По теме практического занятия №5
1.Вычислить заданный интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда. В этих случаях одним из эффективных приемов является метод подстановки или замены переменной интегрирования. Сущность этого метода заключается в том, что путем введения новой переменной интегрирования удается свести заданный к новому интегралу, который сравнительно легко берется непосредственно. Этот метод описывается следующей формулой:
2.Если , - дифференцируемые функции от , то из формулы для дифференциала произведения двух функций
получается формула интегрирования по частям
.
Эта формула применяется в случае, когда подынтегральная функция представляет произведение алгебраической и трансцендентной функций.
В качестве обычно выбирается функция, которая упрощается дифференцированием, в качестве - оставшаяся часть подынтегрального выражения, содержащая , из которых можно определить путем интегрирования.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. В чем заключается метод замены переменных при отыскании неопределенного интеграла?
2. Выпишите формулу интегрирования по частям.
3. По какому принципу происходит разбиение подынтегрального выражения искомого интеграла на два сомножителя ( и ) при применении формулы интегрирования по частям?
Задания для практического занятия №5
Вариант №1.
1. Найдите интегралы методом замены переменной (метод подстановки):
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Найдите интегралы методом интегрирования по частям:
а) ; б) ; в) ; г) .
Вариант №2.
1. Найдите интегралы методом замены переменной (метод подстановки):
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Найдите интегралы методом интегрирования по частям:
а) ; б) ; в) ; г) .
а) ; б) ; в) .
Вариант №3.
1. Найдите интегралы методом замены переменной (метод подстановки):
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Найдите интегралы методом интегрирования по частям:
а) б) в) г)
Вариант №4.
1. Найдите интегралы методом замены переменной (метод подстановки):
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Найдите интегралы методом интегрирования по частям:
а) ; б) ; в) ; г) .
Инструкция по выполнению практического занятия №5:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Выберите свой вариант (задания для практического занятия).
4. Внимательно прочитайте каждое задание. Определите, к какому виду относятся данные интегралы.
5. В первом задании интегралы находите методом подстановки. В заданиях под буквами а) и б) замените функции в скобках. В задании под буквой г) выделите в знаменателе полный квадрат и сделайте замену выражения в скобке, приведя данный интеграл к табличному.
6. Для выполнения второго задания нужно использовать метод интегрирования по частям. В задании под буквой а) за лучше взять тригонометрическую функцию, в задании б) – показательную функцию. В задании под буквой в) возьмите за логарифмическую функцию, а в задании г) – тригонометрическую. В некоторых заданиях после применения формулы интегрирования по частям необходимо применить метод подстановки.
7. Проверьте правильность решения заданий.
8. Убедившись, что задания решены правильно на черновике, аккуратно спишите их в чистовик.