Первая лекция. начальные принципы

Мое намерение состоит в том, чтобы объяснить предмет йоги понятным

языком, не прибегая к жаргону или формулировке фантастических

гипотез, так чтобы эта великая наука была полностью понята из-за ее

важности для всех.

Ибо, как все великие вещи, она проста, но, как и все великие вещи,

она скрыта за бессвязными мнениями и слишком часто презираема

из-за спекуляций мошенников.

1.Существует больше чепухи, рассказываемой или написанной о йоге,

чем о чем-нибудь еще в мире. Большинство этой чепухи, которая

поощряется шарлатанами, основана на идее о том, что в ней существует

что-то мистическое или восточное. Не существует. Не ищите во мне

одалисок или обелисков, рахат-лукумов или любых других образов

показного блеска його-торговцев. Я говорю точно, а не витиевато. Нет

ничего мистического или восточного ни в чем, как знает каждый, кто

разумно провел хоть немного времени на континентах Азии и Африки. Но

теперь я собираюсь пролить на этот предмет чистый свет - свет

здравого смысла.

2.Все явления, которые мы осознаем, имеют место в наших собственных

умах, и, следовательно, единственной вещью, на которую нам следует

обратить внимание, есть ум, количество которого у всех человеческих

особей примерно одинаково, в отличие от распространенного мнения.

То, что кажется радикальными различиями, неразрешимыми в споре,

обычно оказывается следствием упрямства из привычки, выработанной

поколениями через методичное ограниченное воспитание.

3.Поэтому мы должны начать изучение йоги, взглянув на значение

слова. Оно означает "соединение" и происходит от того же

санскритского корня, что и греческое слово Zeugma, латинское Jugum и

английское yoke. Когда танцовщица посвящается для службы в храме,

Йога ее родственников - устроить празднование. Йогу, вкратце, можно

перевести как "званый чай", что несомненно отсылает к факту, что все

изучающие Йогу в Англии не занимаются ничем, кроме болтовни за

бесконечными возлияниями "Lyons ".

4.Йога означает соединение.

В каком смысле нам следует это рассмотреть? Каким образом слово йога

подразумевает систему религиозного обучения или описание

религиозного опыта?

Вы случайно можете заметить, что слово "религия" действительно можно

определить при помощи слова "Йога". Оно означает "связывание

вместе".

5.Йога означает соединение.

Каковы эти элементы - соединяющиеся или соединяемые - когда это

слово употребляется в общепринятом смысле: для описания практики,

широко распространенной в Индостане, цель которой - освобождение

личности, которая изучает и практикует ее, выбирая ее среди наименее

приятных занятий в своей жизни на этой планете?

Я говорю Индостан, но в действительности я подразумеваю любое место

на земле; так как исследование показало, что подобные методы,

производящие схожие результаты можно найти в любой стране. Детали

различаются, но основная структура та же, потому что все тела, как и

все умы, имеют одинаковые Формы.

6.Йога означает соединение.

В уме набожного человека содержится комплекс неполноценности,

который объясняет его набожность и заставляет его интерпретировать

это освобождение как соединение с газообразным позвоночным, которого

он изобрел и назвал Богом.

В туманных парах его страхов воображение рисует ему огромную

искаженную тень самого себя, он ежедневно ужасается: и чем больше он

испытывает раболепный страх, тем больше этот призрак овладевает им,

дабы погубить. Люди с такими идеями никогда и никуда не попадают,

кроме психиатрических лечебниц и церквей.

Именно из-за этих непреодолимых миазмов страха весь предмет йоги

стал непонятным. Совершенно простая проблема усложнилась

презреннейшей этической и суеверной чепухой. Но истина

всегда будет сокрыта в самом значении слова.

7.Йога означает соединение.

Теперь рассмотрим, что же такое Йога в действительности. Давайте

ненадолго обратимся к природе сознания, уголком глаза рассмотрев

такие науки, как математика, биология и химия.

Сейчас мы можем рассмотреть, что же такое йога. Давайте ненадолго

заглянем в природу сознания с помощью таких наук, как математика,

биология и химия. В математике выражение "а" плюс "b" плюс "с" -

тривиально. Напишите a+b+c=0, и вы получите уравнение, из которого

могут быть выведены наиболее великолепные истины.

