Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица?
Выявить умения представлять эмпирический материал графически и с помощью параметров распределений.
Выявить умения выбирать и рассчитывать меры связи для оценки зависимостей между признаками.
Выявить умения выбирать и рассчитывать критерии различий при сравнении выборок.
Методические указания:
Во всех заданиях контрольной работы ответы на приведенные вопросы-задания должны быть статистически обоснованы, то есть выбор тех или иных математико-статистических методов анализа должен быть доказан.
При выполнении всех заданий должны быть приведены все таблицы, необходимые для расчета параметров, коэффициентов и критериев различий (все промежуточные расчеты, а не только ответ).
Не забудьте в этих заданиях привести критические значения мер связи и сформулировать свой ответ (вывод).
Таблицы с критическими значениями приводятся в отдельном файле.
Задание №1
Следующие данные представляют собой оценки 75 взрослых людей в тесте на определение коэффициента интеллекта Стенфорда-Бине:
141, 104, 101, 130, 148, 92, 87, 115, 91, 96, 100, 133, 124, 92, 123, 132, 118, 98, 101, 107, 97, 124, 118, 146, 107, 110, 111, 138, 121, 129, 106, 135, 97, 108, 108, 107, 110, 101, 129, 105, 105, 110, 116, 113, 123, 83, 127, 112, 114, 105, 127, 114, 113, 106, 139, 95, 105, 95, 105, 106, 109, 102, 102, 102, 89, 108, 92, 131, 86, 134, 104, 94, 121, 107, 103.
Вам необходимо:
a) Построить сгруппированное распределение частот для 75 оценок.
b) Найти параметры распределения (медиану, среднее арифметическое, стандартное отклонение и коэффициент вариации).
c) Определить 50-й процентиль.
d) Построить полигон частот дифференциального распределения.
А) Построить сгруппированное распределение частот для 75 оценок.
Определение размаха 148 – 83= 65
Интервал разрядов 5. Число разрядов 13. Размах 150 – 80=70. Число разрядов 70/5=14.
Определение границ разрядов первый с 80 по 93, второй с 94 по 107, третий с 108 по 121, четвертый с 122 по 135, пятый с 136 по 149.
Интервал | Абсолютная частота | Относительная частота |
80-93 | 0,120 | |
94-107 | 0,373 | |
108-121 | 0,253 | |
122-135 | 0,187 | |
136-149 | 0,067 | |
сумма | 1,000 |
B) Найти параметры распределения (медиану, среднее арифметическое, стандартное отклонение и коэффициент вариации).
Md – медиана
К=14, W=108, n=75, f=19, Σ=28 и потому Мd=115
аср.арифм - среднее арифметическое
а1=83… ап=148, n=75 и потому аср.арифм = 110,87 ≈ 111
S – стандартное отклонение = 15.00724
C) 50й процентиль = 56,605, где Σ=113210,00
D) Построить полигон частот дифференциального распределения
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
Задание № 2
При сплошном обследовании воспитанников и учащихся учебного комплекса "детский сад - школа" были выявлены три группы риска нарушенного личностного развития. В состав обследования входила, наряду с другими методиками, диагностика вербального интеллекта (по субтесту №5 WISC – стандартизованные баллы).
Вам предлагается установить наличие или отсутствие статистически значимых различий между группами риска I и III по параметрам распределения оценок вербального интеллекта. Данные представлены в таблице.
Параметры распределений оценок интеллекта | Группа риска I (13 человек) | Группа риска III (33 человека) | |
IQ verb | |||
σx |
Расчеты:
t = (13-6)/(4-2) = 4,5
Задание № 3
Изучались психологические особенности школьников 9-а ("хорошего") и 9-в ("плохого") классов. Оцените, различаются ли оценки интеллекта у учеников обоих классов. Показателем развития интеллекта служил ИП (интегральный показатель, представляющий собой сумму баллов (первичная оценка) по методике КОТ — Краткий отборочный тест). Данные приведены в таблице.
9-а класс | ИП | 9-в класс | ИП | |
1. З—ва К. | 1. А — нян | |||
2. А — в | 2. Б — ко | |||
3. Б — ва | 3. Б — ов | |||
4. Б а— ин | 4. Г — ва | |||
5. Бел — ва | 5. К — ва | |||
6. Б — ный | 6. К —ов | |||
7. З — ва И. | 7. М — ов | |||
8. И — ва | 8. М — ва | |||
9. Н — лин | 9. М — тов | |||
10. П — на | 10. П — ов | |||
11. П — ский | 11. См — ова | |||
12. С —на | 12. С — сар | |||
13. С — ва | 13. У — кин | |||
14. С — ев | 14. Ш — вич | |||
15. Ч — ко | ||||
16. Ч — ва | ||||
17. С — ва | ||||
18. К— ва | ||||
19. Г — ва |
Расчеты:
Средний показатель 9 а класса – 18,89; 9 в класса – 14,21
То есть «хороший» класс имеет показатель развития интеллекта – интегральный показатель – выше по сравнению с «плохим» классом.
В классе 9 а индивидуальные показатели распеределились следующим образом: 15,8% ученики с низкими баллами; 68,4% ученики со средним баллом и 15,8% ученики с высокими баллами. В классе 9 в: 57,1% ученики которые определились в низких баллах и 42,9% ученики со средними баллами, так как результаты высоких баллов соответствуют 0%.
