Технический анализ – это прикладная массовая психология» Его цель в том, чтобы распознать тренд и изменения поведения толпы и принять разумные решения в биржевой игре

Сильные чувства

Спросите игрока, почему цены пошли вверх, и от большинства вы услышите дежурный ответ – больше покупателей, чем продавцов. Это не верно. Число объектов, проданных на рынке, акций или фьючерсов, всегда равно числу купленных.

Если вы хотите купить контракт на Швейцарские франки, кто-то должен его вам продать. Если вы хотите сбыть контракт S&P 500, то кто-то должен его у вас купить. Число купленных и проданных на бирже акций одинаково. Более того, число распродаваемых и накапливаемых позиций на рынке фьючерсов тоже одинаково. Цены идут вверх или вниз в зависимости от колебаний интенсивности жадности и страха у продавцов и покупателей.

При восходящем тренде «быки» оптимистичны и не против немного приплатить. Они покупают дорого потому, что ожидают, что цены поднимутся ещё выше. При восходящем тренде «медведи» чувствуют себя напряжённо и соглашаются продавать только дороже. Когда жадные и оптимистичные «быки» встречаются с испуганными и осторожными «медведями», то рынок взлетает вверх. Чем острее их чувства, тем круче подъем. Взлёт кончается только тогда, когда у многих «быков» проходит энтузиазм.

Когда цены снижаются, то «медведи» оптимистичны и не смущаются продавать немного дешевле. «Быки» напуганы и готовы покупать только со скидкой. Пока «медведи» чувствуют себя

победителями, они продолжают продавать по сниженным ценам и спад продолжается. Он кончается тогда, когда «медведи» становятся осторожными и отказываются продавать по низкой цене.

Взлёты и падения

Мало кто из игроков действует как разумное человеческое существо. На рынке очень много эмоциональности. Большинство участников рынка действуют по принципу «делай, как все». По массам «быков» и «медведей» прокатываются волны жадности и страха.

Рынок поднимается из-за жадности покупателей и страха продавцов. «Быки» обычно любят покупать при максимальной дешевизне. Когда они особенно уверены, то больше думают о том, чтобы не пропустить взлёт цен, а не о том, как купить по самой дешёвой цене. Взлёт продолжается до тех пор, пока «быки» достаточно жадны для того, чтобы идти навстречу требованиям продавцов.

Крутизна взлёта зависит от того, как себя чувствуют игроки. Если покупатели чувствуют себя лишь немного сильнее продавцов, то рынок поднимается медленно. Когда они чувствуют, что значительно сильнее продавцов, то рынок поднимается быстро. Задача технического анализа определить, когда «быки» сильны и когда они начинают выдыхаться.

Играющие на понижение чувствуют себя попавшими в ловушку на рынке, когда их прибыль испаряется и превращается в убытки. Когда они кидаются закрывать свои позиции, подъем становится почти вертикальным. Страх – существенно более сильная эмоция, чем жадность, и взлёты, вызванные стремлением покрыть потери, бывают особенно крутыми.

Рынок снижается из-за жадности «медведей» и страха «быков». Обычно «медведи» предпочитают продавать на вершине взлёта, но если они ожидают, что хорошо заработают во время падения цен, они не против продать и на пути вниз. Испуганные покупатели соглашаются покупать только дешевле рыночной цены. Пока продавцы готовы идти навстречу этим требованиям и продавать по цене предложения, спад продолжается.

По мере того, как прибыли «быков» тают и превращаются в потери, они начинают паниковать и продавать практически по любой цене. Им так хочется выйти из игры, что они начинают соглашаться на предложения по цене ниже рыночной. При панической распродаже рынок может падать очень быстро.

Лидеры трендов

Преданность – тот клей, который удерживает группы вместе. Фрейд показал, что члены группы относятся к своему лидеру так же, как дети к отцу. Члены группы ожидают, что лидер вознаградит и ободрит их, если они ведут себя хорошо, и накажет, когда они ведут себя плохо.

Кто ведёт рыночный тренд? Отдельные личности, пытающиеся управлять рынком, как правило плохо кончают. Например, рынок «быков» по серебру в 1980-х был создан братьями Хант из Техаса и примкнувшими к ним арабами. Ханты закончили в суде по банкротствам. У них не нашлось Денег даже на машину и им пришлось ехать к зданию суда на метро. Рыночные «гуру» иногда способны создать тренд, но они, как правило, не удерживаются дольше одного рыночного цикла (см. главу 6).

Тони Плуммер, игрок из Англии, высказал в своей книге «Предсказание финансового рынка – истина за техническим анализом» новую революционную идею. Он показал, что цена сама служит лидером рыночной толпы! Большинство игроков концентрирует своё внимание на цене.

Победители чувствуют себя вознаграждёнными, когда цена меняется в их пользу, а проигравшие чувствуют себя наказанными, когда цена изменяется против них. Члены толпы находятся в святом неведении относительно того, что когда они сосредотачиваются на цене, они создают себе лидера. Игроки, ощущающие на себе гипнотическую силу цены, сами создают себе идола.

