Диагностика с применением 4-х компонентного газоанализатора
Диагностирование карбюраторных и впрысковых двигателей не имеет принципиальных отличий. И карбюратор и система впрыска выполняют одну и ту же задачу, только последняя - на более современном, высоком уровне. Поэтому рассмотрим методику диагностики на примере карбюраторного двигателя, делая заметки для систем впрыска.
Проверку необходимо начинать с параметров холостого хода.
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | 0,8-1,0% | 100-200ppm | 13-14% | 3-4% |
Х.Х* | 0,8-1,0% | 100-200ppm | 11-12% | 1-2% |
Глушитель имеет слив для конденсата.
Завышенное содержание СО на холостом ходе (>1,5%) приводит к перерасходу топлива в городском цикле и провалу в начале движения дроссельной заслонки. Если не удаётся отрегулировать винтом качества смеси карбюратор на предмет снижения СО до необходимого уровня, то наиболее вероятными причинами могут быть:
повреждение уплотнительного кольца на винте качества
• завышенный уровень топлива в поплавковой камере
• увеличенный размер главного топливного жиклёра
• заедание в приоткрытом состоянии заслонки во вторичной камере
• засорился воздушный фильтр или жиклёр
На автомобилях, оборудованных системой впрыска топлива в этом случае возможны неисправности:
• потенциометра СО
• датчика массового расхода воздуха
• лямбда-зонда
• датчика температуры охлаждающей жидкости (показывает заниженную температуру)
Заниженное значение СО (<0,3%) вызывает "вялый" разгон, начальный провал и перерасход топлива, т.к приходится чаще дросселировать. А значение СО<0,1% вызывает "проскоки" искры, а значит увеличение содержания СН и, следовательно, перерасход топлива. Если не удаётся отрегулировать заниженное СО, то наиболее вероятны:
• занижен уровень топлива в поплавковой камере
• малая подача топлива в карбюратор
• засорился главный топливный жиклёр или система холостого хода
Для систем впрыска:
• недостаточное давление в топливной рампе (бензонасос, фильтр тонкой очистки, регулятор давления топлива)
• закоксовывание форсунок
Далее проверка работы карбюратора проводится на средних оборотах двигателя.
СО СН СО2 О2
ср.об. 0,1-0,2% <150ppm 13-14% около 1%
СО - 0,1-0,2% - экономичный расход топлива
СО - 0,4-0,5% - средний расход топлива при хорошей приемистости
СО - 1,0-2,5% - большой расход топлива при максимальной мощности на средних оборотах
Средние обороты - это трассовый цикл движения автомобиля. Большую часть времени двигатель работает именно на этих оборотах, и, соответственно, по ним определяется расход топлива. Если на автомобилях, оборудованных системой впрыска с микропроцессорным управлением, количество подаваемого через форсунки топлива определяется программой блока управления, то в карбюраторных двигателях все зависит от соотношения диаметров главного топливного и воздушного жиклёров. Подбирая жиклёры и ориентируясь при этом на содержание СО можно получить различные характеристики двигателя.
Остаточное содержание углеводородов СН в выхлопных газах показывает качество сгорания ТВ-смеси. Чем полнее сгорает бензин, тем ниже содержание СН. Любое отклонение по компонентному составу ТВ-смеси приводит к увеличению содержания несгоревших углеводородов. При излишне "богатой" смеси (высокое СО) скорость её горения замедляется. Часть топлива до начала открывания выпускных клапанов сгореть не успевает и выбрасывается в атмосферу. При переобеднённой смеси (СО<0,1%) происходит "проскок" искры, и смесь не воспламенившись выводится в выпускную систему. Содержание СН возрастает. Далее будет рассмотрено несколько примеров, связанных с работой свечей зажигания.
А-х.х. | Б-х.х. | В-х.х. | Г-х.х. | |
СО | ~0,6% | ~0,5% | ~0,4% | ~0,3% |
СН | 250-400ppm | 400-800ppm | 800-1200ppm | 1500-2000ppm |
СО2 | 11-12% | 10-11% | 9-10% | 8-9% |
О2 | 3-4% | 4-5% | 5-6% | 6-7% |
Данные параметры при "потраивании" четырёхцилиндрового двигателя говорят о том, что свеча в одном цилиндре не срабатывает:
А) каждое пятое искрообразование
Б) каждое третье
В) каждое второе
Г) свеча полностью не работает
Как правило, свечи начинают выходить из строя на холостом ходе. Поэтому при пропусках зажигания уменьшается доля СО и СО2, а доля О2 возрастает. Если при увеличении оборотов до средних характеристика восстанавливается полностью, то необходимо проверить свечи.
Завышенное содержание СН на холостом ходе может свидетельствовать о недостаточной компрессии в одном или нескольких цилиндрах. Это про сходит в результате снижения скорости горения ТВ-смеси при недостаточной степени сжатия. При увеличении числа оборотов содержание СН несколько снижается, оставаясь по прежнему завышенным.
На впрысковом двигателе при неисправной одной форсунке параметры будут приблизительно такими.
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | 0,3-0,4% | 100-150ppm | 8-9% | 6-7% |
Форсунка не работает, топливо не подается, а количество воздуха во впускной системе остаётся прежним. Поэтому увеличивается содержание не участвующего в горении О2 и снижается СО и СО2. СН тоже незначительно уменьшается.
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | 0,5-0,6% | 500-800ppm | 9-10% | 5-6% |
Форсунка "льёт" - плохое распыление. ТВ-смесь получается неоднородной и сгорает не полностьюПри подсосе воздуха во впускную систему в режиме холостого хода параметры будут примерно следующими
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | <0,2% | 500-1000ppm | 8-9% | 7-9% |
Регулировка на Х.Х. параметров почти не меняет, двигатель работает неустойчиво. При увеличении числа оборотов доля несанкционированного воздуха уменьшается, и параметры принимают нормальные значения. На впрысковом двигателе подсос воздуха можно зафиксировать по заниженному показанию датчика массового расхода воздуха.
Нарушение фаз газораспределения характеризуется неустойчивой работой двигателя на Х.Х. и "выстрелами" во впускную и выпускную системы при увеличении числа оборотов. Показания газоанализатора будут примерно следующими. СО < 0,1% СН > 1000 ррт СО2 - 6-8%
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | <0,1% | >1000ppm | 6-8% | 7-9% |
При впрысковом двигателе показание ДМРВ при этом будет завышено, а длительность впрыска увеличена.
При сбоях в системе зажигания параметры приблизительно таковы:
СО | СН | СО2 | О2 | |
X.X. | 0,8-1,0% | 600-800ppm | 10-11% | 3-4% |
ср.об. | >0,1% | 1000-1500ppm | 9-10% | 5-6% |
При неправильно отрегулированных клапанах показания газоанализатора будут близки к приведенным выше при сбоях в системе зажигания.