Об ученом незнании (de docta ignorantia)
Дата завершения работы (12.2.1440) указана в ее конце. Время начала устанавливают по замечанию о том, что замысел ее возник когда автор возвращался морем из Константинополя (см. III, 263), где он был в 1437 г. в связи с подготовкой Флорентийской унии. Высказывалась догадка, что ведущая идея “непостижимого постижения” навеяна восточной патристикой, памятники которой Николай, немного зная греческий, интенсивно собирал в Византии. Вместе с тем осуществленный им философский синтез органически вырастает из поздней западной схоластики и немецкой мистики. Темы иерархии и мудрого устроения сущего, единства мира, отсутствия в нем абсолютной точности прослеживаются в его ранних трактатах “О католическом согласии” (1433), “Исправление календаря” (1436), в двадцати написанных до 1440 г. беседах. Выражение docta ignorantia, как указано в “Апологии ученого незнания” (18), заимствовано у Августина. Непереводимое на современные языки однозначно, оно имеет смысл просветленного, мудрого, сведущего, знающего незнания — ср. нем. Von der Wissenschaft des Nichtwissens (“О науке незнания”, Шарпф), Die belehrte Unwissenheit (“Сведущее незнание”, Вильперт), Die wissende Unwissenheit (“Знающее незнание”, Дюпре), чеш. Vedeni о nevedeni (“Знание о незнании”, Флосс). В настоящем издании сохранено название, принятие в известном переводе С. А. Лопашова (Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1937).
Книга I
1 В согласии с неоплатонической традицией область разумного бытия, в целом противопоставляемая чувственному, в свою очередь подразделяется у Николая Кузанского на о) разум в высоком смысле творческого понимания, духовно сливающегося со своим объектом (intellectus, условно передаваемый нами также как “интеллект”), и б) логическую рациональность, рассудок (ratio). — 49.
2 Смысл заголовка уточнен в Апол. уч. незн. 26. — 50. 3 Соответственно значению латинского numerus (“соразмерность, гармония, порядок, достоинство”) число надо понимать прежде всего как пронизывающий мировую действительность ритм (“бытийное число, из которого понятие математического числа извлекается по подобию”, см. Беседа 198; ср. также Прост. об уме 6, 88). В философском языке средневековья numerus, кроме того, — индивидуальная особенность вещей одного рода и вида. — 51.
4 О Пифагоре см. Аристотель. Мет. I 5. — 51. 5 Сократ убедился — см. Платон. Апол. Coкрата 21 d, 23h, 29ab (ср. Прост, о мудр. I 4 и прим. 7). Соломон утверждал — см. Еккл. 1, 8. Еще один муж — см. Иов 29, 20. — 51.
6 См. Аристотель. Мет. II 1, 993b 9—11. — 51.
7 См. также Апол. уч. незн. 18 слл. — 51. 8 О единстве как бытии см. I 8, 22. Равенство бытие =eдиное = максимум придает новую жизнь древней философеме, вошвй-
шей в средневековую мысль через Аристотеля (см. Мет. IV 2, 1003b 23; VII 16, 1040b 16). — 51.
9 Ср. II 4, 112. Варианты перевода термина contractio — конкретизация, определенность, стяженность. — 51.
10 Обитает в неприступном свете — см. 1 Тим. 6, 16. — .52.
11 Т. е. раз единство не может воплотиться ни в одной ограниченной вещи, необозримое множество вещей отразит его все-таки лучше, чем конечное число их. Ср. с трактовкой причастности как воспроизведения, О предп. I 11, 59. — 52.
12 К термину влияние см. II 12, 167—168; 172—173. — 53.
13 Т. е. точное равенство в мире абсолютно невозможно. Это придает вещам неповторимую индивидуальность, см. 111 1, 188.— 53.
14 Ср. I 16, 43; О сокр. боге 9; 11; 0 предп. I 5, 20—21. — 55.
15 Или “... как вовсе не свет”. Ниже несколько раз та же игра с двумя значениями наречия mini me. — 55.
16 Т. е. максимальность — не количество определенного бытия, а само по себе бытие. Не будучи ничем из сущего (и в этом смысле совпадая с минимумом), она обеспечивает всякое существование вещей. — 55.
17 I 24, 74-26, 89. - 55.
18 См. выше прим. 3; О предп. I 2, 7—9. Ср. у Августина:
“Начиная мыслить, ты начинаешь исчислять” (Толк. на Еванг. от Иоан. 39, 4); вещам “присущи формы, поскольку им присуще число; отыми это у них — они превратятся в ничто” (О своб. воли II 164). — 56.
19 Об актуальной конечности числа см. О предп. I 10, 50 и прим. 39. — 5в.
20 Т. е. невозможность актуально дойти в числе до бесконечности (ср. II 1, 96) убеждает, что предел числа не число. — 56.
21 Т. е. оно — бытийное, а не математическое число. — 56,
22 Втор. 6, 4; Матф. 23, 8—9. — 57.
