Блуждание по полю пути развития

Одной из центральных является идея о поле путей развития, характерном для определенного класса открытых нелинейных сред. Поле путей развития иллюстрирует особого рода детерминизм. Нелинейная система не жестко следует "предписанным" ей путям, а совершает блуждания по полю возможного, актуализирует, выводит на поверхность (каждый раз случайно) лишь один из путей. То есть в реальной картине бытия присутствует и момент противоположный детерминизму случайность, неустойчивость. С нашей точки зрения, неустойчивость не заменяет и не отменяет детерминизм, а дополняет, и может быть, видоизменяет его.

И. Пригожин постоянно указывает на то, что случайность, отдельные малые флуктуации могут играть существенную, определяющую судьбу системы роль вблизи моментов бифуркации. В таком случае для определения места случайности в картине мира мы должны "ждать" этих моментов бифуркации. Согласно нашему пониманию механизмов самоорганизации малое случайное воздействие, флюктуация отнюдь не всегда существенна. Необходимым условием является развитие процесса с обострением, в основе механизма которого лежит нелинейная положительная обратная связь. Не любая случайность существенна и одинакова по последствиям для огромного класса задач о структурной неустойчивости или резонансном воздействии.

И. Пригожин называет неустойчивостью состояние системы вблизи точки бифуркации, когда система осуществляет "выбор” дальнейшего пути развития. По его словам, флуктуации представляют как механизмы, "запускающие" неустойчивости. Мы же говорим о неустойчивости иного рода. Пожалуй, мир неустойчив скорее не потому, что в момент бифуркации открываются различные пути развития. Вблизи бифуркации случайность, действительно, играет решающую роль, но это только одна сторона неустойчивости (чувствительности процессов к малым флуктуациям). Под неустойчивостью мы понимаем главным образом режимы сверхбыстрого нарастания, развитие процессов с нелинейной положительной обратной связью. Неустойчивость это вероятностный характер распада сложноорганизованных структур вблизи момента обострения.

В процессах самоорганизации открытых нелинейных систем обнаруживается двойственная, амбивалентная природа хаоса. Он выступает как двуликий Янус. Хаос разрушителен (сложные системы в разных состояниях могут быть чувствительны к малым хаотическим флуктуациям на макроуровне). И в то же время хаос конструктивен, созидателен (сам хаос может быть защитой от хаоса: механизмом вывода на структуры аттракторы эволюции, механизмом согласования темпов эволюции при объединении простых структур в сложные, а также механизмом переключения, смены различных режимов развития системы). Хаос конструктивен через свою разрушительность и благодаря ей, разрушителен на базе конструктивности и через нее. Разрушая, он строит, а строя, приводит к разрушению.

Теряет ли современная наука свой материалистический характер?

Теперь мы можем ответить на все три замечания И. Пригожина (см. раздел "Развитие через неустойчивость" данной статьи).Он говорит о том, что сегодня наука не является более материалистической. Нам представляется, что недостаточно двигаться в рамках противоположностей материализма идеализма, материального идеального. Синергетика устанавливает мостики между мертвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека, между процессом рождения нового в природе и креативностью человека. В мертвом ведется поиск живого, вернее, аналогов живого, элементов самодостраивания, чего-то подобного институции и т.п. А в живом поиск мертвого, того, что общее ему с мертвым, что уже преданно, переформировано в мертвом, в законах эволюции Вселенной.

Механизмы самоорганизации многозначны, амбивалентны по-своему смыслу. С одной стороны, многие свойства направленности эволюции самоорганизующихся систем, которые вчера истолковывались как цели, как нечто идеальное, предшествующее реальным процессам, казались привнесением разума, человеческих устремлений в природу, сегодня могут быть представлены как реальные нелинейные свойства систем. Сегодня появляются материалистические объяснения совершенно парадоксальных явлений, таких, скажем, как будущее организует настоящее или, что будущее наличествует в определенных участках структур сегодня. Возникает понимание механизма реализации этих "целей" и рациональное толкование соответствующих образов, содержащихся в некоторых идеалистических философских системах.

Исследование эволюционных процессов в мире с точки зрения процессов с обострением, автомодельности на установившихся стадиях развития, инвариантногрупповых свойств дает некоторые основания предположить модель мира как иерархию различных темпомиров, зависимых, проникающих друг в друга или же независимых, параллельных. В таком случае сверхразум представляет как некая стадия развития процессов в мире. Это будущее для нашего темпомира, но, вполне вероятно, существующее уже сегодня в другом, продвинутом к моменту обострения темпомире, с которым мы не умеем устанавливать связь.

В чем выражается двойственная природа хаоса?

Наши рекомендации