В биологии клетка делится бесконечно, но никогда не становится

чем-нибудь другим; но, если мы соединим клетки с противоположными

качествами, мужские и женские, мы заложим основание структуры,

развитие которой завершается непостижимым образом в небесах

творческой фантазии.

Подобные факты происходят и в химии. Атом сам по себе имеет

несколько постоянных качеств, ни одно из которых не имеет особого

значения, но как только элемент объединяется с объектом, к которому

он страстно стремится, мы получаем не только экстатическое

производство света, тепла, и так далее, но и более сложную

структуру, имеющую несколько или не имеющую вообще никаких качеств

этих элементов, но и способность к дальнейшему объединению с

невероятно сложными структурами. Все эти комбинации, эти соединения,

и есть йога.

8.Йога означает соединение.

Как мы можем применить это слово к явлениям, происходящим в нашем

уме? Какова первая характеристика чего-либо выраженного в форме

мысли? Как вообще что-то становится мыслью? Это возможно только в

результате проведения границы между чем-то и всем остальным.

Первое утверждение, являющееся типичным, -- S есть P. Должны быть

две вещи - разные вещи, отношение которых формирует знание.

Йога, прежде всего это соединение субъекта и объекта сознания: того,

кто видит с тем, что он видит видящего с видимым.

9.В этом нет ничего странного и замечательного. Изучение принципов

йоги очень полезно для обычного человека, если только заставить его

думать о природе мира, в то время как он полагает, что знает ее.

Давайте рассмотрим кусочек сыра. Мы говорим, что он обладает

определенные качествами: формой, структурой, цветом, твердостью,

весом, вкусом, запахом, консистенцией и т.д., но исследование

показывает, что все это иллюзорно. Где эти качества? Не в сыре, ибо

различные наблюдатели дают различные сведения. Не в нас самих, ибо

мы не воспринимаем их при отсутствии сыра. Все "материальные вещи",

все впечатления есть фантомы.

В действительности сыр не представляет собой ничего, кроме серии

электрических разрядов. Даже наиболее фундаментальное из всех

качеств - масса, не существует. Подобное является истиной для нашего

мозга, который частично ответственен за восприятие. Что же тогда эти

свойства, в которых мы так уверены? Они не могут существовать без

нашего ума, они не могут существовать без сыра. Они результат

соединения, йоги, смотрящего и увиденного, субъекта и объекта в

сознании, говоря философски. Они не имеют материального

существования, ведь они только обозначения, данные экстатическим

результатам данной формы йоги.

10.Я думаю, что нет ничего более полезного для студента йоги, чем

попытаться усвоить предложенное выше в своем подсознательном уме.

Около девяноста процентов трудностей в понимании предмета происходит

из-за слухов о том, что йога сугубо мистическая или восточная.

Принципы йоги, ее духовные результаты проявляются в каждом

сознательном и бессознательном действии. Это то, что написано в

"Книге Закона": "Любовь есть закон; любовь, направляемая волей", ибо

любовь - это инстинкт соединять и сам акт соединения. Но этого

нельзя сделать несознательно, поэтому направление должно быть задано

Волей, то есть в соответствии с природой отдельно взятых единиц.

Водород не испытывает любви к водороду; это не "истинная воля"

водорода пытаться соединиться с тождественной молекулой. Добавьте

водород к водороду, и с его качествами ничего не произойдет, только

его количество изменится. Он охотнее стремится расширить свой опыт

посредством возможности соединения с атомами, противоположными ему

по свойствам, такими как кислород; с ним он соединяется (с взрывом и

выделением света, тепла, звука), образуя воду. Она отлична от любого

из составляющих ее элементов и имеет другую "истинную Волю":

например, к соединению (с похожим выделением света и тепла) с

калием, в то время как результирующий "едкий калий" в свою

очередь имеет совершенной иной набор качеств, также с совсем другой

"истинной Волей": соединяться с кислотами посредством взрыва. И так

далее.

11. Некоторым из вас может показаться, что эти объяснения скорее

выбивают почву из-под ног Йоги; что я понизил ее до категории

обыкновенных вещей. Это была моя цель. Нет смысла бояться Йоги,

трепетать от Йоги, смущаться и впадать в заблуждение от Йоги, или

восторгаться Йогой. Если мы хотим добиться какого-нибудь прогресса в

ее изучении, то нам нужны ясные головы и чисто научная позиция.

