Возникновение светской школы

Быт и нравы.

После посещения стран Европы и возвращения из «великого посольства» Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре­зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по «Соборному уложению» 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль­ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписыва­лось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопро­сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петров­ское время проводились и общественные праздники. Строились триум­фальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводи­лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Возникновение светской школы.

Светский характер образования, соединение обучения с практикой корю иным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенст­ва. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося ря­дом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дво­рянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обо­значения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных со­словий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы наби­рали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Од­нако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артилле­рийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па­жеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве от­крылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в ме­дицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдат­ских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замк­нутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде — четырехклассные и двухклассные малые народные учи­лища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полно­стью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Мо­сковского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициа­тиве И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском универси­тете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднял­ся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя универси­тета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ло­моносов писал, что «университет создан для генерального обучения раз­ночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распростране­нии научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессо­ров.

Наука и техника.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака­демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных усло­вий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли бога­тейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Север­ной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменно­угольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние рай­оны Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середи­не XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори­ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды созда­ли историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англи­чанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепост­ничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают вообра­жение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно- исторический музей — Кунсткамера (1719); было положено начало Биб­лиотеке Академии наук (1714). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на пер­вых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй­лер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказыва­лись иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произо­шел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

Наши рекомендации