гражданских лиц 18 предпочли не вступать в разговор, 3 человека продолжили контакт, обратившись с неагрессивной, примирительной фразой. Оставшиеся 4 человека продолжили контакт агрессивной фразой.

Ответьте на вопрос:

Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица?

Исходя из результатов эксперимента, можно сказать что реакций реагирования на экспериментатора у милиционеров было больше чем у гражданских лиц. Отреагировало 60% милиционеров и только 28% гражданских лиц. Если характеризовать процент лиц с агрессивной реакцией, то их почти одинаковое соотношение. То есть агрессивно реагирующих милиционеров было 20%, а гражданских лиц которые отреагировали агрессивной фразой было 16%.

В общем можно сказать что меньшее количество гражданских лиц агрессивно. Но если рассматривать факт акта примирения то среди милиционеров их было больше. Так как процент примирителей среди милиционеров составляет 40%, а среди гражданских лиц всего лишь 12% примирителей.


Задание № 5

Установить степень сходства профилей личности между мужем и женой, для каждого из которых этот брак является вторым.

Особенности личности выявлялись с помощью 16-факторного опросника Кеттелла. Результаты представлены в таблице.

Индекс признака Оценка (стены)
Муж Жена
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
Ex
Al
Фактор Муж (оценка) Жена (оценка)
По степени общительности в группе Низкая Высокая
Интеллект Высокая Средняя
Слабость/Сила Я Высокая
Конформность/Доминантность Средная Высокая
Сдержанность/Экспрессивность Средная Высокая
Низкое/Высокое СуперЭго Средная
Тректия/Пармия Средняя Высокая
Харрия/Премсия Средняя Высокая
Алаксия/Протенсия Средняя
Праксерния/Аутия Низкая
Прямолинейность/Дипломатичность Средняя
Гипертимия/Гипотомия Высокая Средняя
Консерватизм/Радикализм Средняя
Зависимость от группы/Самодостаточность Средняя Низкая
Низкая/Высокая эго-напряженность Низкая Средняя
По вторичным факторам Средняя Высокая
Индекс признака Оценка (стены) Отклонения от среднего Квадраты отклонений
Муж Жена Муж Жена Муж Жена
A -2.33 3.61 5.4289 13.0321
B 2.67 0.61 7.1289 0.3721
C 3.67 1.61 13.4689 2.5921
E -1.33 1.61 1.7689 2.5921
F 0.67 2.61 0.4489 6.8121
G -0.33 -1.39 0.1089 1.9321
H -0.33 3.61 0.1089 13.0321
I -0.33 1.61 0.1089 2.5921
L 1.67 -2.39 2.7889 5.7121
M -4.33 -3.39 18.7489 11.4921
N 1.67 0.61 2.7889 0.3721
O 2.67 -2.39 7.1289 5.7121
Q1 1.67 -0.39 2.7889 0.1521
Q2 -1.33 -5.39 1.7689 29.0521
Q3 -0.33 0.61 0.1089 0.3721
Q4 -2.33 -2.39 5.4289 5.7121
Ex -0.33 3.61 0.1089 13.0321
Al -1.33 -2.39 1.7689 5.7121
Σ 0.06 -0.02 72.0002 120.2778
Среднее 5.33 6.39        

t = 1.3

tкр
p≤0.05 p≤0.01
2.03 2.73

Полученное значение t = 1.3 находится в зоне незначимости.

Наши рекомендации