Анализ организационных структур и внешних связей предприятия
Анализ организационно-производственной структуры: должен по возможности включать максимальное количество аналитических методов и приемов.
1. Анализ систематизированных управленческих задач.
2. Анализ выявления и взаимоувязка применительно к этим задачам.
3. Распределение функций между этими исполнителями (начиная с определенной задачи и заканчивая ее реализацией всеми, начиная с директора и до рабочего).
4. Построение организационной структуры.
Этапы анализа:
1. Выявление элементов внешней среды.
2. Выявление и оценка взаимосвязей между элементами.
3. Оценка разнообразия внешней среды.
4. Оценка организационной структуры на соответствие внешней среде.
5. Оценка механизма управления с учетом этой специфики.
Показатели для оценки аппарата управления:
1. Производительность при переработке информации.
2. Оперативность принятия управленческих решений.
3. Эффективность управления.
Процесс формирования производственной структуры:
1. Формулировка целей и задач.
2. Определение состава и условий размещения подразделений.
3. Ресурсное обеспечение.
4. Разработка соответствующих процедур, документов и правил работы.
Направления для анализа регламентации организационной структуры:
1. Состав внутренних элементов базового подразделения.
2. Проектная численность подразделения.
3. Распределение задач и работ между конкретными исполнителями.
4. Распределение ответственности.
5. Определение процедур выполнения управленческих работ.
6. Определение затрат на управление (зарплата).
7. Эффективность управления.
1. Метод аналогий – наиболее подходящий. Предполагает наличие типовых организационных структур. На основании этого мы определяем границы применения метода. Подходы:
· выявление и анализ значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления для каждого экономического субъекта и для различных отраслей.
· анализ и оценка наиболее общих решений о звеньях аппарата в четко определенных условиях работы, а также анализ отдельных нормативных характеристик аппарата управления.
Типовые решения:
· вариантные, а не однозначные;
· пересматриваемые и корректируемые.
2. Экспертно-аналитический метод:
· анализ организации силами квалифицированных экспертов с привлечением ее руководителей и других работников;
· выявление специфических особенностей, проблем, в работе аппарата управления;
· выработка рациональных рекомендаций;
· обобщение и анализ наиболее передовых тенденций в области организации управления.
Методы:
· экспертные опросы и обработка результатов (мозговой штурм, метод Делфи);
· анализ подходов к разработке и использованию научных принципов формирования организационных структур управления;
· конкретизация общих принципов управления.
Особо выделяют:
ü графический метод;
ü метод аналитических таблиц;
ü метод структуризации целей:
1) выработка аналитиком системы целее организации на основе количественных и качественных показателей.
Этапы:
o разработка системы (дерева) целей;
o экспертный анализ предлагаемых вариантов;
o составление, анализ и оценка карт прав и ответственности.
4. Метод организационного моделирования – разработка формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации.
Методы:
· математико-кибернетические модели – характеризуют иерархию организационных структур, организационные связи и отношения в виде формул и неравенств;
· графоаналитические модели – сетевые, матричные и другие табличные, графические отображения;
· натурные модели – оценка функционирования моделей в реальных условиях:
1. Лаборатории. Недостатки: очень затратный. Главное – наличие грамотных специалистов, которые смогут предсказать изменения в компании.
2. Планируемые и контролируемые изменения организационных структур.
3. Деловые игры. Есть проекты, которые ведутся компаниями. Самый эффективный из методов. Однако она не учитывает нюансы.
· Математико-статистические модели – они построены на основе сбора, анализа и обработки данных.
Показатели эффективности системы управления: по степени соответствия результатов:
· установленным целям;
· объективным требованиям.
Принципиальное значение для анализа и оценки эффективности системы управления имеет выбор базы сравнения или уровня эффективности, который может быть принят за нормативный.
Показатели эффективности:
1) Конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.
2) Содержание и организация процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда.
3) Рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень.
Анализ внешних связей
· собственная выгода и индивидуальная шкала предпочтений и ценностей
· специфическое интеллектуальное «ноу-хау» - граничит с интуитивным мышлением и гипотезами
Анализ
маркетинговый комплексный
Маркетинговые требования (критерии оценки поставщиков):
1) ценность-стоимость поставок
2) регулярность поставок
3) соответствие стандартам
4) соблюдение объемов
5) установление стоимости
6) соблюдение номенклатуры. Если меняется номенклатура, то действует фактор замены (коэффициент использования, количество отходов и т.д.)
