Методика «Несуществующее животное»
При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующее животное», который можно использовать при работе с детьми 4,5—5 лет и старше.
Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш, а младшим детям 4,5—6 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: «Как зовут это животное?» «С кем оно живет?» «С кем дружит?» «Чем питается?» Ответы детей фиксируют.
Анализ результатов. Прежде всего нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети — о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.
Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успех в какой — то деятельности.
О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполно — ценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети — авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их самооценки.
Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура — в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется «агрессией от тревоги», весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: лучший метод защиты — нападение. Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. О подобных семейных отношениях говорилось при анализе результатов теста «Рисунок семьи», их рекомендуется сверить с результатами этого теста. Дети боятся, что мама или папа не будет их любить, если они сделают что—то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся "или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.
При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.
Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.
Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться — в прошлом или в будущем. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.