Особенно важно не мучить себя восточным жаргоном. Мы можем

использовать несколько слов из санскрита; но только потому, что они

не имеют эквивалентов в английском языке; и любая попытка перевести

их отягощает нас объяснением значения существующих английских слов,

которые мы применяем. Однако таких слов очень мало; и если

определения, которые я собираюсь дать вам, будут внимательно

изучены, они не должны представить никаких трудностей.

12.Теперь, осознав, что Йога есть сущность всех явлений, спросим, в

чем состоит особое значение этого слова в контексте предпринятого

нами исследования, поскольку процесс и результаты хорошо знакомы

каждому из нас; так хорошо знакомы, что, оказывается, нет вообще

ничего, о чем мы имеем хоть какое-нибудь знание. Это и есть знание.

Что мы собираемся изучать, и почему нам следует делать это?

13.Ответ очень прост.

Вся эта Йога, которую мы знаем и практикуем, эта Йога, которая

производит эти потрясающие результаты, которые мы называем

феноменами, включает в свои духовные проявления достаточно

неприятного. Чем больше мы изучаем эту вселенную, представленную

нашей Йогой, тем больше мы собираем и систематизируем наш опыт, и

тем ближе мы приходим к осознанию того, что Будда объявил

составляющей характеристикой всех существующих вещей: Печаль,

Изменение и Отсутствие какого бы то ни было постоянства. Мы

постоянно подходим к формулировке первых двух "Благородных Истин",

как он их назвал. "Все есть Печаль" и "Причина Печали есть Желание".

Под словом "Желание" он подразумевал точно то же, что означает

"Любовь" в "Книге Закона", которую я цитировал некоторое время тому

назад. "Желание" - это необходимость каждой клетки расширять свой

опыт, соединяясь со своей противоположной половиной.

14. Достаточно легко построить целую серию аргументов, которые

приведут к первой "Благородной Истине".

Любая операция Любви есть удовлетворение жуткого голода, но из-за

удовлетворения аппетит становится более сильным, так что мы можем

сказать вместе с Проповедником: "Тот, кто увеличивает знание,

увеличивает Печаль". Корень всей этой печали лежит в чувстве

недостаточности; потребность в соединении, в потере себя в любимом

объекте есть очевидное доказательство этого факта; и также ясно, что

удовлетворение приносит только временное облегчение из-за того, что

этот процесс продолжается бесконечно. Питье увеличивает жажду.

Единственное полностью постижимое удовлетворение есть соединение

атома с целой вселенной посредством Йоги. Этот факт легко постижим и

также постоянно выражался в мистических философиях Запада;

единственная цель это "Соединение с Богом". Конечно, мы пользуемся

словом "Бог" из-за того, что мы выросли в религиозных предрассудках,

и уважаемые философы Востока и Запада предпочитали говорить о

соединении со Всем или с Абсолютом. Еще больше предрассудков!

15. Очень хорошо, тогда не существует никакой трудности, так как

каждая мысль в нашем существе, каждая клетка в наших телах, каждый

электрон и протон в наших атомах есть ни что иное, как Йога и

результат Йоги. Все, что нам нужно сделать, для того чтобы получить

освобождение, удовлетворение; все, что мы желаем - это произвести

эту всемирную и неизбежную операцию на самом Абсолюте. Некоторые из

наиболее утонченных членов моей аудитории, возможно, подумают, что

где-то здесь скрыта ловушка. Они абсолютно правы.

16. Загвоздка просто вот в чем. Каждый элемент, из которого мы

состоим, в действительности постоянно занят удовлетворением своих

специфических потребностей, своей особенной Йоги; из-за этой причины

он всецело поглощен своей функцией, которую он должен естественно

рассматривать как единственный смысл его существования. Например,

если взять стеклянную трубку, открытую с обоих концов, и поймаем в

нее пчелу, сидящую на оконном стекле, она будет продолжать биться о

стекло до изнеможения и смерти, вместо того, чтобы улететь через

трубку. Нас не должны смущать необходимые автоматические действия

любых наших элементов с истинной Волей, которая является подходящей

"орбитой для каждой звезды". Человеческое существо действует как

отдельное от всего только из-за воспитания бесчисленных поколений.

