Распределительные задачи

Распределение рабочих по сменам и участкам. Определить явочный состав работающих каждого из трех участков цеха при условии, что суточная выработка продукции будет максимальной (режим работы на предприятии – трехсменный). При этом требуется, чтобы в соответствии с имеющимся объемом работ число работающих первого участка не превышало 100 чел., второго – 160 чел, а общее число работающих было не более 400 чел. Известна средняя суточная производительность труда работающих соответственно по каждому из участков: 70, 60, 50 шт. По условиям безопасности труда в цехе необходима хорошая вентиляция. На одного работающего каждого участка должно приходиться не менее 4,5; 6; 9 м3/мин воздуха. Мощность цеховой вентиляционной установки 800 м3/мин.

Математическая модель задачи.

Обозначим через xij– количество работающих на i-м участке в j-ю смену.

Функция цели (максимизация выработки продукции):

распределительные задачи - student2.ru

ограничения по числу работающих на участках

распределительные задачи - student2.ru

ограничение на общее количество рабочих в цехе

распределительные задачи - student2.ru

ограничения, связанные с требованиями вентиляции

распределительные задачи - student2.ru

условие неотрицательности решения

распределительные задачи - student2.ru

где сj – средняя выработка на i-м участке (шт./чел.); bi – максимальное общее количество работников на i-м участке с учетом трехсменного режима работы; d – максимально возможное общее число работающих в цехе во всех сменах; ai – потребность в воздухе на i-м участке на каждого человека; А – мощность вентиляционной системы цеха; i – номер участка; m – число участков; j – номер смены; n – число рабочих смен в цехе.

Подставим исходные данные в модель

max f(x) = 70x11+70x12+70x13+60x21+60x22+60x23+

+50x31+50x32+50x33

x11+x12+x13 ≤ 100

x21+x22+x23 ≤ 160

x11+x12+x13+ x21+x22+x23+x31+x32+x33 ≤ 400

7,5x11+6x21+9x31 ≤ 800

7,5x12+6x22+9x32 ≤ 800

7,5x13+6x23+9x33 ≤ 800

xij ≥ 0; i = 1, 2, 3; j = 1, 2, 3.

распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru

Рис. 9. Ввод модели в Excel

При вводе модели и исходных данных в Excel (рис. 9) используем функцию из категории Математические - =СУММПРОИЗВ. Массив ячеек А1:С3 отведём под изменяемые ячейки для размещения неизвестных переменных xij. Функция цели введена в ячейку Е7, а её составляющие – в ячейки А7:С7. Формулы ограничений по численности работников введены в ячейки D1:D3, а по мощности вентиляционной системы жизнеобеспечения – в ячейки А5:С5.

В меню Сервис выбираем программу Поиск решения (при её отсутствии - в меню Сервис выбрать Надстройки и установить флажок у программы Поиск решения).

В программе Поиск решения указать (рис. 10) адрес ячейки с целевой функцией, направление поиска экстремума функции цели, адреса изменяемых ячеек с искомыми переменными. После нажатия кнопки Параметры установить флажки: Линейная модель и Неотрицательные значения.

распределительные задачи - student2.ru

Рис. 10. Ввод модели в программу Поиск решения

Если задача имеет множество решений, то многократный запуск программы Поиск решения позволит выявить эти решения.

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

Рис. 11а. Множество вариантов оптимального

распределения работников

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru распределительные задачи - student2.ru

Рис. 11б. Множество вариантов оптимального

распределения работников

Решение задачи симплекс-методом (число переменных = 15, число ограничений = 6):

x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7 x8 x9 x10 x11x12 x13x14 x15

1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 100

0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 160

1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 0 0 400

7,5 0 0 6 0 0 9 0 0 0 0 0 1 0 0 800

0 7,5 0 0 6 0 0 9 0 0 0 0 0 1 0 800

0 0 7,5 0 0 6 0 0 9 0 0 0 0 0 1 800

-70 -70 -70 -60 -60 -60 -50 -50 -50 0 0 0 0 0 0

Решение: f(x) = -20433,33

x(11)=x1=14,67 x(13)=x3=85,33 x(22)=x5=133,33

x(23)=x6=26,67 x(31)=x7=76,67 x12=63,33

Таблица распределения работников по сменам и участкам

  1 смена 2 смена 3 смена
I участок 14,67   85,33
II участок   133,33 26,67
III участок 76,67    

Количество свободных рабочих мест суммарно по трем сменам – 63,33. Общий выпуск продукции в сутки 20433,3 шт.

Модель производства с запасами

Фирма переводит свой завод на производство новых изделий, которые планируется выпускать в течение четырёх месяцев. Оценки спроса на изделия в каждый из этих месяцев приведены в таблице:

Месяц поставки изделия
Спрос (штук)

В каждый месяц спрос можно удовлетворить за счёт;

- избытка изделий, произведённых в предшествующие месяцы;

- изделий, произведённых в текущем месяце;

- изделий, произведённых в последующие месяцы для погашения невыполненных ранее заказов.

Затраты на изготовление одного изделия составляют 4 ден.ед. Изделие, произведённое, но не поставленное потребителю в текущем месяце, влечёт за собой дополнительные издержки на хранение в размере 0,5 ден.ед. за каждый месяц хранения. Изделие, выпускаемое в счёт невыполненных заказов, облагается штрафом в размере 2 ден.ед. за каждый месяц недопоставки.

Объем производства меняется от месяца к месяцу по внутризаводским причинам. В рассматриваемые 4 месяца планируется следующая программа выпуска изделий:

Месяц производства изделия
Выпуск (штук)

Требуется уточнить (доопределить) эту программу таким образом, чтобы она обеспечивала минимальные издержки, обусловленные несогласованностью спроса и предложения (дисбалансом).

Задачи такого типа в исследовании операций известны как транспортные задачи. Это обусловлено тем, что чаще всего такие задачи связаны с оптимизацией процессов перевозок. Вместе с тем к этому типу сводится рассматриваемая задача и многие другие, не имеющие непосредственного отношения к транспорту. Специфика этих задач заключается в использовании таблицы-матрицы, строки и столбцы которой определяют факторы дисбаланса – спрос и предложение, место производства и потребления продукции и т.п.

Математическая формулировка задачи. Пусть i определяет месяц производства изделия, а, j - месяц поставки. Примем в качестве переменных xij – количество изделий, произведённых в i-й месяц и поставленных в j-й. (Эти переменные будут размещаться в изменяемых ячейках.) ai – программа выпуска изделий в i-м месяце, bj – спрос в j-м месяце, сij - затраты на продукцию, производимую в i-м месяце и потребляемую в j-м месяце.

распределительные задачи - student2.ru

Определим матрицу объёма производства, а также стоимостей производства и хранения изделий (в ден.ед):

Месяц производства (i) Месяц потребления (j) Программа выпуска изделий (шт)
X11 4 X12 4,5 X13 5 X14 5,5
X21 6 X22 4 X23 4,5 X24 5
X31 8 X32 6 X33 4 X34 4,5
X41 10 X42 8 X43 6 X44 4
Спрос (шт)  

распределительные задачи - student2.ru

Ограничения:

предложение (объём производства):

х11 + х12 + х13 + х14 = 50;

х21 + х22 + х23 + х24 = 180;

х31 + х32 + х33 + х34 = 280;

х41 + х42 + х43 + х44 = 270;

спрос:

х11 + х21 + х31 + х41 = 100;

х12 + х22 + х32 + х42 = 200;

х13 + х23 + х33 + х43 = 180;

х14 + х24 + х34 + х41 = 300.

Целевая функция:

Z = 4х11 + 4,5х12 + 5х13 + 5,5х14 + 6х21 + 4х22 + 4,5х23 + 5х24 +

+ 8х31 + 6х32 + 4х33 + 4,5х34 + 10х41 + 8х42 + 6х43 + 4х44 → min;

распределительные задачи - student2.ru

распределительные задачи - student2.ru

Рис. 12. Ввод модели в Excel

Как изменится найденное решение, если издержки на хранение будут больше штрафа, равны штрафу?

Наши рекомендации