МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в программе используются различные типы заданий:
· «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
· задачи с неполным условием;
· с избыточными условиями;
· открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
· творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
· на развитие внимания и закрепления терминологии;
· игры-тренинги;
· игры-конкурсы (с делением на команды);
· сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
· интеллектуально-познавательные игры;
· интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
· сказочные сюжеты уроков;
· поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках
· сочинение своих сказок.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
· один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
· вставить пропущенное ключевое слово;
· опрос по «цепочке»;
· цифровой диктант;
· графический диктант;
· маршрутная карта;
· обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
· повторение последней фразы и оценка ее корректности;
· продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
· организация цепочки отвечающих;
· комбинированная эстафета и т.д.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Количество Часов теории | Количество часов практики |
1. | 1 год обучения Арифметические забавы.
| ||
2. | Логика в математике. 10.Больше-меньше,раньше- позже, быстрее- медленнее. 11.Множество и его элементы. 12.Способы задания множеств. 13.Сравнение и отображение множеств. 14.Математическая эстафета. 15.Кодирование и декодирование. 16.Отрицание. 17.Истиные и ложные высказывания. 18.Математические фокусы, игры. 19.Символы в реальности и в сказках. 20.Создание символов. 21.Обозначение действий, знаки-пиктограммы. 22.Понятие «дерево». 23. Графы. 24.Решение задач комбинаторного типа. 25.Задачи, решаемые подбором. | ||
3. | Задачи с геометрическим содержанием. 26. Кодирование. 27.Симметрия фигур. 28. Задачи на разрезание. 29.Задачи на склеивание. 30.Игра « Конструктор». 31. Задачи со спичками. 32.Геометрическая викторина. 33.Обобщение и закрепление пройденного. | ||
Итого: 33 часа | 7ч | 26ч | |
1. | 2 год обучения Арифметические забавы. 1. Без карандаша и бумаги. 2. Числовые головоломки. 3. Задачи на нахождение целого и его части. 4. Шифры. Ребусы. 5. Задачи про цифры. 6. « Сколько же?» 7. Закономерности. 8. Математический турнир. 9. Задачи на взвешивание. 10. Задачи на переливание. 11. Конкурс « Веселые вопросы и остроумные ответы». | ||
2. | Логика в математике. 12.Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. 13.Алгоритм. 14.Ветвление. 15.Поиск основных алгоритмических конструкций на знакомых сказках; сочинение сказок. 16.Математический бой. 17.Задачи на поиск закономерности. 18.Задачи на внимательность и сообразительность. 19.Задачи – шутки. 20.Математическая путаница. 21.Математический конкурс « Эрудит». 22.Калейдоскоп идей. 23.Задачи с лишними или недостающими данными. 24.Математическая викторина. 25.Задачи, решаемые без вычислений. | ||
3. | Задачи с геометрическим содержанием. 26.Задачи на разрезание и складывание фигур. 27.Задачи со спичками. 28.Игра- головоломка « Пифагор». 29.Линейные орнаменты. 30.Познавательная викторина « Путешествие по Древнему Египту». 31.Игра : Сектор « Приз». 32. Оригами. 33.Игра « Геометрическая мозаика». 34. Обобщение и закрепление изученного. | ||
ИТОГО: 34 часа | 3 ч | 31 ч | |
1. | 3 год обучения Арифметические забавы. 1.Конкурс « Самый сообразительный!» 2.Задачи, решаемые перебором. 3.Решение задач с конца. 4.Задачи на переливание. 5.Арифметическая смесь. 6. Задачи с гипотезами. 7.Задачи на планирование. 8.Задачи на промежутки. 9.Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. 10.Математическая лотерея. | ||
2. | Логика в математике. 11.Четность- нечетность. 12.Выигрышная стратегия. 13.Забавные исчезновения. 14.Задачи на планирование действий. 15.Арифметические ребусы и лабиринты. 16.Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. 17.Старинные задачи. 18. Задачи, решаемые с конца. 19.Составление выражений по графу. 20.Принцип Дирихле. 21.Задачи на расстановки. 22. Слова- кванторы. 23.Ориенторованные графы. | ||
3. | Задачи с геометрическим содержанием. 24.Не отрывая карандаш…. 25.Оригами. 26.Зеркальное отражение. Симметрия. 27.Симметричное вырезание. 28.Геометрическая викторина. 29. Неоднозначные фигуры. 30.Плоские орнаменты ( паркеты). 31. Игра- головоломка « Монгольская игра» 32.Историческая страничка. 33. Математический КВН. 34.Обобщение и закрепление пройденного | ||
ИТОГО: | 34 ч | 1 ч | 33ч |
1. | 4 год обучения Арифметические забавы. 1.Цифры у разных народов. 2.Арифметические головоломки. 3.Составление задач шуток, ребусов. 4.Старинные задачи. 5.Задачи на упорядочивание множеств. 6.Математический бой. 7.Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. 8.Задачи с величинами. 9.Математический лабиринт. | ||
2. | Логика в математике. 10.Тайны шифра. 11.Решение шахматных задач. 12.Игра « Логическое домино». 13.Знаете ли проценты? 14. Математические софизмы. 15.Танграмы. 16.Задачи на смекалку. 17.Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя вычислений. 18.Решение и составление задач, с разными вариантами решений, набор вероятных ответов. 19.Задачи на принцип Дирихле. 20.Что мы знаем об Архимеде? 21.Логленд ( логический марафон). 22. Математический КВН. | ||
3. | Задачи с геометрическим содержанием. 23.Геометрия в истории. 24.Конструирование из бумаги. 25.Задачи на разрезание и складывание фигур. 26.Геометрические головоломки. 27.Зашифрованная переписка ( способ решетки). 28.Задачи со спичками. 29.Геометрия клетчатой бумаги. 30.Три способа прохождения лабиринта. 31.Игры на развитие конструкторских способностей. 32.Геометрическая викторина. 33. Геометрический тренинг. 34. Обобщение пройденного. Подведение итогов. | ||
ИТОГО: | 34 ч | 4 ч | 30ч |
Список литературыдля педагога:
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературыдля детей:
для дополнительной информации,закрепления изученного материала:
1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.