Процессы эволюции установили более высокий приоритет йогических

действий, с помощью которых мы умудрились сделать второстепенным то,

что мы рассматриваем как наш специфический интерес к тому, что мы

рассматриваем как общее благосостояние. Мы - общество; и наше

благополучие зависит от наших органов власти, и от

дисциплинированности, к которой воплощаются их решения. Чем более

сложными мы становимся, тем на более высоком уровне эволюции мы

оказываемся, и тем более сложной и трудной становится задача

законотворчества и поддержания порядка.

17. В высокоразвитых сообществах, как наше с вами (*громкий смех*),

человек постоянно подвергается атакам конфликтующих интересов и

необходимостей, его индивидуальность постоянно подвергается нападкам

от влияния других людей, и в огромном количестве случаев он

неспособен противостоять напряжению! "Шизофрения" - прекрасное

слово, которое вы можете и не найти в словаре, на самом деле есть

чрезвычайно распространенная болезнь. Она означает расщепление

разума. В экстремальных случаях мы получаем явление нескольких

личностей, Джекил и Хайд - один из примеров. В лучшем случае, когда

человек говорит "я", он подразумевает только мимолетное явление. Его

"я" изменяется, пока он произносит слово. Но удалимся от философии -

мы можем утверждать, что все реже и реже удается найти человека с

его собственным умом и его собственной волей, даже в этом измененном

смысле.

18. Поэтому я хочу, чтобы вы посмотрели на природу препятствий на

пути соединения с Абсолютом. Хотя бы по одной причине: Йога, которую

мы постоянно практикуем, не дает неизменный результат, это вопрос

внимания, исследования, размышления. В дальнейших объяснениях я

собираюсь разобраться с подобными изменениями в наших ощущениях, ибо

они имеют большое значение в науке Йоги. Например, классический

случай, когда двое мужчин заблудились в густом лесу ночью. Один

другому говорит: "Лающая собака не кузнечик, это скрип повозки". Или

вот еще: "Он думал, что увидел банковского клерка, выходящего из

автобуса. Он взглянул опять и увидел, что это был бегемот".

Каждый, кто производил какое-нибудь научное исследование, знает на

собственной шкуре, что каждое наблюдение должно непременно

уточняться снова и снова. Необходимость Йоги так сильна, что

ослепляет нас. Мы постоянно непроизвольно видим и слышим то, что мы

хотим видеть и слышать.

19. Поэтому наш долг, если мы стремимся произвести всеобщую и

окончательную Йогу с Абсолютом, наша обязанность - подчинить себе

все наше существо, защитить его ото всех внутренних и внешних войн,

взрастить каждую способность, знание и силу до совершенства; дабы в

подходящий момент быть в идеальном состоянии для того, чтобы

броситься в очаг экстаза, горящего в пучине аннигиляции.

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. ЯМА.

Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон. Звезды и плацентарные

амниоты! И вы, обитатели десяти тысяч миров!

1. Вывод наших исследований прошлой недели состоял в том, что Йога

дает освобождение, разрушая чувство разделенности, являющееся корнем

Желания, и достижима концентрацией всего нашего существа и

аннигиляцией посредством сгорания вместе со всей вселенной.

В качестве введения, я могу отметить, что одна из трудностей состоит

в том, что все элементы Йогина усиливаются в соответствии с его

прогрессом и по причине этого прогресса. Однако бессмысленно сводить

мосты, пока мы к ним не подойдем, и поэтому нам нужно

удостовериться, что сформулированные серьезные научные принципы,

основанные на всемирном опыте, послужат нам верой и правдой на

каждой стоянке нашего путешествия.

2. Когда я впервые предпринял исследование Йоги, к счастью я был

весьма основательно обучен фундаментальным принципам современной

науки. Я сразу обнаружил, что если мы хотим разумно рассмотреть Йогу

(наука не представляет собой ничего, кроме системы, построенной

согласно здравому смыслу), то первой вещью, которую необходимо

сделать, было произвести сравнительное изучение различных систем

мистицизма. Сразу стало очевидно, что результаты по всему миру

идентичны. Они были скрыты сектантскими теориями. Методы во всем

мире были идентичны; но это было скрыто религиозными предрассудками

и местными обычаями. Но по своей сути - идентичны! Этот простой

принцип оказался вполне достаточным для того, чтобы освободить

данный предмет от экстраординарных сложностей, которые мешают его

изложению.