23 Cp. I 3, 9; Охота за мудр. 26, 79. — 57.
24 Это и следующее рассуждения не имеют соответствий среди доказательств бытия бога у Фомы Аквивского. Первые три (I 6, 15—16) напоминают такие же три в “Сумме теологии” I q. 2,3с. — 58.
25 Сиссениты — вероятно, ессеи. Но эту ближноазиатскую религиозную общину упоминает не Варрон, а Иосиф Флавий (“Иудейские древности” XV 371; XVIII 18). — 58.
26 Трактовка Троицы здесь восходит к Августину с его един-ством-равенством-согласием (“О христианском учении” I 5). —• 61.
27 I 24, 79-80; О предп. II 17, 171-183. — 62.
28 У Марциана Капеллы отбрасывает круги и сферы филология, и источником Николая здесь считают Иоанна Солсберий-ского, при цитировании заменяющего ее философией (“О семижды семи” 7). — 62.
29 Ср. Рим. 1, 20 (“невидимое Его через рассматривание творений видимо”); Дионисий Ареопагит. О Божиих именах 2, 6; 7, 3. Как в аеркале и подобии — см. 1 Кор. 13, 12. — 64.
30 Г 1, 2—4 и прим. 3. — 64.
31 См. Боэций. Об установлениях арифметики II. — 65.
32 См. там же 2; Августин. К Оросию против Присциана и Оригена 8. Ср. выше прим. 3 и 18. — 65.
33 Мет. VIII 3, 1043b 33 слл.; О душе II 3,414b 29 слл. - 65.
34 См. Августин. О количестве души 8—12. — 65.
35 Излагается по Альберту Великому (Метафизика I 3, 14-4,2). - 65.
36 Ансельм Кентерберийский. Диал. об истине 10—11. — 66. 37 Ксенократ (фр. 23 по Хейнце), Прокл (Коммент. на I кн. Евклидовых “Начал” 168,14 по Фридлейну), Пселл (“О действии демонов” 11) уподобляли божество равностороннему треугольнику, но треугольник о трех равных прямых углах до Николая неизвестен. — 66.
38 Сравнения бога с кругом и шаром есть у Генриха Сузо (“Житие” 51), в “Песни о Троице” анонимного немецкого мистика, у Экхарта со ссылкой на Гермеса Трисмогиста. — 67.
39 См. О мист. теологии 1. — 72.
40 См. О бож. именах 5, 8. — 72.
41 См. О мист. теологии 5. — 72.
42 См. Письмо к Гаию 1. — 72.
43 Как и ниже I 24, 82 и I 26, 87, Саломону Исаакиду (Раши) приписывается книга Моисея Маймонида “Путеводитель колеблющихся”, откуда взяты обе цитаты (I 57 ел.). — 72.
44 I 3, 9; 16, 42; 45. — 73.
45 Мет. X 1, 1052b 18. — 74. 46 См. О бож. именах 5, 8. — 74.
47 Ошибка автора: о единстве “неба” у Платона см. “Тимей” 31а. — 74.
48См. I 3, 9 и др. — 75.
49 См. О небесп. иерархии 2, 3; О бож. именах 1, 1; 5. — 76,
50 См. “О душе” I 5, 411а 5—6. — 77.
51 См. Катег. 5, 3b 33 - 4а 21. — 77.
52 Мет. V 7, 1017а 6 слл. — 77.
53 См. О бож. именах 1, 1; 5, 8. — 77.
54 Отрицания вернее утверждений — см. I 26, 89. — 78.
55 У Августина есть сходные мысли (“О Троице” VI 7;
VI 10; VIII 1), но источник цитаты другой (см. Апол. уч. незн. 35). - 79.
56 Ср. у Экхарта: “Поскольку все в боге, то как он неразделен в своей природе и вместе абсолютно отделен от всего в мире, так все в нем пребывает вместе и абсолютно раздельно и нераздельно” (из неизданной рукописи, сохранившейся в библиотеке Николая (Cod. Cus. 21, f. 138v) с записью рукой владельца на полях: “Заметь, что вместе раздельно и нераздельно”). — 79.
57 Ср. Иоан. 10, 38. — 80.
58 Подразумевается: другим для всякого другого (все равны). — 80.
59 I 7, 18 — 9, 26 и вся гл. 19. — 80.
60 Треугольник есть круг — CM. I 15, 40. — 82.
61 О круговращении сущего см. Ill 1, 187 и прим. 2. — 84.
62 Об исчерпании возможностей линии в шаре см. I 13, 36. - 86.
63 Deum esse cui esse quodlibet quod est est esse omne id quod est. Формула создана средневековыми излагателями Парменида, см. Иоанн Солсберийский. О семижды семи 7; Псевдо-Беда. Коммент. на кн. Боэция “О Троице” (PL 95, 397с). — 87.
Кузанский Н. Об ученом незнании.//Кузанский Н. Соч. 2-х т. - М.,1979 - Т.1, С.50-58, 64-88.