Эту часть можно пропустить
Семинар по философии 16 ноября 2015 г.
Мировоззренческая роль науки в европейской культуре Возрождения и Нового времени (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И Ньютон).
Года жизни:
Николай Коперник (1473-1543 гг.)
Джордано Бруно (1548-1600 гг.).
Галилео Галилей (1564-1642 гг.)
Исаак Ньютон (1642-1727 гг.).
Ещё дата: Папский эдикт, запрещающий коперниканство – 1616 г.
Общая информация, относящаюся к началу рассматриваемого периода:
Период размежевания со средневековым знанием и рождением гуманизма. Складывается новый стиль мышления, новые моральные принципы, новые идеала. Этап альтернативных мировоззренческих моделей, вынужденных до определённого времени сосуществовать вместе и искать компромисс. Естественные науки создают новый метод мышления – свободный, освобождённый от догм и схоластики. Благодаря этому возникли предпосылки для выдвижения науки на передовые позиции в духовной культуре. В ряде исследований по оптике, электричеству, магнетизму, механики, наука готовилась к великим переменам. Публикация работы Коперника даёт начало первой глобальной научной революции, положившей начало формирования классической науки. Происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму.
В новое время (уже позже). Завершается поворот к исследованию природы, начало которому положено в предыдущую эпоху. Основной предмет познания – явления природы. Цель познания (новая) – научное знание. Ф. Бэкон – эксперимент как основной метод науки. Галилей и Декарт: математика должна быть формой представления научного знания.
Галилей, основной труд: «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».
1. Заложил основы новоевропейской научной картины мира. Отношение Галилея к Аристотелю.
2. Основоположник экспериментально-математического метода в естествознании.
3. Ввёл понятие идеализированного объекта – идеальный аристотелевский математический объект отождествляется в нужной мере с реальным объектом в рамках эксперимента.
4. Эксперимент – основа научного познания природы..
5. Математические истины - это абсолютно достоверное знание.
Что происходило в астрономии в то время?
Эту часть можно пропустить
К тому времени наиболее развитой была астрономия в исламских странах, основная задача – наиболее точное исследование видимых движений небесных тел. Природа же объектов оставалась на уровне Аристотеля (!).
Птолемей, геоцентрическая система:
· Небосвод представляет собой вращающуюся сферу.
· Земля является шаром, помещённым в центре мира.
· Земля может считаться точкой по сравнению с расстоянием до сферы неподвижных звёзд.
· Земля неподвижна.
В Европе пытались «двигаться вперёд».
Буридан и его ученики: «движение небесной сферы – кажущееся, на самом деле вращается Земля»
Николай Кузанский, церковный иерарх. Считал, что Вселенная не может быть ограниченной, Земля и Солнце не находятся в центре Вселенной. Земля – тело, подобное Луне и Солнца. Всё зависит от наблюдателя (принцип относительности) – где бы он не находился, ему будет казаться, что он в центре.
В европейских университетах астрономическая деятельность в течение XII – XIII веков ограничивалась общенаучными философскими соображениями об устройстве Вселенной, а наблюдения производились редко и были повторением наблюдений, проводившихся астрономами исламских стран.
Но сочинения по астрономии переводились на латинский язык и широко распространялись. Англичанин Джон Холивуд (Сакробоско) из Парижского университета на основе «Альмагеста» (Птолемей, 140 год) и сочинений исламских астрономов в первой половине XIII века создал трактат «О сфере Вселенной», втечение сотен лет использовавшийся в качестве учебника астрономии. В этом трактате в упрощенном виде изложена теория планетных движений.
Австрийский математик Георг Пурбах (1423–1461) дал полную теорию эпициклов Птолемея в сочинении «Новая теория планет», сумев сочетать ее с моделью твердых сфер, с которыми, по концепции Аристотеля, скреплены планеты.
В качестве ученика Пурбаха, а затем помощника в его наблюдениях работал Иоганн Мюллер, родившийся в 1436 г. в германском городе Кенигсберге (Франкония) и в дальнейшем известный под именем Региомонтан — по названию места его рождения (Mons Regium, «королевская гора»). Пурбах и Региомонтан обнаружили, что использование Альфонсовых таблиц приводит к значительным (до нескольких градусов) ошибкам.
Чтобы выяснить причины этого и составить более точные таблицы, Региомонтан поселяется в Италии, изучая греческие рукописи, относящиеся к астрономии, и копируя их. Затем он с целью ознакомления с аналогичными рукописями переехал в Венгрию. К этому времени И. Гутенбергом уже было изобретено книгопечатание. Вернувшись в 1471 г. в Германию (Нюрнберг), Региомонтан создал типографию специально для печатания астрономических сочинений. После издания труда Пурбаха «Теория планет», затем календарей и своих «Эфемерид» имевшиеся планы печатания переводов работ античных астрономов и математиков были нарушены. В 1475 г. Региомонтан был вызван папой в Рим для проведения реформы календаря, связанной с уточнением дат празднования Пасхи. В 1476 г. он умер, находясь в Риме. Выполненный им перевод «Альмагеста» на латин ский язык был издан лишь в 1496 г. Составленные Региомонтаном астрономические таблицы содержали предвычисленные положения Солнца, Луны и планет на 32 года — с 1475 по 1506 год. При составлении «Эфемерид» Региомонтаном широко при-менялась сферическая тригонометрия, причем им были составлены таблицы синусов (с шагом 10) и таблицы тангенсов. «Эфемериды» оказались значительно более точными, чем Альфонсовы таблицы. Ими пользовались Колумб и Америго Веспуччи при своих плаваниях в Америку. Ученик Региомонтана Бернгард Вальтер устроил в своем доме обсерваторию, где производились наблюдения Солнца, Луны и планет, продолжавшиеся и после смерти Региомонтана до 1504 г. В результате были получены долговременные ряды данных о координатах светил, использованные астрономами в последующие годы.
Региомонтаном наблюдались также кометы — в 1456 г. и в 1472 г. Попытки определить их расстояния от Земли привели к выводу о том, что они являются небесными объектами, не связанными с «подлунным миром».
Еще одним новым и важным обстоятельством была попытка последователей и учеников Региомонтана учесть влияние рефракции на видимое положение Солнца вблизи горизонта. Это стало первым из известных обращений астрономов к изучению физических явлений, незнакомых античным и исламским наблюдателям.
К концу XV века астрономы Европы перешли от освоения и истолкования научных результатов наблюдений, выполненных до них, к получению