3. Если мы подходим к точки простого анализа предмета, сразу

возникает вопрос: какие термины мы будем использовать? Мистицизм

Европы безнадежно запутан; теории полностью скрыли методы. Китайская

система, возможно, наиболее возвышенная и наиболее простая, но если

человек не рожден в Китае, ее символы представляют собой

действительно чрезмерную трудность. Буддийская система в некоторых

аспектах более совершенна, но она также и наиболее непонятна. Слова

очень длинные и трудные для запоминания, иными словами, за деревьями

леса не видно. Hо из индийской системы, хотя и перегруженной

различными дополнениями, можно сравнительно легко выделить метод,

который свободен от ненужного и нежелательного подтекста, легко

интерпретировать эту систему и сделать ее доступной и приемлемой для

европейского ума. Именно эту систему и ее интерпретацию я и

предлагаю вашему вниманию.

4. Великой классикой санскритской литературы являются Афоризмы

Патанджали. Он по меньшей мере милостиво краток, и не более чем

девяносто или девяносто пять процентов того, что он пишет, может

быть отброшено как бред умопомешанного. То, что остается - золото

24-х карат. Сейчас я его вам подарю.

5. Говорят, что у Йоги 8 ветвей. Почему ветвей - я не знаю. Hо я

считаю эту классификацию подходящей, и, используя ее, мы сможем

рассмотреть нашу тему достаточно полно.

6. Их заглавия таковы:

1. Яма.

2. Hияма.

3. Асана.

4. Пранаяма.

5. Пратьяхара.

6. Дхарана.

7. Дьяна.

8. Самадхи.

Любая попытка перевести эти слова втянет нас в безнадежную трясину

непонимания. Что мы можем сделать, так это рассмотреть каждый пункт

по очереди, давая вначале что-то вроде определения или описания, что

позволит нам добиться в известной степени понимания того, о чем идет

речь. Я, соответственно, начну с рассмотрения Ямы.

Будьте внимательны! Пораскиньте мозгами! Прыгайте выше головы!

7. Из восьми ветвей Йоги дать определение Яме проще всего, она

довольно точно соответствует нашему слову "контроль". Когда я скажу,

что некоторые переводят ее как "мораль", вы, устрашенные, отпрянете

и будете поражены этим откровением безмозглой низости человечества.

Слово "контроль" здесь не очень отличается от слова "торможение",

используемое биологами. Простейшая клетка, такая как амеба, в одном

смысле является абсолютно свободной, в другом - абсолютно пассивной.

Все ее части подобны. Любая часть ее поверхности может поглощать

пищу. Если вы разрежете ее пополам, единственным результатом будут

две совершенные амебы вместо одной. Как они далеки по лестнице

эволюции от позвоночных убийц!

Организмы, развивающиеся путем приспособления составляющих их

структур, достигли этого не столько путем достижения новых сил,

сколько путем ограничения части имеющихся. Так, специалист с Харли

Стрит, который говорит: "Я не пойду и не буду посещать больного; не

буду, не буду, не буду", - просто совершенно обычный врач.

Теперь скажем: что истинно для клеток, также истинно даже для всех

специфических органов. Мышечная сила основана на жесткости костей и

на отказе суставов позволять какие-либо движения кроме определенных

направлений. Чем тверже опора, тем эффективней рычаг. Подобные

наблюдения применимы к моральным проблемам. Эти проблемы сами по

себе совершенно просты, но они были полностью покрыты зловещей

деятельностью священников и юристов.

Вопрос о правоте или неправоте (в абстрактном смысле) в решении

любой из этих проблем не стоит. Абсурдно говорить, что для хлора

"правильно" увлеченно соединяться с водородом, а с кислородом -

только через силу. Гидра не становится целомудренной от того, что

она двупола, и локоть не является непокорным от того, что не

двигается свободно во всех направлениях. Каждый знает, что его

работа состоит только из одной обязанности, которая состоит в том,

чтобы сделать эту работу. Каждый, кто обладает функциями, имеет

только одну обязанность по отношению к этим функциям - обеспечить их

беспрепятственное выполнение.

Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон.

8. Поэтому нам не следует удивляться, обнаружив, что абсолютно

простой термин Яма (или контроль) был извращен во всех смыслах из-за

ошибочной и зловредной изобретательности набожного индуса. Он

интерпретирует слово "контроль", как означающее "согласие с

определенными фиксированными предписаниями". Существует достаточно

много запретов, сгруппированных под заголовком Яма, которые,

возможно, будучи рассмотренными Учителем, вполне необходимы для

некоторых людей, но они бессмысленно превратились в универсальные

правила. Любой знает о запрещении употребления свинины у иудеев и

мусульман. В этом нет ничего схожего с Ямой или с абстрактной

праведностью. Из-за того факта, что свинина в восточных странах была

инфицирована трихинами (*прим. пер. - Trichinella spiralis паразит.

червь), она приводила к смерти тех людей, которые ели свинину, не

приготовленную надлежащим образом. Hе было смысла объяснять дикарям

этот факт. В любом случае, они бы нарушили гигиенические указания,

как только их переполнило бы чувство голода. Простой совет должен

был быть сделан правилом и поддержан религиозным авторитетом. У них

не хватало разума, чтобы поверить в трихинеллез, но они боялись

Йегову и Геенны. Также, под термином Яма мы узнаем, что

развивающийся Йог должен стать "не принимающим подарков", то есть,

если кто-нибудь предложит вам сигарету или глоток воды, вы должны

отказаться от его коварной ссуды в наиболее Викторианском стиле.

Именно такая чепуха как эта приносит презрение к Йоге как к науке.

Hо это - не чепуха, если вы рассмотрите класс людей, для которого

предписание было обнародовано, ибо, как было показано раньше,

начальная концентрация ума есть контроль ума, который означает

успокоение ума, а ум Индуса так устроен, что если вы предложите ему

любой пустяк, этот случай запомнится ему на всю жизнь. Это

совершенно выбьет его из колеи на годы.

Hа Востоке абсолютно автоматическое и неосмысленное проявление

доброты к уроженцу этих мест, вероятно, привяжет его к вам телом и

душой до конца его жизни. Другими словами, это будет беспокоить его,

и как развивающийся Йогин он должен от этого отказаться. Hо даже

отказ будет беспокоить его достаточно сильно; и поэтому он должен

стать "твердым" в отношении отказа, то есть он должен построить

посредством привычного отказа психологический барьер достаточно

сильный для того, чтобы он мог реально противостоять соблазнам без

трепета или дрожи или даже вздрагивания мысли. Я уверен, вы

заметите, что для получения такого результата строгие правила

необходимы. Очевидно, что для него невозможно пытаться разграничить

то, что он может принять и то, что не может, он просто вовлечен в

дилемму Сократа; тогда как если он подойдет к этому с другой стороны

и будет принимать все, в таком случае его ум будет потревожен

тяготой ответственности абсолютно в той же мере. Однако все эти

соображения не применимы к среднему европейскому уму. Если кто-то

даст мне 200000 фунтов стерлингов, я автоматически не замечу этого.

Это привычное событие в жизни. Испытайте меня!

9. Существует великое множество других предписаний, всех их следует

исследовать независимо, чтобы узнать, применимы они к Йоге в целом

или для конкретной пользы к данному ученику. Hам особенно необходимо

исключить все те соображения, которые основаны на фантастических

теориях о вселенной или на особенностях расы или климата.

Например, во времена последнего Махараджи Кашмира, ловля рыбы

махшира была запрещена на его территории; из-за того, что будучи

ребенком, он имел склонность перегибаться через парапет моста над

Жхиламом в Шринагаре, и ненамеренно открывал свой рот, так что

махшир имел возможность проглотить его душу. Этого никогда не

следует делать ради Сахиба - Млеха! - ловить того махшира. Эта

история действительно типична для 90% наставлений, которые обычно

перечисляются под заглавием Яма. Остальные большей частью базируются

на местных и климатических условиях и могут быть, а могут и не быть,

применимы в вашем случае. С другой стороны, существует множество

видов добродетельных правил, которые никогда не применялись

учителями Йоги; потому что эти учителя не могли представить себе

условия, в которых многие люди живут сегодня. Hи Будда, ни

Патанджали, ни Мансур Аль-Халладж не советовали своим ученикам

заниматься практиками в квартире по соседству с радиоприемником.

