Казначейские облигации, декабрь 1994
следует ставить не выше верхней границы торгового диапазона, сложившегося в ноябре-феврале, поскольку выход котировок за эту границу в корне изменил бы картину графика. Ниже представлены некоторые из стандартных графических приемов, которые обычно используются для размещения защитных остановок:
1. Трендовые линии. Защитная продажа может размещаться под повышательной трендовой линией; защитная покупка — над понижательной линией тренда. Одно из преимуществ этого метода состоит в том, что пробой трендовой линии обычно является одним из первых графических сигналов разворота тенденции. Таким образом, защитная остановка данного типа будет значительно ограничивать масштабы убытка или потери прибыли. Однако это преимущество оплачивается достаточно дорого: пробои линий тренда часто подают ложные сигналы. Как
ГЛАВА 9. выбор защитных остановок (stop-loss points) 167
Рисунок 9.2.
РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ОСТАНОВКИ
ПОСЛЕ ПРОБОЯ МОДЕЛИ ФЛАГА:
САХАР, МАРТ 1995
указывалось в гл. 3, по мере развития рынка «быков» или «медведей» трендовые линии часто подвергаются корректировке.
2. Торговый диапазон. В предыдущем примере с декабрьскими казначейскими векселями было показано, как противоположная граница торгового диапазона может служить защитной остановкой. Часто остановку можно размешать ближе (особенно в случае широких торговых диапазонов), поскольку, если пробой подлинный, цены не должны вернуться слишком глубоко внутрь диапазона. Таким образом, остановку можно размешать где-то между осевой линией и дальней границей диапазона. Ближнюю часть торгового диапазона не следует считать правильной зоной остановки. В действительности откаты цен в эту область происходят столь часто, что многие трейдеры предпочитают дождаться подобной коррекции и уж затем открывают позицию. (Использование такой стратегии оттягиваемого входа вслед за про-
168 ЧАСТЬ 1. анализ графиков
боем является делом личного выбора: во многих случаях это дает лучшую цену при открытии позиции, но одновременно является причиной того, что трейдер пропускает некоторые крупные движения рынка.)
3. Флаги и вымпелы. После пробоя модели флага или вымпела
в одном направлении возвращение к противоположной грани
це (или какой-то точке за ней) можно рассматривать как сигнал
разворота цен и, следовательно, как место размещения остано
вок. Например, на рис. 9.2 за резким нижним прорывом моде
ли флага в начале июля последовал откат цен выше этой моде
ли. Такое движение цен оказалось предвестником крупного
подъема котировок.
4. Широкодиапазонные дни. Аналогично флагам и вымпелам,
после пробоя в одном направлении возвращение к противопо
ложному ценовому экстремуму можно рассматривать как сигнал
разворота цен и, следовательно, как место размещения остано
вок. Например, обратите внимание, как на рис. 9.3 возврат цен
ниже истинного минимума дня с широким верхним диапазоном,
который имел место в середине сентября (после того, как тор
говля вначале шла выше этой модели), привел к резкому паде
нию на рынке.
5. Относительные максимумы и относительные миниму
мы *. Если предполагаемый риск не слишком велик, то в каче
стве защитной остановки можно использовать уровень послед
них относительного максимума и относительного минимума.
Предположим, например, что трейдер открыл длинную позицию
по мартовским контрактам на хлопок вслед за подтверждением
двойной впадины в начале ноября (рис. 9.4). В этом случае за
щитная остановка могла бы ставиться либо под августовским,
либо под октябрьским минимумом.
Иногда защитные остановки, выставленные вблизи границ графических моделей согласно изложенным в данной главе методам, предполагают чрезмерно высокий риск. В таком случае трейдер может воспользоваться денежной остановкой, т.е. остановкой, которая определяется исходя из приемлемого уровня денежного риска и не связана с
* Определение относительного минимума (относительного максимума) явля-
ется несколько произвольным. (Приводимое ниже определение касается относительного минимума, но аналогичные подходы применимы к относительному максимуму.) Общее определение относительного минимума следующее: это день, минимум которого ниже минимумов в предшествующие и последующие N дней. Конкретное определение относительного минимума будет зависеть от выбора значения N. Обоснованный диапазон здесь от 5 до 15.
ГЛАВА 9. выбор защитных остановок (stop-loss points) 169
Рисунок 9.3.