7) возможность дополнительных услуг (привоз, доставка, страхование, возможность дополнительной поставки, предоставление товарного кредита, упаковка, растаможивание, охрана, экологические стандарты)
Не должно быть контрактов с открытой ценой.
Есть понятие «рыночная власть фирмы».
Необходимо учитывать:
v конъюнктуру рынка
v ограниченность ресурсов
v существующую конкуренцию
v потенциальные возможности
Этапы анализа потенциальных возможностей:
1. формирование пакета требований
2. поиск наиболее надежных партнеров
3. предварительный отбор
4. сравнительный анализ
5. формирование пакета фирменных требований и его согласование сторонами
6. анализ контрпредложений по пакету требований
7. выбор и утверждение деловых партнеров
8. заключение договора (контракта)
Направления целевого анализа внешних связей:
a. анализ выполнения договоров предыдущего периода по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции
b. анализ причин и оценка размеров потерь
c. анализ внутренних и внешних причин невыполнения договоров
d. анализ степени влияния потерь на основные экономические показатели: объем реализации, прибыль, рентабельность, производительность труда, фонд потребления и т.п.
e. сравнительный анализ постоянных деловых партнеров с учетом разработанных показателей
Наибольший интерес представляет:
Ø анализ экономических последствий изменений условий договоров (сроков и объемов поставки, цен на сырье и продукцию, изменение номенклатуры и ассортимента поставки и т.д.)
Ø анализ влияния отклонений нормативов затрат, имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планировалось получить в конце отчетного периода
Факторный анализ:
По каждому договору необходимо определить влияние на общую сумму прибыли уровня постоянных и переменных затрат, объема производства и реализации, цен на материалы и продукцию.
Pr = q*(p-SAVCi)-STFCi
Также надо смотреть: информация
Методы:
1. Метод чтения финансовой отчетности
2. Метод сравнения
анализ динамики – будет раскрыт при анализе временных рядов. Позволяет выявить возможные искажения отчетности, как специальные, так и случайные
сравнительный анализ между отраслями
3. Метод анализа относительных показателей (темп прироста, уровень выполнения плановых заданий и т.д.)
4. Метод анализа временных рядов:
дебиторская задолженность;
кредиторская задолженность;
прибыль;
основные средства;
незавершенное производство.
5. Графический анализ
6. Факторный анализ – дополняет метод сравнения
7. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности
8. Углубленный (комплексный) анализ хозяйственной деятельности – конкретизирует, расширяет, дополняет экспресс-анализ.
Глубина анализа: цели и задачи!!!
Программа углубленного анализа:
1. Предварительный анализ
2. Анализ общей направленности финансово-хозяйственной деятельности
3. Анализ и оценка «больных» статей баланса
4. Анализ экономического потенциала:
1) Анализ имущественного положения:
v построение аналитического баланса-нетто
v вертикальный анализ баланса
v горизонтальный анализ баланса
v анализ качественных сдвигов в имущественном положении
2) Анализ финансового положения:
v анализ ликвидности
v анализ финансовой устойчивости
5. Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
1) Анализ деловой активности
2) Анализ рыночной и инвестиционной активности
3) Анализ рентабельности
Дополнительные направления анализа внешних связей:
o инвестирование
o дивидендная политика
o кредитная политика (сказывается на ликвидности)
o стратегии привлечения заемных средств
Финансово-хозяйственные перспективы:
Когда?
Одновременно с анализом сущности и деловой активности
Что? Основные результаты сбытовой политики
Направления анализа перспектив:
ü анализ портфеля контрактов:
1) общее количество
2) количество контрактов за определенный временной период
3) размеры контрактов
ü анализ структуры и динамики контрактов
ü анализ степени охвата отраслевых рынков (географический охват)
Методы оценки эффективности портфелей контрактов:
Расчет показателей рентабельности портфеля контрактов:
ü сравнительный анализ показателей рентабельности
ü коэффициентный метод предпочтения
Общая оценка – на основе средней рентабельности.
Абсолютные и относительные показатели:
Абсолютные показатели, даже с возрастающей динамикой, не всегда могут охарактеризовать реальное изменение спроса на продукцию (товары, услуги) экономических субъектов.
Абсолютные показатели:
Снижение количества контрактов:
ü понижение конкурентоспособности
ü увеличение объемов поставок
Анализ географического распределения контрактов:
Þособенности сбытовой деятельности на различных рынках
Þопределение и оценка доли:
место и роль на отраслевых рынках
тенденции к повышению или к понижению доли в общем объеме продаж отраслевого рынка