И наконец, все те из вас, кто хоть что-нибудь стоит, будут абсолютно

счастливы, когда я скажу вам: отбросьте все эти правила и найдите

ваши собственные. Сэр Ричард Бартон говорил: "Тот благородно живет и

благородно умирает, кто создает и поддерживает свои собственные

правила".

10. Это, конечно же, то, что каждый ученый должен сделать в любом

эксперименте. Это то, что составляет эксперимент. Тип людей с иным

подходом имеет только дурные привычки. Когда вы исследуете новую

страну, вы не знаете, какими будут ее условия, и вам приходится

справляться с этими условиями методом проб и ошибок. Мы начинаем

проникать в стратосферу; и нам приходится модифицировать наши

аппараты разнообразными и неочевидными ранее способами. Я хочу

провозгласить еще раз, что вопрос определения правильности или

неправильности нами не касается. Hо в стратосфере для человека

"правильно" быть одетым в сопротивляющийся давлению костюм с

электроподогревом и с подачей кислорода, тогда как тоже самое будет

"неправильно" для него, если он бежит три мили на летних играх в

Танезруфте.

Это западня, в которую до сих пор попадали все великие религиозные

учителя, и я уверен, что все вы смотрите на меня с нетерпением, в

надежде увидеть, что я сделаю что-нибудь подобное, но нет! Есть один

принцип, который переносит нас через все конфликты, затрагивающие

поведение, потому что он совершенно жесткий и совершенно гибкий:

"Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон".

Так что не стоит приходить и докучать мне этим. Абсолютное

мастерство игры на скрипке за шесть легких уроков по переписке! Есть

ли у меня сердце, если я откажу вам? Hо Яма есть нечто иное.

Поступай согласно твоей Воле, вот весь Закон. Вот что есть Яма.

Ваша цель - это выполнять Йогу. Ваша Истинная Воля в том, чтобы

достичь единства со вселенной, и ваш этический кодекс должен

постоянно и точно адаптироваться к условиям ваших экспериментов.

Даже если вы открыли, в чем состоят ваши правила, вам придется

видоизменять их по мере вашего прогресса; "Изменяй его в

соответствии с желаниями твоего сердца," - Омар Хайям. Таким

образом, в Гималайской экспедиции* (прим. изд.) принятые вами

правила ежедневной жизни в долинах Шиккина или Верхней Индии следует

изменить, если вы доходите до ледника. Hо возможно показать (в общих

терминах, выраженных с величайшей предосторожностью) тот "сорт"

вещей, который, вероятно, будет для вас плох. Все, что ослабляет

тело, что истощает, тревожит или воспламеняет ум - неодобрительно.

Вы можете быть вполне уверены, что по мере вашего прогресса появятся

некоторые условия, которые не возможно будет устранить полностью в

ваших обстоятельствах; и тогда вам придется найти способ разобраться

с ними так, чтобы они приносили минимум неприятностей. И вы

обнаружите, что вы не можете покорить препятствия Ямы и отделаться

от них раз и навсегда. Условия, благоприятные для новичка, могут

стать невыносимой помехой для адепта, хотя с другой стороны вещи,

которые значат очень мало в начале, становятся серьезными помехами

впоследствии.

Другая особенность состоит в том, что в процессе тренировок

возникают достаточно неожиданные проблемы. Весь вопрос о подсознании

может быть опущен как несерьезный средним человеком, пока он

занимается обыденными делами; но он становится весьма реальной

проблемой, когда вы обнаружите, что спокойствие ума нарушается

такими мыслями, о существовании которых вы до этого и не

подозревали, и источник которых неизвестен.

К тому же, в мире нет совершенства; всегда будут ошибки и слабости,

и человек, который преодолеет их, подобен тому, кто умудряется ехать

с неисправным двигателем. Напряжение в работе усиливает

неисправности, и быть способным к действию в изменяющихся условиях

жизни есть вопрос великой точности суждения. Станет ясно, что

формула "Поступай в соответствии с волей, вот весь Закон" не имеет

ничего общего с "Делай, что хочешь".

