Требования к содержанию выпускной квалификационной работы
1. Тема работы должна быть краткой и отражать основную проблему исследования. Основным критерием выбора темы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. В основном выбор темы осуществляется на предвыпускном курсе, иногда и раньше.
2. Во введении (не менее 7 страниц) раскрываются актуальность и новизна избранной темы, проблема, цель и задачи, предмет и объект, гипотеза, методы исследования, описывается практическая и научная значимость работы. Объект исследования – это крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Предмет исследования – это конкретная часть объекта. В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема. После выбора темы приступают к выработке гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis 'основание, предположение') есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из этого определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.
3. При проведении анализа психолого-педагогической и методической литературы (общий объем не более 1/3 всего объема работы) необходимо опираться на научно обоснованные данные. Не допускаются ссылки на популярные издания; исключение составляют случаи, когда анализ популярной литературы предусматривается задачами исследования.
4. Обзор такой литературы подразумевает не реферирование, а углубленный анализ и систематизацию имеющихся подходов к избранной проблеме и исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами за последние 5 лет и ранее. Автор должен продемонстрировать свое понимание развития проблемы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированными краткими выводами.
5. Стиль изложения должен быть лаконичным, логически завершенным. Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. В качестве терминов лучше использовать полностью эквивалентные понятия в русском языке.
6. Основные схемы, графики, таблицы и чертежи следует размещать по ходу изложения. Дополнительные материалы лучше размещать в конце текста в приложениях.
7. Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий этап эксперимента (проверочный), формирующий или созидательно-преобразующий (конструирующий) и контрольный этапы эксперимента (В.И. Загвязинский, И.Ф. Харламов и др.) (см. Приложение 3).
Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.).
Формирующий этап эксперимента является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.
Контрольный этап эксперимента дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).
После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.
8. Исследование должно быть проведено в строгом соответствии с предметом, объектом, гипотезой, целью и задачами, которые были названы во Введении.
9. Применение методов анализа результатов исследования (качественных или количественных) должно быть строго обосновано.
10. В случае если целью или одной из задач работы было создание или применение какой-либо методики обучения математике, необходимо статистически обосновать его эффективность и целесообразность внедрения в практику.
11. Обсуждение результатов исследования (общий объем не более 1/3 всего объема работы) должно проводиться с учетом первоначальной гипотезы и проанализированных литературных данных и носить содержательный, творческий характер.
12. Выводы (объем 0,5-1 стр.) должны в сжатой форме отражать результаты работы и соответствовать поставленным задачам.
13. Заключение (не более 5 стр.) должно отражать проделанную работу и намечать направления дальнейших исследований.
14. Работа должна иметь законченный характер, быть построена и оформлена в соответствии с материалами настоящего Положения.
18. Объем работы должен составлять 50-60 страниц формата А 4 (без учета приложений).
Введение
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы. Также указываются объект, предмет, гипотеза исследования, используемые методы анализа, база проведения эксперимента и некоторые литературные источники.
Основная часть
Дипломная работа содержит как правило, 2 или 3 главы, каждая из которых в свою очередь делится на параграфы.
Первая глава носит общий теоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.
Вторая глава носит методический характер. В ней излагается решение методической стороны данной проблемы. Она должна включать также описание проведенной исследовательской работы в школе и др. В этой главе студент не должен ограничиваться констатацией фактов, а выявляет педагогические условия внедрения данной проблемы в учебный процесс. Также вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Разрабатывает конкретные методические рекомендации.
Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Заключение
В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
Приложения
В приложении следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст, например, фрагменты уроков, планы внеклассных мероприятий и т.д.