Математическая модель транспортной задачи
Одной из характерных задач ЛП является так называемая транспортная задача. Она возникает при разработке наиболее рациональных способов и путей транспортирования товаров, устранение встречных, повторных и слишком дальних перевозок. А это сокращает время продвижения товаров и уменьшает затраты предприятий, осуществляющих процессы снабжения сырьём, топливом, оборудованием и т.д. Различают два вида транспортных задач: по критерию стоимости и по критерию времени.
Первая задача является частным случаем задачи ЛП и может быть решена симплексным методом, однако наличие большого числа переменных и ограничений делает вычисление громоздким. Поэтому для решения этих задач разработан специальный метод, позволяющий быстрее и проще находить оптимальный план решения задачи.
Сформулируем транспортную задачу.
Определить оптимальный план перевозок некоторого однородного груза от m поставщиков A1, A2, …Am к n потребителям B1, B2, …Bn, причём стоимость перевозки 1 ед. груза (тариф) из пункта Ai, в пункт Bj равна cij.
Введём обозначения:
ai – запасы грузы в пункте отправления Ai
bj – величина заказа на этот груз в пункте назначения Bj
cij – тарифы перевозок из Ai в Bj
xij – количество груза, доставленного из Ai в Bj.
В зависимости от соотношения между суммарными запасами груза и суммарными потребностями в нём транспортные задачи могут быть закрытыми и открытыми.
Определение. Транспортная задача называется закрытой, если в противном случае задача называется открытой.
Условия транспортной задачи обычно задаются распределительной таблицей.
Математическая модель закрытой задачи имеет вид:
при ограничениях
т.е. от каждого поставщика будет вывезен весь груз в объёме данного ресурса,
т.е. каждому потребителю будет доставлен весь груз в объеме его потребности,
и условии
Оптимальным решением этой задачи является матрица , удовлетворяющая системе ограничений и доставляющая минимум целевой функции.
Всякую открытую транспортную задачу можно привести к закрытой с помощью добавления фиктивного поставщика или фиктивного потребителя, принимая тарифы по этим направлениям равными 0.
Основные этапы решения транспортной задачи:
а) нахождение исходного опорного решения,
b) проверка этого решения на оптимальность,
c) переход от одного опорного решения к другому.
5.2 Нахождение исходного опорного плана.
Существует несколько способов нахождения исходного опорного плана: метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости.
Опишем применение этих методов на примере транспортной закрытой задачи, заданной распределительной таблицей:
Табл.13
bj ai | |||
По методу северо-западного угла вначале получают значение перевозки x11, которая расположена в северо-западной клетке матрицы перевозок. Причём x11 присваивается максимально возможное значение, . После этого вычеркивают соответствующий столбец (строку), так как остальные перевозки из этого столбца (строки) должны быть равны 0. Если a1=b1, должны быть вычеркнуты и первый столбец, и первая строка. Затем корректируют запасы (потребности) невычеркнутой строки (столбца), и все повторяется для северо-западной клетки оставшейся матрицы. Исходное опорное решение представляется таблицей:
Табл. 14
bj ai | |||
34 | –3 | –2 | |
13 | 45 | –4 | |
–1 | 22 | 103 |
Значение целевой функции
По методу минимальной стоимости вначале заполняется перевозка xij с минимальной стоимостью cij. Если минимальных стоимостей несколько, выбирается произвольная переменная. Выбранной перевозке присваивается максимально возможное значение, xij=min(ai,bj). Затем вычеркивается соответствующий столбец (строка), корректируется потребность (запас) не вычеркнутого столбца( строки) и всё повторяется сначала. Тогда исходное решение представляется таблицей:
Табл. 15
bj ai | |||
–4 | –3 | 32 | |
–3 | –5 | 54 | |
41 | 62 | 23 |
Очевидно, что полученные затраты на перевозки по плану, составленному методом наименьшей стоимости, ниже затрат по плану, составленному методом северо-западного угла.
Следовательно, второй план перевозок ближе к оптимальному.