Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р'].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить анализировать и преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки.
5. Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).
6. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов, а также с заданными словами: существительным и предлогом.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Покажи на картинке». Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены мама и дочка; хозяин и собака. Затем просит ребенка ответить на вопросы.
Где собака хозяина? Где хозяин собаки? Где мамина дочка? Где дочкина мама? Где мама дочки? Где дочка мамы?
Задание 2. Дифференциация звуков [Л] — [Р].
Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах ([Л], [Р]):
лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза.
Сравнить артикуляцию звуков [Л] и [Р] (найти общее и различие, обратив внимание на положение языка), вспомнить характеристику звуков [Л] и [Р], обозначение.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:
р, л, л, р...; ра, ла, ло, ру...; ар, ал, ол, ур...; рак, ложка, пол, корова, комар, укол...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ра-ла, ро-...; ар-ал, ур-...
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ра-ла, ла-ла-ра, ра-ла-ла, ла-ра-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла.
Закончить слово нужным слогом:
ЛЫ (РЫ): шко..., ков..., шку..., коз..., ска..., забо...
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с каждым словом.
Лак — рак, лов — ..., ложки — ..., лама — ..., Лука — ..., бал — ..., дал — ..., жал — ..., мил — ..., игла — ..., блошка — ..., ложь — ..., жил — ..., свалка — ...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р]):
колобок, коробок, потолок, молоток; ворона, дорога, колбаса, корова.
Задание 4. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Л], и предметы, в названии которых есть звук [Р], определить место этих звуков в словах, разделить их на слоги, составить с каждым словом предложение, используя определенный предлог, например, на, в и т.д. (Корова пасется на лугу. Белка живет в лесу.) Сосчитать количество слов в предложении, назвать, каким по счету в этом предложении стоит предлог.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Л] и [Р] (см. темы №43, 44).
Задание 5. Дифференциация звуков [Л'] — [Р'].
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л'] и [Р']), объяснить свое решение:
репка, речка, лента, рейка; Рита, Лена, Лева, Леша.
Сравнить артикуляцию звуков [Л'] и [Р'], найти общее и различие, вспомнить обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л']»:
ль, рь, рь, ль...; ля, ря, ри, ли...; аль, арь, орь, оль...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ля-ря, ли-...; аль-арь, оль- ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ля-ля-ря, ря-ря-ля, ря-ля-ля, ля-ря-ря, ля-ря-ля, ря-ля-ря.
Задание 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Л'], и предметы, в названии которых есть звук [Р'], определить место звуков [Л'] и [Р'] в словах, разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, используя заданный предлог. Каким по счету стоит предлог в предложении?
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Л'] и [Р'] (см. темы №43, 44).
Задание 7. Дифференциация звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р'].
Дидактическое упражнение «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л], [Л'], [Р] и [Р']).
Повторить за взрослым слова сложной звуко-слоговой структуры, разделить их на слоги, составить с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги:
корабль, карамель, леопард, лекарство, верблюд, лагерь, ларек, зеркало, спортзал, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель.
Выучить скороговорки.
Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Свинья тупорыла, носом землю рыла,
Рыла, рыла, да весь двор перерыла.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Л], [Л'] и [Р], [Р'].
Взрослый произносит слова со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р'], а ребенок поднимает соответствующую букву:
лук, рама, лента, рис.
Задание 9. Звуко-буквенный анализ слов, составление схем из кружков, списывание с образца, чтение, письмо под диктовку:
крыло, Лариса.
Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
игла — игра, иглы — игры, лак — рак, лама — рама, жил — жир.
Придумывание различных предложений, составление схем этих предложений, определение места предлога в них.
АЛФАВИТ
Аа | Бб | Вв | Гг | Дд |
Ее | Ёё | Жж | Зз | Ии |
Йй | Кк | Лл | Мм | Нн |
Оо | Пп | Рр | Сс | Тт |
Уу | Фф | Хх | Цц | Чч |
Шш | Щщ | ъ | ы | ь |
Ээ | Юю | Яя |
[1] Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реализуемые без непосредственно участия сознания (например, порядковый счет).
[2] Праксис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленный на организацию целостного двигательного акта.
[3] Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти.