Психология поддержки и сопротивления
Для большей наглядности, давайте разделим всех участников рынка на три категории: тех, кто занимает длинные позиции, тех, кто занимает короткие позиции, и так называемых "неприсоединившихся". Длинные позиции занимают те, кто уже купил; если трейдер продает, то он занимает короткую позицию, а "неприсоединившиеся"— это те трейдеры, которые либо уже ушли с рынка, закрыв все позиции, либо еще не решили, как им лучше выйти на рынок, к какой из сторон примкнуть.
Итак, предположим, что в течение некоторого времени цены колебались на уровне поддержки, а потом рынок начал двигаться вверх. Партия "длинных", то есть те, кто покупал по ценам в районе уровня поддержки, ликуют, хотя и жалеют, что не купили еще. Дескать, хорошо, но мало. Вот вернулся бы рынок к прежнему уровню поддержки, пошел бы чуть-чуть вниз, они бы сразу подкупили побольше. Партия "коротких" наконец-то осознала (или начинает осознавать), что тактика их была неправильной (степень их пессимизма прямо пропорциональна тому, как далеко ушел рынок от уровня поддержки, но к этому мы вернемся чуть позднее). Больше всего на свете им хотелось бы, чтобы рынок пошел вниз и опустился до того уровня, где они заняли короткую позицию, тогда они могли бы уйти с рынка точно в той точке, где вышли на него, то есть остаться при своих (это так называемый безубыточный уровень или breakeven point).
Тех, кто пока что "сидит на заборе", тоже можно подразделить на две группы: одни трейдеры вообще никакие позиции не занимали, а вот другие по тем или иным причинам закрыли свои длинные позиции в районе уровня поддержки. Последние теперь кусают локти, что поторопились с продажей, и лелеют мечту вновь открыть длинные позиции по той цене, по которой продали.
А что же те, кто никак не мог определиться, к какой из сторон примкнуть? Они уже поняли, что цены пошли вверх, и решили для себя, что при первой же подходящей возможности будут играть на повышение. Итак, все четыре группы участников рынка твердо намерены покупать при ближайшем спаде. Для всех четырех уровень поддержки ниже рынка является "приоритетом номер один". Так что само-собою разумеется, если цены опустятся до этого уровня, то возобновившееся ажиотажное стремление покупать, которым горят участники всех четырех групп, вновь подхлестнет цены, и они пойдут вверх.
Чем выше торговая активность в области поддержки, тем большее значение приобретает эта область, так как большее число участников становятся в ней материально заинтересованы. Степень торговой активности в той или иной области поддержки или сопротивления можно определить тремя способами:
· исходя из количества времени, в течение которого цены находились в этой области;
· из объема торговли;
· из того, как давно возникла эта область.
Чем больше период времени, в течение которого цены колебались в области поддержки или сопротивления, тем большую значимость приобретает эта область. Например, если в определенной области застоя цены колебались вверх-вниз в течение трех недель, а потом пошли вверх, то данная область поддержки будет более значима, чем если бы аналогичные колебания цен происходили всего три дня.
Объем - еще один способ оценить значимость поддержки или сопротивления. Если формирование уровня поддержки сопровождалось большим объемом торговли, значит большое количество контрактов перешло из одних рук в другие, а, следовательно, и значимость уровня поддержки очень велика; и наоборот, значимость уровня поддержки тем меньше, чем меньше был объем торговли. Тут особенно полезны пункто-цифровые графики, ибо они дают возможность измерить внутридневную динамику торговой активности и определить те уровни цен, в районе которых совершалось наибольшее количество сделок, и где, соответственно, будут с наибольшей вероятностью располагаться уровни поддержки или сопротивления.
Третий показатель значимости уровня поддержки или сопротивления - его удаленность по времени от настоящего момента. Поскольку мы имеем дело с реакцией трейдеров на движение рынка и на позиции, которые они либо уже заняли, либо не успели занять, то вполне понятно, что чем ближе по времени событие и реакция на него, тем более значительным является само событие.
А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Предположим, что цены, вместо того чтобы пойти вверх, пошли вниз. В нашем предыдущем примере цены росли, поэтому все участники рынка дружно начинали покупать при каждом корректирующем спаде (создавая тем самым новые уровни поддержки). Однако если цены пойдут вниз и опустятся ниже уровня поддержки, реакция участников рынка тоже изменится с точностью до наоборот. Все те, кто покупал на уровне поддержки, ясно осознают, какую глупость они совершили. В довершение всего их брокеры начнут лихорадочно требовать внесения дополнительного залога. Из-за того, что при фьючерсных сделках существует так называемый "эфект рычага", трейдер никак не может долго посыпать себе голову пепелом по поводу убытков. Ему остается либо повышать залог, либо ликвидировать убыточную позицию.
Что в нашем предыдущем примере послужило созданию уровня поддержки? Примат заявок на покупку ниже рынка. А сейчас все предыдущие заявки на покупку ниже рынка превратились в заявки на продажу выше рынка. Таким образом, поддержка превратилась в сопротивление. И, соответственно, чем более значимым был предыдущий уровень поддержки, то есть чем ближе к настоящему моменту он был по времени и чем больше было количество заключенных сделок, тем большую значимость приобретает он в качестве уровня сопротивления. Все те факторы, которые раньше послужили созданию уровня поддержки усилиями трех категорий участников рынка -партии "длинных", партии "коротких" и неприсоединившихся, - теперь будут направлены на то, чтобы установить некий "потолок" для грядущих взлетов и оживлений цен.
Иногда очень полезно бывает остановиться и задуматься, почему же все-таки ценовые модели, которыми пользуются технические аналитики, и такие понятия, как "сопротивление" и "поддержка", служат нам верой и правдой. Неужели эти графики или какие-то линии, которые на эти графики наносятся, обладают магической силой? Вовсе нет. Эти инструменты так хорошо оправдывают себя на практике, потому что с их помощью мы видим, как на самом деле ведут себя участники рынка, а, следовательно, мы можем просчитать их возможную реакцию на динамику рынка. Анализ графиков - это, по сути дела, анализ человеческой психологии и реакций трейдеров на изменяющиеся рыночные условия. К сожалению, темп изменений на рынках товарных фьючерсов вынуждает нас к тому, что мы начинаем использовать понятия и термины, не успевая задуматься об их глубинном смысле. А ведь за уровнями поддержки и сопротивления на ценовых графиках стоят серьезные психологические причины, которые и объясняют, почему мы пользуемся ими для своих прогнозов.