Расчёт предпочтительности по методу Вальда
Выбираем минимальную из степеней предпочтительностей по строке:
Ai=min {aij}
В таблицу занесены полученные результаты:
Вид продукции | Колбаса «Докторская» | Колбаса «Спасская» | Колбаса «Краковская» | Колбаса «Купеческая» | Колбаса «Сервелат Нарвский» |
Предпочти-тельность |
Наилучшие варианты (получаем несколько оптимальных вариантов):
A0=max {Ai}
A0=5
Это варианты колбас:
● «Спасская», «Краковская», «Сервелат Нарвский»
Расчёт предпочтительности по методу Гурвица
По каждой строке считается выражение:
Ai= α max {aij} + (1-α) min {aij}
α=0…1 - степень оптимизма лица принимающего решение, (примем α=0,7)
Наилучший вариант:
A0=max {Ai}
В таблицу занесены полученные результаты:
Вид продукции | Колбаса «Докторская» | Колбаса «Спасская» | Колбаса «Краковская» | Колбаса «Купеческая» | Колбаса «Сервелат Нарвский» |
Предпочти-тельность | 5,8 | 8,5 | 7,1 | 6,9 | 7,8 |
Наилучший вариант:
A0=8,5
Это вариант: Колбасе «Спасская»
Метод Сэвиджа
Выбираем максимальную из степеней предпочтительностей по столбцу:
Находим разности этого элемента с остальными в столбце:
Составляем матрицу разностей:
Выбираем максимальную из степеней предпочтительностей по строке:
Ai=max {aij}
А1=7
А2=4
А3=5
А4=6
А5=3
За оптимальное значение выбирается минимальное из полученных.
Таким образом, оптимальный вариант − Колбаса «Сервелат Нарвский».
Принцип относительной уступки
Выбираем максимальную из степеней предпочтительностей по столбцу:
Aj=max {aij}
Строим матрицу отношений (отношение элементов к максимальному в столбцах):
0,77 | 0,50 | 0,75 | 0,3 | 0,44 | 0,75 |
0,88 | 0,87 | 0,75 | 0,55 | 0,75 | |
0,66 | 0,87 | 0,5 | 0,77 | 0,63 | |
0,88 | 0,75 | 0,87 | 0,7 | 0,25 | |
0,62 | 0,9 | 0,66 |
∑
∑
∑
∑
∑
Находим сумму по строкам:
А1= 3,51
А2= 4,80
А3= 4,43
А4= 4,45
А5= 5,18
Выбираем максимальное значение. Соответственно оптимальным вариантом является Колбаса «Сервелат Нарвский».
Методы интегральной оценки качества системы
Интегральная оценка системы с помощью интегрального критерия
Составим таблицу, в которой будем рассматривать виды мяса в магазине.
Каждый вид оценивается по шкале от 0 до 1.
Таблица: выбор оптимальной продукции в магазине «Мясная лавка»:
Наименование продукции Характеристика | Говядина | Баранина | Конина | Свинина |
Содержание воды, % | 67,7 | 67,6 | 69,6 | 54,8 |
0,97 | 0,97 | 0,78 | ||
Содержание белков, % | 18,9 | 16,3 | 19,5 | 16,4 |
0,96 | 0,83 | 0,84 | ||
Содержание жиров, % | 12,4 | 15,3 | 9,9 | 27,8 |
0,44 | 0,55 | 0,35 | ||
Уровень pH мяса | 5,6 | 5,8 | 5,7 | |
0,93 | 0,96 | 0,95 | ||
Качественные характеристики мяса (вкус, цвет, аромат), баллы (0−10) | ||||
0,66 | 0,88 | 0,55 | ||
φi | 0,25 | 0,37 | 0,33 | 0,36 |
Интегральный критерий оценки качества системы:
φ=
Наилучший вариант φ = 0, 37
Наилучшее мясо − баранина.
Интегральная оценка системы по положительным и отрицательным
Характеристикам
Характеристики магазина можно разделить на положительные и отрицательные. Положительными называют характеристики, при увеличении которых качество системы возрастает. Отрицательными называют характеристики, при увеличении которых качество системы понижается. В связи с этим составим таблицу положительных и отрицательных характеристик.
Характеристика | а | у |
Положительные | ||
Близость расположения магазина от метро | 0,5 | |
Площадь, занимаемая магазином | ||
Удобство планировки | 0,4 | |
Современный дизайн | 0,5 | |
Отрицательные | ||
Затраты на аренду | 0,8 | |
Поставочная цена на продукцию (недовольство поставщиками) | 0,4 | |
Сложность обучения персонала | 0,3 | |
Плохая реклама (начальный этап развития бизнеса) | 0,4 |
Где a - степени значимости отдельных характеристик системы (от 0 до 10)
y – безразмерные характеристики системы (от 0 до 1)
В этом случае используется следующая форма интегрального критерия:
φ=(3,5−7,2)+(3,5−3,2)+(3,5−0,9)+(3,5−0,8)+(6−7,2)+(6−3,2)+(6−0,9)+(6−0,8)+ (2−7,2)+(2−3,2)+(2−0,9)+(2−0,8)+ (2,5−7,2)+(2,5−3,2)+(2,5−0,9)+(2,5−0,8)=7,6
Вывод
В данной работе нужно было провести системный анализ произвольного объекта. В качестве такого объекта был выбран магазин «Мясная лавка». Анализ объекта проводился с помощью решения различного рода задач, поставленных перед руководством магазина. Также использовались методы интегральной оценки объекта (как системы в целом). В результате анализа пришли к выводу, что данный объект имеет право на существование (вполне возможное осуществление поставленных задач, рентабелен, качество системы удовлетворительное).
Список используемой литературы.