Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

3.5.1. Основная литература

п/№ Наименование Автор(ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
1. Аналитическая химия (аналитика): в 2-х т Харитонов, Ю.Я. 2001, М.: ВШ.
2. Аналитическая химия. Практикум. Учебное пособие Харитонов, Ю.Я. 2007, М.: ГЭОТАР – Медиа.
3. Аналитическая химия. [Электронный ресурс]. Харитонов, Ю.Я. 2004, М.: Рус. Врач. -

3.5.2. Дополнительная литература

п/№ Наименование Автор(ы) Год, место издания Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
1. Примеры и задачи по аналитической химии Харитонов, Ю.Я. 2007, М.: ГЭОТАР – Медиа. -
2. Курс аналитической химии Цитович И.К.. 2004, М., С.-Пб., Краснодар: «Лань»
3. Справочник по аналитической химии Лурье Ю.Ю. 1989, М.: Химия,

Программное и коммуникационное обеспечение

Общесистемное и прикладное программное обеспечение, в том числе - мультимедийное сопровождение лекций, тестовые задания в электронном виде, использование ресурсов интернета.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Использование компьютерной техники, электронной библиотеки.

Использование учебных аудиторий и оборудованных химических лабораторий для выполнения студентами учебных и учебно-исследовательских работ, предусмотренных в лабораторном практикуме.

Приборы и оборудование:

- газовые горелки и электроплитки;

- сушильные шкафы и муфельные печи;

- аналитические весы;

- рН-метры;

- кулонометрические установки;

- фотоэлектроколориметры, в т.ч. с титровальной установкой;

- спектрофотометры;

- амперометрические установки;

- газовые хроматографы;

- персональные компьютеры;

- термометры, водяные бани, макро- и микробюретки, пипетки, колбы, штативы, магнитные мешалки;

- лекционный мультимедийный проектор;

- демонстрационные таблицы и плакаты (стационарные и разовые);

- тестовые задания по изучаемым темам, доски.

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы по направлению подготовки в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий:

- разбор ситуационных задач и профессиональных ситуаций;

- поисковая аналитическая работа (реферативная, сочетающаяся с внеаудиторной работой), направленная на формирование профессионального интереса в сфере фарминдустрии, медицины, биологии и развитие профессиональных навыков обучающихся;

- учебно-исследовательские работы, базирующиеся на знаниях, умениях, владениях студентов полученных при изучении дисциплины и направленные на стимуляцию научно - исследовательского интереса.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

Ситуационная задача по анионам №1

(качественный анализ)

1. Определить анионный состав лабораторной пробы.

2. Результаты анализа оформить в виде протокола:

а) каждый пункт анализа должен быть кратко прокомментирован

б) написать уравнения реакций обнаружения анионов

в) протокол закончить выводом по обнаруженным анионам.

Лабораторная проба (ЛП) – бесцветный прозрачный раствор, рН » 4.

Аналитическая проба (АП) при дробном анализе на анионы:

1. АП с KMnO4 + 2м Н2SO4 – обесцвечивание раствора.

2. АП c I2 – обесцвечивания нет.

3. АП с KI + 2м HCl – внешнего эффекта нет.

4. АП с 2м HCl (2м H2SO4) – внешнего эффекта нет.

5. АП (после нейтрализации ЛП разб. NH4OH) с BaCl2 + CaCl2 ® белый аморфный осадок, растворимый в СH3COOH.

6. АП с AgNO3 – интенсивно желтый осадок, аморфный.

7. АП с HNO3 + AgNO3 – белый аморфный осадок, растворимый в карбонате аммония.

8. АП с FeCl3 + изб. – желтый осадок в красном растворе. Красное соединение экстрагируется хлороформом.

9. АП с Сl2 (вода) + 2м HCl – изменений окраски нет.

10. АП с магнезиальной смесью – белый осадок.

11. АП с куркумовой бумагой – розовая окраска, чернеющая от добавления конц. HCl.

12. АП с CоCl2 = смесь амилового спирта с эфиром, встряхивание ® синяя окраска экстрагента.

13. АП в сухом остатке после выпаривания ЛП:

а) с конц. H2SO4 + этанол, t0 – фруктового запаха нет

б) с конц. H2SO4 + этанол, t0 – зеленое пламя

в) с разб. HCl –выделения газа не наблюдается.

14. АП с антипирином в среде конц. H2SO4 – красной окраски нет

Ситуационная задача по теме: «Гравиметрия».

(количественный анализ)

Навеска сухофруктов в 1,8000 г после высушивания до постоянной массы стала равной 1,6000 г. Сколько влаги (%) содержал образец?

Ситуационная задача по теме: «титриметрия».

Существуют 2 способа приготовления титрованных растворов. Каким способом готовят раствор щавелевой кислоты (Н2С2О4×2Н2О) и каким раствор щелочи (NaOH)? Какое из этих веществ является стандартным и почему? По каким формулам рассчитывается титр и нормальность в каждом случае?

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наши рекомендации