Во время восходящего тренда «быки» чувствуют себя вознаграждёнными заботливым родителем. Чем дольше сохраняется тренд, тем увереннее они себя чувствуют. Когда поведение ребёнка вознаграждается, он продолжает вести себя так же. Когда «быки» делают деньги, они добавляют новые позиции к уже открытым позициям и новые «быки» выходят на рынок.

«Медведи» чувствуют, что их наказали за их продажи. Многие из них закрывают свои позиции на продажу, открывают позиции на покупку и присоединяются к «быкам».

Покупки счастливыми «быками» и закрытие позиций трусливыми «медведями» толкают тренд вверх. Покупатели чувствуют себя вознаграждёнными, а продавцы – наказанными. И те, и другие эмоционально вовлечены в процесс, но лишь немногие игроки понимают, что они сами создают восходящий тренд, создают своего лидера.

Неожиданно наступает ценовый шок «на рынок выбрасывается крупный пакет и покупателей оказывается недостаточно, чтобы поглотить его. Восходящий тренд меняется на нисходящий. «Быки» чувствуют себя обиженными, как ребёнок, которому отец залепил пощёчину за обедом, а «медведи» приободряются.

Ценовой шок сеет семена изменения рынка. Даже если рынок оправится и достигнет новых высот, «быки» будут более осторожны, а «медведи» станут жёстче. Это отсутствие единства в доминирующей группе и оптимизм среди её противников подготавливают разворот тренда. Несколько технических индикаторов указывают на достижение вершины тренда, отслеживая конфигурацию, называемый «дивергенцией медведей» (Bearish Divergence) (см. главу 4.5). В этом случае цены достигают максимума, а индикатор останавливается на значении, меньшем, чем во время предыдущего подъёма. «Дивергенция медведей» указывает на лучшее время для открытия позиций на понижение.

Когда имеет место нисходящий тренд, «медведи» чувствуют себя примерными детьми, которых ценят и награждают за то, что они умные. Они чувствуют себя уверенно, открывают новые дополнительные позиции и спад продолжается. На рынок выходят новые «медведи». Большинство любит победителей и средства массовой информации берут интервью у «медведей» во время их рынка.

Во время нисходящего тренда «быки» теряют деньги и это заставляет их чувствовать себя дурно. «Быки» закрывают свои позиции и многие из них переходят на сторону «медведей». Их продажи подталкивают рынок вниз.

Через некоторое время «медведи» становятся уверенными, а «быки» – деморализованными. Неожиданно, происходит ценовый шок. Пакет заказов на покупку поглощает все имеющиеся заявки на продажу и рынок подпрыгивает вверх. Теперь «медведи» чувствуют себя детьми, которым отец отвесил затрещину в самый разгар счастливого обеда.

Ценовой шок посеял семена возможного поворота нисходящего тренда, поскольку «медведи» стали осторожнее, а «быки» – жёстче. Стоит ребёнку усомниться, что Санта Клаус существует, и он уже никогда в него полностью не поверит. Даже если «медведи» оправятся и рынок достигнет нового минимума, несколько технических индикаторов отразят их слабость, образовав структуру, называемую «дивергенцией быков» (Bullish Divergence). Это происходит, когда цены достигают нового минимума, а индикатор стоит выше, чем при предыдущем спаде. «Дивергенция быков» указывает на лучшее время для покупки.

Социальная психология

У отдельного человека есть свободная воля и его действия непросто предсказать. Поведение группы проще и его легче отслеживать. При анализе рынка вы анализируете групповое поведение. Вам нужно определить направление действий толпы и его изменение.

Группы засасывают нас и затемняют наше сознание. Проблема большинства аналитиков состоит в том, что их захватывает менталитет тех групп, которые они анализируют.

Чем дольше продолжается взлёт, тем больше технических аналитиков попадают под влияние чувств «быков», игнорируют опасные симптомы и пропускают изменение тенденции. Чем дольше продолжается спад, тем больше аналитиков солидаризируются с «медведями» и игнорируют сигналы «быков». Вот почему полезно письменно изложить план анализа рынка. Нужно решить заранее, за какими индикаторами следить и как интерпретировать их изменение.

Трейдеры в операционном зале используют несколько инструментов определения характера и силы чувств членов толпы. Они отслеживают способность толпы пробить предыдущий уровень поддержки или сопротивления. Они смотрят на поток «бумаги» – заказов клиентов, выброшенных на пол после изменения цен. Трейдеры в зале слушают, как меняется тон и уровень шума вокруг них.

Если вы играете далеко от операционного зала, то вам необходимы другие инструменты анализа поведения толпы. Ваши схемы и диаграммы отражают массовую психологию в действии.

Технический аналитик является прикладным массовым психологом, обычно вооружённым компьютером.

Наши рекомендации