Намного труднее подчиняться Закону Телемы, чем рабски следовать

набору мертвых положений. Практически единственным местом для

освобождения, в смысле избавления от тягостей, является переход

между Жизнью и Смертью.

Подчиняться набору правил - это возлагать всю ответственность за

свое поведение на некоего давно ушедшего из жизни Бодхисаттву. Он

сильно возмутился бы, если бы смог вас увидеть, и "отделал" бы вас

за то, что вы настолько глупы, что думаете, что у вас получится

обхитрить препятствия на пути исследования с помощью набора

определений, которые имеют мало или вообще ничего общего с

реальностью.

Безусловно, значительны те препятствия, которые мы сами создали

посредством простого процесса разрушения наших оков. В этом случае

замечательно подходит аналогия с покорением воздуха. Вещи, которые

волнуют ходящего по земле, перестают что-то значить для нас совсем;

но для управления новым элементом ваша Яма должна быть биологическим

принципом адаптации к новым условиям, приспособлением навыков к этим

условиям и последующим успешным существованием в этих условиях. Это

и было сформулировано в отношении планетарной эволюции Гербертом

Спенсером и теперь обобщено для всех форм бытия при помощи Закона

Телемы.

Позвольте теперь мне дать волю своему негодованию. Моя работа -

становление Закона Телемы - это весьма бесперспективное дело.

Редчайший случай - найти кого-нибудь, у кого есть хоть какие-нибудь

мысли о предмете свободы. Из-за того, что Закон Телемы - это закон

свободы, волосы любого встанут дыбом, как иглы у испуганного

дикобраза; он завизжит, как выкапываемая мандрагора и побежит в

ужасе от проклятого места. Потому что появление свободы означает,

что вам следует думать самостоятельно, а естественная инертность

человечества требует готовую религию и этику. Однако какими

смехотворными или позорными не были теория или практика, они скорее

просто подчинятся, чем станут их исследовать.

Будет ли это подвешивание на крюках или сати или превращение Святых

Даров или супра-лапсарианизм - они не думают, во что их

ввязывают, пока их все устраивает. Они не желают беспокоиться об

этом. Старый Школьный Галстук побеждает. Они никогда не отгадают

назначение клейма на галстуке: Широкая Стрела.

* Сати - в Индии добровольное самосожжение вдовы на погребальном

костре мужа.

* Превращение Святых Даров - известное в христианских церквях

действительное магическое превращение причастия - хлеба и вина,

символизирующих плоть и кровь Христову - в настоящие мясо и кровь.

* Широкая Cтрела - знак в виде стрелки, обозначающий государственную

собственность, в частности, на одежде заключенных.

Вспомните доктора Александра Мане в "Истории о двух городах". Он был

долгие годы заключен в Бастилию, и для того, чтобы спасти себя от

сумасшествия, он получил разрешение делать башмаки. Когда он был

освобожден, ему это разонравилось. Приблизиться к нему можно было

только с величайшей предосторожностью, он впадал в приступы страха,

если его дверь оставалась открытой, он с неистовым беспокойством

мастерил башмаки, добиваясь, чтобы они были готовы вовремя -

башмаки, которые не были нужны никому. Во времена Чарльза Диккенса

такое состояние ума казалось ненормальным и даже прискорбным, но

сегодня оно наблюдается у 95 процентов англичан. Предметы, которые

свободно обсуждались при королеве Виктории, сейчас абсолютное табу

потому, что каждый подсознательно знает, что притрагиваться к ним,

даже осторожно, значить рисковать ускорить катастрофу их гнилой

морали.

В Англии не будет много Йогов, потому что всегда будет очень мало

тех, у кого есть храбрость взяться хотя бы за первую из восьми

ветвей Йоги: Яму.

Я не думаю, что что-нибудь спасет страну: кроме войны или революции,

когда те, кто хочет выжить, будут вынуждены думать и действовать

самостоятельно из-за безнадежности, а не по давно прогнившим меркам

их обычаев. Да ведь даже трудовые навыки полностью исчезли за одно

Наши рекомендации