Грамматический строй речи
Разработала: учитель-логопед
Ершова Наталья Германовна
МАДОУ Детский сад «Журавушка» № 1
Пермский край
Г. Чайковский
Речевая карта
1. Фамилия, имя ребёнка ________________
2. Дата рождения ______________________
3. Из какого д/с и когда направлен ________
4. Домашний адрес _____________________
5. Сведения о семье ____________________
______________________________6. Жалобы родителей ___________________
__________________
7. Анамнез ____________________________
Как протекали беременность и роды ______
____________
Сон __
Вскармливание ________________________
Когда закричал ________________, рост ________________, вес _______________
Психомоторное развитие ________________
Держать головку ____________ Сидеть ______________ Ползать ______________
Вставать _____________________________ Ходить __________________________
Первые зубы ______________ Количество зубов к одному году ________________
Заболевания: до 1 года __________________
______
до 3-х лет _____________________________
______
Хронические __________________________
Ушибы, травмы головы _________________
Операции _____________________________
8. Речевое развитие ребёнка:
гуленье _____________________________ лепет ____________________________
первые слова ________________________ фразы ____________________________
Как шло накопление словаря _____________
Не прерывалось ли речевое развитие ______
____________
Оказывалась ли логопедическая помощь ___
Моторная сфера
1. Ручная моторика
зайчик _____ зайчик-колечко ______
коза _____ пианино ______
крестик _____ кулак-ребро-ладонь ______
2. Мимика
глаз закрыть правый _________________ левый _________________
брови поднять _________________ нахмурить ____________
щёки надуть __________________ втянуть ____________________
нос наморщить ______________
3. Артикуляционная моторика
рот открыть _________________ закрыть ___________________
челюсть влево ________________ вправо ____________________
губы улыбка _________________ трубочка ___________________
язык блинчик ________________ иголка ____________________
часы ____________________ качели ____________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы ____________________________ Зубы ______________________________
Нёбо ____________________________ Язык ______________________________
Пространственные представления
1. Схема тела
5 лет собственная
6 лет собственная
чужая
по картинке
2. Окружающее пространство
пассивно активно
вверху
внизу
впереди
сзади
слева
справа
между
3. На листе бумаги
пассивно активно
вверху
внизу
слева
справа
посередине
между
Звуковая сторона речи
1. Общее звучание речи
темп __
ритм _
голос _
дыхание ______________________________
артикуляция ___________________________
интонации ____________________________
2. Произношение звуков _________________
________________________
3. Дифференциация звуков
- пары слогов
ка-га мя-ма да-ба
то-до нё-но до-го
пу-бу вю-ву ку-ту
- тройки слогов
па-па-ба ма-мя-мя
ко-го-го нё-нё-но
ту-ду-ту фу-фю-фу
- тройки слогов (6 лет)
за-са-за тя-ча-тя
ка-га-га ча-ся-чап
та-тя-та ща-ся-ща
за-жа-за ща-ча-ща
ра-ла-ра ша-ща-ща
ря-ля-ря тя-ща-тя
я-ля-я ца-са-ца
- пары слов
ложкирысь
рожки рис
мискатёлка
мишка чёлка
розытёлка
рожи щёлка
санкичёлка
танки щёлка
кошкамышка
кочка мишка
Петькабанка
печка банька
чашанос
чаща нёс
- разложить картинки
р-л с-ш ч-щ
4. Языковой анализ-синтез
5 лет
- выделить звук [ ц ] в ряду звуков ________
- выделить первый звук в слове
аист ослик утка ива
ноги туфли медведь
- выделить последний звук в слове
суп соль лиса
6 лет
- слоговой синтез слова «машина» ________
- слоговой анализ слова «самолёт» ________
- звуковой синтез слова «мак» ____________
- звуковой анализ слова «нос» ____________
- синтез предложения без предлога ________
с предлогом ________
- анализ предложения без предлога ________
с предлогом ________
- придумать слова со звуком [ с ] в начале __
в середине ________________________________
в конце ___
Воспроизведение звуко-слоговой структуры
1. Слова
5 лет
сковорода
сквозняк
парашютист
свисток
скворечник
милиционер
аквариум
микстура
лекарства
простокваша
подснежник
погремушка
6 лет
строительство
температура
фотоаппарат
экскаватор
виолончелист
регулировщик
водопроводчик
2. Предложения
5 лет
- Мальчик слепил снеговика _____________
______
- Волосы подстригают в парикмахерской ___
______
- Парашютисты готовятся к прыжку _______
______
- Сестрёнка развешивает простыни ________
______
6 лет
- Водопроводчик чинит водопровод _______
______
- Регулировщик стоит на перекрёстке ______
______
- У фотографа фотоаппарат со вспышкой __
______
- Виолончелист укладывает инструмент в футляр ___________________________
______
Словарь
1. Имена существительные
- Детёныши животных и птиц
лошадь коза свинья
корова овца курица
птица гусь белка
- Части тела животных
когти гребень копыта
грива хобот плавники
- Части предметов
донышко сиденье
чайник носик стул спинка
крышка ножки
- Обобщающие слова
транспорт
овощи
фрукты
ягоды
2. Глаголы
- Как подают голос?
собака утка ворона
кукушка свинья волк
курица воробей гусь
- Приставочные
выходит заходит уходит
переходит подходит отходит
3. Имена прилагательные
- Подбор имени прилагательного к имени существительному: кошка какая?
____________
- Антонимы
большой-маленький шар ________________
______
длинный-короткий ремень _______________
______
толстая-тонкая книга ____________________
______
чистое-грязное платье ___________________
______
глубокая-мелкая тарелка ________________
______
густой – редкий лес _____________________
______
Грамматический строй речи
1. Словоизменение: множественное число имён существительных
дом флаг брат
окно ручей дерево
ребёнок ухо рот
глаз коза день
2. Словообразование
- уменьшительно-ласкательная форма имён существительных
стул гнездо песня
лоб голова дерево
- имена прилагательные от имён существительных
дерево железо яблоко
снег кожа груша
3. Согласование
- имени прилагательного с именем существительным
мой жёлтый
моя жёлтая
моё жёлтое
мои желтые
- имени существительного с числительным
дерево лампа тетрадь
иголка окно пень
4. Падежные формы
- На чём катаются дети зимой? ___________
- Чего много в лесу? ____________________
______
- Чем накрыт стол? _____________________
5.Предлоги пассивно активно
на ____
с (со) _
в _____
из ____
под ___
из-под ________________________________
над ___
за ____
из-за _
перед _
между ________________________________
к _____
Предложения
1. Повторить
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки
______
______
2. Закончить
Вечером дети возвращаются домой … _____
______
3. Составить по опорным словам: мышка, кошка, поймать
____________
4. По сюжетной картинке
____________
5. По сюжетной картинке и вопросу: Почему девочка плачет?
____________
6. По вопросу: Для чего нужна лейка?
____________
7. По предметной картинке
____________
8. По двум предметным картинкам
____________
Связная речь
1. Пересказ.
2. Рассказ-описание.
2. Рассказ по сюжетной картине.
4. Рассказ по серии сюжетных картин.