Задание № 4
В психологическом исследовании изучались различия в реагировании на вербальную агрессию между милиционерами патрульно-постовой службы и рядовыми гражданами, Экспериментатор обращался к прохожим в гражданской одежде вблизи милицейского общежития с агрессивной формулой: «Ну, что уставился?! Чего надо?!». Реакция наблюдалась и записывалась. После этого прохожему приносились извинения, и предъявлялась справка о проведении научного эксперимента. Также выяснялось, является ли прохожий милиционером или обычным гражданином. Таким образом, были получены следующие данные.
Из 25 милиционеров, которые в данный момент были не в форме и не на посту (т.е. были такими же участниками гражданской жизни, как и другие граждане), 10 человек не продолжили разговора с агрессором, а 15 — продолжили его, обратившись к нему с ответной фразой. Из этих 15 реакций 10 были неагрессивными и примирительными, а 5 реакций — агрессивными.
Из 25 гражданских лиц 18 предпочли не вступать в разговор, 3 человека продолжили контакт, обратившись с неагрессивной, примирительной фразой. Оставшиеся 4 человека продолжили контакт агрессивной фразой.
Ответьте на вопрос:
Можно ли утверждать, что милиционеры склонны отвечать агрессору более примирительно, чем гражданские лица?
Исходя из результатов эксперимента, можно сказать что реакций реагирования на экспериментатора у милиционеров было больше чем у гражданских лиц. Отреагировало 60% милиционеров и только 28% гражданских лиц. Если характеризовать процент лиц с агрессивной реакцией, то их почти одинаковое соотношение. То есть агрессивно реагирующих милиционеров было 20%, а гражданских лиц которые отреагировали агрессивной фразой было 16%.
В общем можно сказать что меньшее количество гражданских лиц агрессивно. Но если рассматривать факт акта примирения то среди милиционеров их было больше. Так как процент примирителей среди милиционеров составляет 40%, а среди гражданских лиц всего лишь 12% примирителей.
Задание № 5
Установить степень сходства профилей личности между мужем и женой, для каждого из которых этот брак является вторым.
Особенности личности выявлялись с помощью 16-факторного опросника Кеттелла. Результаты представлены в таблице.
Индекс признака | Оценка (стены) | |
Муж | Жена | |
A | ||
B | ||
C | ||
E | ||
F | ||
G | ||
H | ||
I | ||
L | ||
M | ||
N | ||
O | ||
Q1 | ||
Q2 | ||
Q3 | ||
Q4 | ||
Ex | ||
Al |
Фактор | Муж (оценка) | Жена (оценка) |
По степени общительности в группе | Низкая | Высокая |
Интеллект | Высокая | Средняя |
Слабость/Сила Я | Высокая | |
Конформность/Доминантность | Средная | Высокая |
Сдержанность/Экспрессивность | Средная | Высокая |
Низкое/Высокое СуперЭго | Средная | |
Тректия/Пармия | Средняя | Высокая |
Харрия/Премсия | Средняя | Высокая |
Алаксия/Протенсия | Средняя | |
Праксерния/Аутия | Низкая | |
Прямолинейность/Дипломатичность | Средняя | |
Гипертимия/Гипотомия | Высокая | Средняя |
Консерватизм/Радикализм | Средняя | |
Зависимость от группы/Самодостаточность | Средняя | Низкая |
Низкая/Высокая эго-напряженность | Низкая | Средняя |
По вторичным факторам | Средняя | Высокая |
Индекс признака | Оценка (стены) | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
Муж | Жена | Муж | Жена | Муж | Жена | |
A | -2.33 | 3.61 | 5.4289 | 13.0321 | ||
B | 2.67 | 0.61 | 7.1289 | 0.3721 | ||
C | 3.67 | 1.61 | 13.4689 | 2.5921 | ||
E | -1.33 | 1.61 | 1.7689 | 2.5921 | ||
F | 0.67 | 2.61 | 0.4489 | 6.8121 | ||
G | -0.33 | -1.39 | 0.1089 | 1.9321 | ||
H | -0.33 | 3.61 | 0.1089 | 13.0321 | ||
I | -0.33 | 1.61 | 0.1089 | 2.5921 | ||
L | 1.67 | -2.39 | 2.7889 | 5.7121 | ||
M | -4.33 | -3.39 | 18.7489 | 11.4921 | ||
N | 1.67 | 0.61 | 2.7889 | 0.3721 | ||
O | 2.67 | -2.39 | 7.1289 | 5.7121 | ||
Q1 | 1.67 | -0.39 | 2.7889 | 0.1521 | ||
Q2 | -1.33 | -5.39 | 1.7689 | 29.0521 | ||
Q3 | -0.33 | 0.61 | 0.1089 | 0.3721 | ||
Q4 | -2.33 | -2.39 | 5.4289 | 5.7121 | ||
Ex | -0.33 | 3.61 | 0.1089 | 13.0321 | ||
Al | -1.33 | -2.39 | 1.7689 | 5.7121 | ||
Σ | 0.06 | -0.02 | 72.0002 | 120.2778 | ||
Среднее | 5.33 | 6.39 |
t = 1.3
tкр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.03 | 2.73 |
Полученное значение t = 1.3 находится в зоне незначимости.