Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
3.5.1. Основная литература
п/№ | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Аналитическая химия (аналитика): в 2-х т | Харитонов, Ю.Я. | 2001, М.: ВШ. | ||
2. | Аналитическая химия. Практикум. Учебное пособие | Харитонов, Ю.Я. | 2007, М.: ГЭОТАР – Медиа. | ||
3. | Аналитическая химия. [Электронный ресурс]. | Харитонов, Ю.Я. | 2004, М.: Рус. Врач. | - |
3.5.2. Дополнительная литература
п/№ | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Примеры и задачи по аналитической химии | Харитонов, Ю.Я. | 2007, М.: ГЭОТАР – Медиа. | - | |
2. | Курс аналитической химии | Цитович И.К.. | 2004, М., С.-Пб., Краснодар: «Лань» | ||
3. | Справочник по аналитической химии | Лурье Ю.Ю. | 1989, М.: Химия, |
Программное и коммуникационное обеспечение
Общесистемное и прикладное программное обеспечение, в том числе - мультимедийное сопровождение лекций, тестовые задания в электронном виде, использование ресурсов интернета.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Использование компьютерной техники, электронной библиотеки.
Использование учебных аудиторий и оборудованных химических лабораторий для выполнения студентами учебных и учебно-исследовательских работ, предусмотренных в лабораторном практикуме.
Приборы и оборудование:
- газовые горелки и электроплитки;
- сушильные шкафы и муфельные печи;
- аналитические весы;
- рН-метры;
- кулонометрические установки;
- фотоэлектроколориметры, в т.ч. с титровальной установкой;
- спектрофотометры;
- амперометрические установки;
- газовые хроматографы;
- персональные компьютеры;
- термометры, водяные бани, макро- и микробюретки, пипетки, колбы, штативы, магнитные мешалки;
- лекционный мультимедийный проектор;
- демонстрационные таблицы и плакаты (стационарные и разовые);
- тестовые задания по изучаемым темам, доски.
Образовательные технологии
Для реализации различных видов учебной работы по направлению подготовки в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
- разбор ситуационных задач и профессиональных ситуаций;
- поисковая аналитическая работа (реферативная, сочетающаяся с внеаудиторной работой), направленная на формирование профессионального интереса в сфере фарминдустрии, медицины, биологии и развитие профессиональных навыков обучающихся;
- учебно-исследовательские работы, базирующиеся на знаниях, умениях, владениях студентов полученных при изучении дисциплины и направленные на стимуляцию научно - исследовательского интереса.
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:
Ситуационная задача по анионам №1
(качественный анализ)
1. Определить анионный состав лабораторной пробы.
2. Результаты анализа оформить в виде протокола:
а) каждый пункт анализа должен быть кратко прокомментирован
б) написать уравнения реакций обнаружения анионов
в) протокол закончить выводом по обнаруженным анионам.
Лабораторная проба (ЛП) – бесцветный прозрачный раствор, рН » 4.
Аналитическая проба (АП) при дробном анализе на анионы:
1. АП с KMnO4 + 2м Н2SO4 – обесцвечивание раствора.
2. АП c I2 – обесцвечивания нет.
3. АП с KI + 2м HCl – внешнего эффекта нет.
4. АП с 2м HCl (2м H2SO4) – внешнего эффекта нет.
5. АП (после нейтрализации ЛП разб. NH4OH) с BaCl2 + CaCl2 ® белый аморфный осадок, растворимый в СH3COOH.
6. АП с AgNO3 – интенсивно желтый осадок, аморфный.
7. АП с HNO3 + AgNO3 – белый аморфный осадок, растворимый в карбонате аммония.
8. АП с FeCl3 + изб. – желтый осадок в красном растворе. Красное соединение экстрагируется хлороформом.
9. АП с Сl2 (вода) + 2м HCl – изменений окраски нет.
10. АП с магнезиальной смесью – белый осадок.
11. АП с куркумовой бумагой – розовая окраска, чернеющая от добавления конц. HCl.
12. АП с CоCl2 = смесь амилового спирта с эфиром, встряхивание ® синяя окраска экстрагента.
13. АП в сухом остатке после выпаривания ЛП:
а) с конц. H2SO4 + этанол, t0 – фруктового запаха нет
б) с конц. H2SO4 + этанол, t0 – зеленое пламя
в) с разб. HCl –выделения газа не наблюдается.
14. АП с антипирином в среде конц. H2SO4 – красной окраски нет
Ситуационная задача по теме: «Гравиметрия».
(количественный анализ)
Навеска сухофруктов в 1,8000 г после высушивания до постоянной массы стала равной 1,6000 г. Сколько влаги (%) содержал образец?
Ситуационная задача по теме: «титриметрия».
Существуют 2 способа приготовления титрованных растворов. Каким способом готовят раствор щавелевой кислоты (Н2С2О4×2Н2О) и каким раствор щелочи (NaOH)? Какое из этих веществ является стандартным и почему? По каким формулам рассчитывается титр и нормальность в каждом случае?
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами