Понятие об автоматизированном счислении пути судна
Автоматизированное (автоматическое) счисление пути судна выполняется с помощью аналоговых вычислительных устройств – автопрокладчиков («Путь-1», «АП-2», «АП-3», «АП-4» и др.).
В основу конструкции автопрокладчика положены формулы аналитического (письменного) счисления.
Для «АП-4»:
(17.28)
Для автоматической выработки значений разности широт (РШ) и разности долгот (РД) в схему автопрокладчика вводится информация о курсе судна (ГКК, DГК), его скорости по лагу (VЛ, DЛ), а также данные о дрейфе (a) и течении (КТ, uТ).
В результате решения задачи аналитического счисления на выходе автопрокладчика должны быть получены текущие значения широты (jТ) и долготы (lТ) места судна в соответствии с формулами:
(17.29)
При нормальной работе автопрокладчика:
- графически (карандашом) наносится плавание судна (нижняя карта);
- постоянно указывается место судна («зайчик») на верхней карте;
- постоянная выработка и указание текущих координат судна (jТ, lТ).
Перед включением автопрокладчика необходимо:
- установить путевые навигационные карты (нижнюю и верхнюю), выставить самописец в исходную точку (j1, l1), включить нужный масштаб путевой карты;
- проверить правильность ввода исходных данных и контролировать их изменение в процессе плавания.
Недостаток автоматического счисления пути судна – при пропадании какого-то вида питания или выходе из строя какого-либо элемента или прибора автопрокладчика – теряется вся информация о текущем месте.
Практика показывает, что автоматическое и ручное графическое счисление пути судна должны вестись параллельно.
Задачи простого аналитического (письменного)
Счисления пути судна
№ зад. | УСЛОВИЕ | ОТВЕТ | |||||
Начальная точка φ (N), λ (W) | ИК | S (мили) | РШ | ОТШ | РД | Конечная точка φ (N), λ (W) | |
44°30,0' 10°00,0' | 30° | 294,0 | 254,6' к N | 147,0' к Е | 207,9' к Е | 48°44,6' 6°26,0' | |
44°30,0' 4°30,0' | 310° | 302,0 | 194,1' к N | 231,3' к W | 333,0' к W | 47°44,1' 10°03,0' | |
44°30,0' 5°00,0' | 305° | 256,0 | 146,8' к N | 209,7' к W | 300,7' к W | 46°56,8' 10°00,7' | |
44°30,0' 5°30,0' | 295° | 208,0 | 87,9' к N | 188,6' к W | 267,7' к W | 45°57,9' 9°57,4' | |
44°30,0' 6°00,0' | 280° | 174,0 | 30,2' к N | 171,3' к W | 241,1' к W | 45°00,2' 10°01,1' | |
48°00,0' 6°00,0' | 210° | 360,0 | 311,8' к S | 180,0' к W | 256,8' к W | 42°48,2' 10°16,8' | |
48°00,0' 6°30,0' | 207° | 345,0 | 307,4' к S | 156,6' к W | 223,5' к W | 42°52,6' 10°13,5' | |
48°00,0' 7°00,0' | 204° | 330,0 | 301,5' к S | 134,2' к W | 191,5' к W | 42°58,5' 10°11,5' | |
48°00,0' 7°30,0' | 200° | 315,0 | 296,0' к S | 107,7' к W | 153,7' к W | 43°04,0' 10°03,7' | |
48°00,0' 8°30,0' | 197° | 305,0 | 291,7' к S | 89,2' к W | 126,7' к W | 43°08,3' 10°36,7' | |
48°00,0' 9°00,0' | 194° | 300,0 | 291,1' к S | 72,6' к W | 103,6' к W | 43°08,9' 10°43,6' | |
48°00,0' 9°30,0' | 191° | 295,0 | 289,6' к S | 56,3' к W | 80,5' к W | 43°10,4' 10°50,5' | |
48°00,0' 8°00,0' | 188° | 280,0 | 277,3' к S | 39,0' к W | 55,9' к W | 43°22,7' 8°55,9' | |
48°00,0' 10°00,0' | 184° | 275,0 | 274,3' к S | 19,2' к W | 27,5' к W | 43°25,7' 10°27,5' | |
48°00,0' 10°30,0' | 180° | 260,0 | 260,0' к S | 0,0' | 0,0' | 43°40,0' 10°30,0' |
Разность широт и отшествие
(выдержка из табл. 24 «МТ-75» или табл. 2.19а «МТ-2000»)
Таблица 17.8
Плавание, S, мили | Курс | |||||||||||
4° | 176° 184° 356° | 5° | 175° 185° 355° | 8° | 172° 188° 352° | 10° | 170° 190° 350° | 11° | 169° 191° 349° | 14° | 166° 194° 346° | |
РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | |
4,99 7,98 9,98 26,93 27,93 28,93 29,93 73,82 | 0,35 0,56 0,70 1,88 1,95 2,02 2,09 5,16 | 4,98 7,97 9,96 26,90 27,89 28,89 29,89 73,72 | 0,44 0,70 0,87 2,35 2,44 2,53 2,61 6,45 | 4,95 7,92 9,90 26,74 27,73 28,72 29,71 73,28 | 0,70 1,11 1,39 3,76 3,90 4,04 4,18 10,30 | 4,92 7,88 9,85 26,59 27,57 28,56 29,54 72,88 | 0,87 1,39 1,74 4,69 4,86 5,04 5,21 12,85 | 4,91 7,85 9,82 26,50 27,49 28,47 29,45 72,64 | 0,95 1,53 1,91 5,15 5,34 5,53 5,72 14,12 | 4,85 7,76 9,70 26,20 27,17 28,14 29,11 71,80 | 1,21 1,94 2,42 6,53 6,77 7,02 7,26 17,90 | |
Плавание, S, мили | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ |
86° | 94° 266° 274° | 85° | 95° 265° 275° | 82° | 98° 262° 278° | 80° | 100° 260° 280° | 79° | 101° 259° 281° | 76° | 104° 256° 284° | |
Курс |
Плавание, S, мили | Курс | |||||||||||
15° | 165° 195° 345° | 17° | 163° 197° 343° | 20° | 160° 200° 340° | 21° | 159° 201° 339° | 24° | 156° 204° 336° | 25° | 155° 205° 335° | |
РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | |
4,83 7,73 14,49 19,32 23,18 28,98 31,88 45,40 94,66 | 1,29 2,07 3,88 5,18 6,21 7,76 8,54 12,16 25,36 | 4,78 7,65 14,34 19,13 22,95 28,69 31,56 44,9593,72 | 1,46 2,34 4,39 5,85 7,02 8,77 9,65 13,74 28,65 | 4,70 7,52 4,10 18,79 22,55 28,19 31,01 44,17 92,09 | 1,71 2,74 5,13 6,84 8,21 10,26 11,29 16,07 33,52 | 4,67 7,47 14,00 18,67 22,41 28,01 30,81 43,88 91,49 | 1,79 2,87 5,38 7,17 8,60 10,75 11,83 16,84 35,12 | 4,57 7,31 13,70 18,27 21,93 27,41 30,15 42,94 89,53 | 2,03 3,35 6,10 8,13 9,76 12,20 13,42 19,12 39,86 | 4,53 7,25 13,59 18,13 21,75 27,19 29,91 42,60 88,82 | 2,11 3,38 6,34 8,45 10,14 12,68 13,95 19,86 41,42 | |
Плавание, S, мили | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ |
75° | 105° 255° 285° | 73° | 107° 253° 287° | 70° | 110° 250° 290° | 69° | 111° 249° 291° | 66° | 114° 246° 294° | 65° | 115° 245° 295° | |
Курс |
Плавание, S, мили | Курс | |||||||||||
27° | 153° 207° 333° | 30° | 150° 210° 330° | 34° | 146° 214° 326° | 35° | 145° 215° 325° | 36° | 144° 216° 324° | 37° | 143° 217° 323° | |
РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | |
3,56 4,46 5,35 22,28 25,84 30,29 32,08 40,10 49,01 | 1,82 2,27 2,72 11,15 13,17 15,44 16,34 20,43 24,97 | 3,46 4,33 5,20 21,65 25,11 29,44 31,18 38,97 47,63 | 2,00 2,50 3,00 12,50 14,50 17,00 18,00 22,50 27,50 | 3,32 4,15 4,97 20,73 24,04 28,19 29,85 37,31 45,60 | 2,24 2,80 3,36 13,98 16,22 19,01 20,13 25,16 30,76 | 3,28 4,10 4,91 20,48 23,76 27,85 29,49 36,86 45,05 | 2,29 2,87 3,44 14,34 16,63 19,50 20,65 25,81 31,55 | 3,24 4,05 4,85 20,23 23,46 27,51 29,12 36,41 44,50 | 2,35 2,94 3,53 14,69 17,05 19,98 21,16 26,45 32,33 | 3,19 3,99 4,79 19,97 23,16 27,15 28,75 35,94 43,93 | 2,41 3,01 3,61 15,05 17,45 20,46 21,67 27,08 33,10 | |
Плавание, S, мили | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ | ОТШ | РШ |
63° | 117° 243° 297° | 60° | 120° 240° 300° | 56° | 124° 236° 304° | 55° | 125° 235° 305° | 54° | 126° 234° 306° | 53° | 127° 233° 307° | |
Курс |
Плавание, S, мили | Курс | |
40° | 140° 220° 320° | |
РШ | ОТШ | |
1,53 6,13 9,19 21,45 22,98 33,71 65,88 76,60 | 1,29 5,14 7,71 18,00 19,28 28,28 55,28 64,28 | |
Плавание, S, мили | ОТШ | РШ |
50° | 130° 230° 310° | |
Курс |
Разность долгот
(выдержка из табл. 25а «МТ-75» или 2.20 «МТ-2000»)
Таблица 17.9
φСР | ОТШЕСТВИЕ | |||||||||
40,0° | 1,31' | 2,61' | 3,92' | 5,22' | 6,53' | 7,83' | 9,14' | 10,44' | 11,75' | 130,5' |
40,5° | 1,32' | 2,63' | 3,95' | 5,26' | 6,58' | 7,89' | 9,21' | 10,52' | 11,84' | 131,5' |
41,0° | 1,33' | 2,65' | 3,98' | 5,30' | 6,63' | 7,95' | 9,28' | 10,60' | 11,93' | 132,5' |
41,5° | 1,34' | 2,67' | 4,01' | 5,34' | 6,68' | 8,01' | 9,35' | 10,68' | 12,02' | 133,5' |
42,0° | 1,35' | 2,69' | 4,04' | 5,38' | 6,73' | 8,07' | 9,42' | 10,77' | 12,11' | 134,6' |
42,5° | 1,36' | 2,71' | 4,07' | 5,43' | 6,78' | 8,14' | 9,49' | 10,85' | 12,21' | 135,6' |
43,0° | 1,37' | 2,73' | 4,10' | 5,47' | 6,84' | 8,20' | 9,57' | 10,94' | 12,31' | 136,7' |
43,5° | 1,38' | 2,76' | 4,14' | 5,51' | 6,89' | 8,27' | 9,65' | 11,03' | 12,41' | 137,9' |
44,0° | 1,39' | 2,78' | 4,17' | 5,56' | 6,95' | 8,34' | 9,73' | 11,12' | 12,51' | 139,0' |
44,5° | 1,40' | 2,80' | 4,21' | 5,61' | 7,01' | 8,41' | 9,81' | 11,22' | 12,62' | 140,2' |
45,0° | 1,41' | 2,83' | 4,24' | 5,66' | 7,07' | 8,49' | 9,90' | 11,31' | 12,73' | 141,4' |
45,5° | 1,43' | 2,85' | 4,28' | 5,71' | 7,13' | 8,56' | 9,99' | 11,41' | 12,84' | 142,7' |
46,0° | 1,44' | 2,88' | 4,32' | 5,76' | 7,20' | 8,64' | 10,08' | 11,52' | 12,96' | 144,0' |
46,5° | 1,45' | 2,91' | 4,36' | 5,81' | 7,26' | 8,72' | 10,17' | 11,62' | 13,07' | 145,3' |
47,0° | 1,47' | 2,93' | 4,40' | 5,87' | 7,33' | 8,80' | 10,26' | 11,73' | 13,20' | 146,6' |
47,5° | 1,48' | 2,96' | 4,44' | 5,92' | 7,40' | 8,88' | 10,36' | 11,84' | 13,32' | 148,0' |
48,0° | 1,49' | 2,99' | 4,48' | 5,98' | 7,47' | 8,97' | 10,46' | 11,96' | 13,45' | 149,4' |
48,5° | 1,51' | 3,02' | 4,53' | 6,04' | 7,55' | 9,05' | 10,56' | 12,07' | 13,58' | 150,9' |
49,0° | 1,52' | 3,05' | 4,57' | 6,10' | 7,62' | 9,15' | 10,67' | 12,19' | 13,72' | 152,4' |
Выводы
1. Аналитическое (письменное) счисление координат судна – это вычисление по формулам географических координат судна по его курсу и плаванию.
2. Аналитическое (письменное) счисление координат судна подразделяется на простое, составное и сложное.
3. Достоинством аналитического (письменного) счисления координат судна является его высокая точность; недостатками – отсутствие наглядности, громоздкость вычислений и невозможность непрерывного получения счислимых координат судна.
4. Недостатки аналитического счисления исключаются при автоматическом счислении пути судна.
Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».
ГЛАВА 18. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ СЧИСЛЕНИЯ
КООРДИНАТ СУДНА