Системный анализ выступления
1. Значение этапа системного анализа выступления.
2. Рефлексия и самоанализ выступления.
3. Риторический анализ, его принципы, содержание и значение.
4. Примерная схема риторического анализа.
5. Риторический анализ письма И.П. Павлова к молодежи.
- 1 -
Этап системного анализа выступления предполагает анализ качества и эффективности продукта мыслеречевой деятельности. СА этап хотя и завешает риторическую формулу, тем не менее не делает ее замкнутой, потому что этот закон заставляет говорящего совершенствовать ораторские качества и повышать эффективность его речи.
Анализ качества осуществляется на всех этапах (подготовительном, исполнительском, итоговом), анализ эффективности – только на итоговом. В большинстве случаев эффективность определяется качеством, но бывают исключения:
- из-за непроницаемости, закрытости мышления аудитории;
- из-за наличия разрушительных тенденций в аудитории;
- из-за мощной силы инерции (нежелание аудитории что-либо менять);
- из-за кратковременности общения.
Системный анализ выступления основывается на двух этапах критической деятельности:
1) самоанализ;
2) анализ других.
- 2 -
Cамоанализ представляет собой двухшаговую систему.
1. Рефлексия (исследование ощущений). Ощущения, по З. Фрейду, являются весьма благодатным материалом для изучения, поскольку в них отражается истинное состояние человека. Выявление ощущений представляет собой процесс перевода из сферы бессознательного. Далее необходимо проанализировать выявленные ощущения, т.е. найти причины возникновения ощущений путем отслеживания своих действий в течение какого-то времени. Рефлексия помогает снять состояние тревоги, беспокойства
2. Корректировка продукта мыслеречевой деятельности (уточнение, добавление, замена одних положений другими). Логика корректировки включает систему трех вопросов: что хотел? что делал? что получил? Последний вопрос можно детализировать: что получилось? что не получилось и почему? как сделать лучше?
Этап самоанализа вырабатывает хорошую привычку искать причину в самом себе.
- 3 -
Анализ других предполагает следующие принципы:
- четкая цель критики (не критика ради критики);
- диалектичность критики (умение уйти от односторонних оценок);
- конструктивность;
- точность и краткость оценок;
- доброжелательность.
Содержание риторического анализа определяется особенностями современного понимания риторики, которая, основываясь на традициях классического красноречия, отличается от него многоаспектностью (логический, психологический, этический, лингвистический, художественный и другие аспекты) и полифункциональностью. В круг интересов современной риторики входят монолог и диалог, публичное выступление и частная беседа, речь устная и письменная, речь различных жанров и стилей, речевая ситуация во всем многообразии ее проявлений. Поэтому риторическому анализу может быть подвергнута любая по своей функциональной и стилевой принадлежности речь, а также действия оратора (или любого адресанта речи) на всех этапах коммуникации: докоммуникативном, коммуникативном, посткоммуникативном. Таким образом, риторический анализ – это анализ действий оратора по созданию и произнесению речи, а также качеств самой речи с целью определения ее эффективности.
Анализ докоммуникативного этапа предполагает умение постичь авторский замысел, определить цель речи, ее тему, позицию автора, особенности отбора содержания и формы речи, средств аргументации, связанного с социально-демографическими характеристиками аудитории, соответствие композиции речи законам риторики и т.д. Коммуникативный этап, включающий собственно выступление перед слушателями (установление зрительного, голосового, эмоционального контактов, произнесение речи, ответы на вопросы), рассматривается в ходе риторического анализа наиболее подробно. Анализ выступления с позиции «словесного действия» подразумевает определение умения оратора владеть голосом, соблюдать обусловленные логикой высказывания паузы и ударения, оптимальный темп речи, использовать невербальные средства общения. Оценивается манера держаться во время выступления, проявление значимых для оратора личностных качеств (уверенность, доброжелательность, искренность, артистизм и т.д.). Поскольку эффективность публичного выступления во многом зависит от умения оратора установить контакт со слушателями, анализ выступления включает определение степени проявления адресности речи, учета особенностей устной речи (длина фраз, уточняющие обороты, применение разговорных конструкций и форм и т.д.), употребления приемов, облегчающих восприятие речи слушателями (четко сформулированная цель речи, последовательность ее частей, подведение итогов), приемов, привлекающих внимание и реакции слушателей на них. На этом этапе рассматривается способ произнесения речи (чтение, частичное зачитывание, рассказ заученного текста, импровизация) и его оправданность. Отмечается влияние имиджа оратора на эффективность выступления.
Аналитическая оценка речи содержит выводы о ее правильности (соответствии нормам современного русского языка), богатстве, чистоте, ясности, точности, благозвучии, выразительность, лаконичности, аргументированности, целесообразности, адресности, информационной насыщенности.
Анализ посткомуникативного этапа может включать ответ на вопрос: какие выводы после выступления мог бы сделать оратор.
- 4 -
Примерная схема риторического анализа.
1. Как сформулирована тема выступления? Какой аспект общей проблемы раскрывает? Сколько вопросов отобрано для выступления? Тема произведения, из которого взят отрывок. Подтема или микротема отрывка.
2. Насколько актуальна данная тема для данной аудитории?
3. Сформулируйте задачу выступления. В какой части выступления она предъявлена? Насколько верно определена задача?
4. Сверхзадача. Пронизывает ли она все выступление? Как реализуется?
5. Авторский замысел. О каких духовных ценностях говорит автор? Его позиция.
6. Какие личностные качества оратора проявились во время выступления? Что следовало проявить ярче?
7. Как автор опирается на знания, известные аудитории? Какая новая информация сообщается? Насколько она интересна? Какие способы привлечения внимания аудитории использует выступающий?
8. Есть ли вопросы, имеющие спорный, проблемный характер? Как автор пытается их разрешить? Учитывает ли он при этом точку зрения оппонентов?
9. Учитывает ли автор особенности восприятия устной речи (длину фраз, повторы, уточняющие обороты)?
10. Какой способ произнесения речи избрал оратор (говорит наизусть, с опорой на подготовленный текст, с частичным зачитыванием, импровизирует)? Оправдан ли данный способ?
11. Как оратор общается с аудиторией? В чем проявляется адресность?
12. Оцените технику произнесения речи: силу голоса, ясность дикции, темп речи, использование средств устной выразительности. Как они варьируются?
13. Правильность речи.
14. Богатство речи. Использует ли оратор изобразительно – выразительные средства речи?
15. Тип речи: повествование, описание; рассуждение.
16. Особенностиплана и композиции.
17. Стиль. Какие черты стиля используются? Приведите примеры.
18. Пожелания оратору.
Данная схема анализа требует творческого подхода и избирательности анализируемых сторон речи, что зависит от ее формы и содержания, а также особенностей речевой ситуации.
- 5 -