Внешние и внутренние требования
Алматы - 2012
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахская академия транспорта и коммуникаций
имени М.Тынышпаева
Кафедра «Логистика на транспорте»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной
и научной работе
_______________ М.Б.Имандосова
“______“ ___________ 2012г.
Методические указания к выполнению курсовой работы
по дисциплине «Системный анализ отрасли»
на тему:
«Системный анализ инфраструктуры предприятия отрасли»
(для студентов специальности 5В050900 – «Логистика» по отраслям))
Алматы - 2012
303.732.4
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Системный анализ отрасли" для студентов специальности: 5В090900 - «Логистика (по отраслям)»
Рецензенты:
Сарбаев С.Ш. - д.т.н., профессор КазАТК
Росляков М.Г. – к.т.н., профессор АТУ
Автор:
К.т.н., доцент кафедры «Логистика на транспорте» Блинцов С.М.
В методических указаниях представлен алгоритм применения методик системного анализа для исследования предприятий отрасли
Методические указанияобсуждены и получили положительное решение на кафедре «Логистика на транспорте» (Протокол № 1 от «13»января 2012 г.
Методические указаниярассмотрены и получили положительное заключение УМБФ (Протокол № от « » __________ 2012г.)
Методические указаниярекомендованы к изданию в открытой печати и использованию в учебном процессе на УМС академии (Протокол № от « » __________ 2012г.)
© Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева, 2012г.
© Блинцов С.М., 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Роль курсовой работы в освоении дисциплины «Системный анализ отрасли» для направления «Логистика (по отраслям)» состоит в формировании и закреплении знаний и навыков применения комплекса методов системного анализа к исследованию производственных, информационных, хозяйственных, финансовых систем.
Курсовая работа имеет прикладную направленность.
Внешние и внутренние требования
Реализация в курсовой работе дисциплины «Системный анализ отрасли» требований ГОСО по направлению «Логистика (по отраслям)» и рабочей программы данной учебной дисциплины предполагает, что в процессе выполнения курсовой работы студент должен приобрести следующие навыки:
♦ используя основную и дополнительную литературу по данной дисциплине, самостоятельно выбирать методические подходы к исследованию структуры информационных, хозяйственных и финансовых систем, соответствующие поставленным задачам, имеющимся данным, знаниям и другим необходимым ресурсам, а также требуемому результату;
♦ формулировать гипотезы о свойствах и закономерностях поведения исследуемых систем, о присущих их элементам закономерных связях;
♦ проверять сформулированные гипотезы с использованием адекватных методов;
♦ используя метод системного анализа, представлять структуру анализируемой системы в математической форме;
♦ разрабатывать алгоритмы, программные средства, их компоненты, модули, пакеты расширения, отдельные процедуры (функции), автоматизирующие выполнение рутинных операций системного анализа;
♦ обосновывать практически значимые рекомендации по результатам исследования, основанного на применении теоретико-системной методологии.
При выполнении курсовой работы по учебной дисциплине «Системный анализ отрасли» необходимо владение материалом следующих учебных дисциплин:
♦ математика;
♦ математическая статистика;
♦ информатика,
♦ предмет теории систем;
♦ виды систем и их свойства;
♦ кибернетические системы;
♦ понятие структуры в теории систем;
♦ системный анализ — основной метод теории систем.
В процессе выполнения курсовой работы студенты закрепляют знания по вышеуказанным темам и пополняют знания по одной из следующих тем курса, в зависимости от выбранной темы курсовой работы:
♦ цель как общесистемная категория;
♦ теоретико-системные основы математического моделирования;
♦ синтетический метод в теории систем;
♦ понятие о формальных системах;
♦ формализмы как средство представления знаний.
Приступая к выполнению курсовой работы, студент в течение первой недели семестра обязан:
♦ вполном объёме изучить данные методические указания;
♦ обязательно обратиться к преподавателю, если те или иные положения методических указаний оказались непонятны;
♦ выбрать и согласовать с преподавателем тему курсовой работы.
Итоговый контроль результатов выполнения курсовой работы проводится в форме её защиты.
Тематика курсовых работ по учебной дисциплине «Системный анализ отрасли» и методика их выполнения, отражённая в данных методических указаниях, обусловлена особенностями современного этапа развития соответствующей отрасли научного знания.
В научной и научно-практической литературе появляется всё больше сведений о применении системного подхода и теоретико-системной методологии при решении крупных исследовательских и прикладных задач. Системный подход проникает в анализ рынков и логистических цепей, в менеджмент, в теорию и практику ценообразования, в управление информационными ресурсами и другими нематериальными активами. Он ориентирует бизнес и его исследователей на поиск неожиданных эффектов взаимодействия, которые становятся основой управленческих инноваций и конкурентных преимуществ.
Системный подход – мощный, но дорогостоящий и специфический исследовательский инструмент, который оправдывает себя в тех ситуациях, когда от других, подчас более строгих и точных, методических подходов невозможно ожидать ценного результата: не хватает данных, слишком многообразны и неустойчивы исследуемые связи, не вполне ясны цели управления. Использование системного подхода не по назначению не только удорожает исследования, но может иметь результатом менее достоверные и точные рекомендации в сравнении с подготовленными на основе альтернативных методов – например, математической статистики или исследования операций.
Чтобы системная методология применялась там, где следует, необходимо широкое распространение знаний о её возможностях и условиях применения. Это обусловливает необходимость ознакомления с основами теории систем и системного анализа в рамках курса бакалавриата, в том числе при посредстве самостоятельного освоения имеющихся литературных источников в процессе написания курсовой работы. Методические указания к написанию курсовой работы содействуют решению данной задачи.
Учебный характер курсовой работы и ограниченность времени самостоятельной работы, выделяемого на её выполнение, допускает условность её результатов. Применимость методических подходов, оценок, выводов и предложений курсовой работы ограничивается условной учебной ситуацией, которая не обязательно должна иметь прямое отношение к реальности. Вместе с тем наличие у курсовой работы практической значимости является её достоинством, которое может положительно влиять на её оценку.
Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы самостоятельно, учитывая требования настоящих методических указаний и ориентируясь на приведённую в п. 2. примерную тематику..
.