Поведение фирм на конкурентных рынках

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов. Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Кривая спроса показывает, какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса.

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены. Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

P или p – цена единицы товара;

Q или q – количество (объем) товара;

D – спрос на товар (DА – спрос на товар А);

S – предложение товара (SА – предложение товара А);

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru - функция (закон) спроса от цены;

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru - функция (закон) предложения от цены;

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru функция цены спроса или кривая спроса;

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru -функция цены предложения или кривая предложения.

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил (см.рис. 3).

Для нахождения точки рыночного равновесия необходимо и достаточно решить уравнение

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru или Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru .

В результате получаем точку рыночного равновесия (P*; Q*) .

При каждом взаимодействии участников рынка могут существовать различные виды равновесий: равновесие по Нэшу, равновесие по Стакельбергу и равновесие по Паретто. Равновесие по Стакельбергу возникает тогда, когда существует временной интервал в принятии решений о формировании цены предложения. Таким образом, равновесие по Стакельбергу соответствует поведению участников рынка в условиях неодновременности принятия ими решений.

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель, показывающая затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие (см.рис.3).

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru

Рис. 3. Спрос, предложение, точка равновесия

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение на основании существовавших в предыдущих год цен, уже не могут изменить объем производства. Например, в сельском хозяйстве, когда ориентируются на урожай предыдущего года, не учитывая стихийных бедствий.

Эластичностью функции Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru называется предел отношения относительного изменения функции Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru к относительному приращению аргумента Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru при стремлении к нулю приращения аргумента.

Если известна функция Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru , то используется формула точечной эластичности:

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru .

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится величина у при изменении значения влияющего на нее фактора х на 1%.

Пример 8. Определить точку рыночного равновесия для функций спроса и продолжения, представленных в виде:

PD = 20 – 2q и PS = 2q + 4.

Решение.

Составим уравнение:

PD= PS => 20 - 2q= 2q + 4; 16 = 4q;

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru

Ответ: точка рыночного равновесия p*=12; q*=4.

Пример 9. Функции спроса и предложения имеют вид:

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru ,

где Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru – количество покупаемого товара; Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru – количество предлагаемого на продажу товара; p>0 – цена товара.

Определить равновесную цену, эластичность спроса и предложения по этой цене, изменение дохода при изменении цены на Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru .

Решение.

Равновесная цена определяется из условия равенства спроса и предложения, т.е. из уравнения:

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru , откуда Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru или Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru ден.ед.

Эластичность спроса и предложения определяются по формулам:

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru ;

Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru .

Так как полученные значения эластичности по абсолютной величине больше единицы, то спрос и предложение товара при равновесной цене эластичны относительно цены. Увеличение цены на один процент приведет к уменьшению спроса на два процента.

При увеличении цены на 3% спрос уменьшится на Поведение фирм на конкурентных рынках - student2.ru , следовательно, доход уменьшится на 6-3=3%.

Наши рекомендации