Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации

Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации клавиш Shift+" (двойная кавычка), что позволит создать текстовую об­ласть. Введем на рабочем листе первый пункт расчета (рис. 1.2). Он будет выгля­деть так:

1. Задание исходных данных одноканалъной замкнутой CMО.
Последовательно введем исходные данные:

- интенсивность обслуживания требований Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru :=29;

- интенсивность поступления одного требования на обслуживание Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru :=6;

- число требований, функционирующих в системе, m:= 5.

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.2 - Определение параметров функционирования
одноканальной замкнутой СМО в системе Mathcad

Для решения задачи воспользуемся блоком функций Given ... Find. Его при­менение требует предварительного задания начальных приближений. Введем на рабочем листе второй пункт расчета (рис. 1.2). Он будет выгля­деть так:

2. Начальные приближения.

Последовательно наберем начальные приближенные значения искомых пара­метров:

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,25 Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,15 Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,15 Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,15 Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,15 Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru := 0,15

Сумма вероятностей всех состояний должна быть равна 1.

Введем на рабочем листе третий пункт расчета (рис. 1.1). Он будет выгля­деть так:

3. Запись системы уравнений, описывающей функционирование одноканалъной СМО.

Вначале записывается ключевое слово Given (Дано), которое может быть на­печатано прописными, строчными буквами или начинаться с прописной.

Ниже вводится исходная система уравнений.

Для примера ограничимся рассмотрением одноканальной замкнутой систе­мы, в которой обслуживаются пять требований. Интенсивность поступления одного требования на обслуживание Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru равна трем поступлениям в час. Ин­тенсивность обслуживания в канале Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru составляет 29 обслуживании в час. Эта система алгебраических уравнений будет выглядеть так:

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Однако в представленном виде определитель системы будет равен нулю – сис­тема вырождена. Во избежание этой ситуации заменим последнее выражение следующим равенством:

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru .

В заключение вводится вектор искомых величин. Для этого в поле рабочего листа (рис. 1.2) определим местоположение вектора, который должен на­ходиться несколько ниже системы равенств. Если в окне имеется панель инструментов Math (Математика), щелкнем по кнопке с изображением матрицы. Появится окно Matrix(Матрица), далее – по кнопке с аналогич­ным изображением или воспользуемся комбинацией клавиш Ctrl+M. В обо­их случаях появится диалоговое окно Insert Matrix(Вставить матрицу). В тек­стовых полях Rows(Строки) и Columns(Столбцы) этого диалогового окна вставляем нужное число строк и столбцов, в нашей задаче – 6 и 1 соответ­ственно.

После щелчка по клавише ОК появится шаблон с метками для ввода иско­мых параметров ( Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru ). Осуществим эту операцию, подведя кур­сор или указатель мыши к каждой метке. Затем произведем ввод знака при­сваивания и имени встроенной функции Find( Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru ). Введем на рабочем листе четвертый пункт расчета (рис. 1.2). Он будет вы­глядеть так:

4. Результаты решения.

Для получения результатов расчета искомых величин достаточно набрать имя нужного параметра и знак равенства, нажав соответствующую клавишу или щелкнув по кнопке со знаком равенства, расположенной в верхнем левом углу панели инструментов Evalu...(Вычисления).

Анализируя полученные результаты решения в системе Mathcad, можно за­метить, что значения для параметров Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru совпадают с соответ­ствующими значениями, полученными вручную.

Рассмотрим неустановившийся режим работы системы массового обслужи­вания, когда ее основные вероятностные характеристики зависят от времени, например в течение 0,3 часа. В этом случае интенсивности входных и выход­ных потоков для каждого состояния будут сбалансированы, но уже с учетом производных вероятностей. Таким образом, мы будем иметь систему обыкно­венных дифференциальных уравнений, описывающих функционирование одноканальной замкнутой системы при неустановившемся режиме. Для примера ограничимся рассмотрением той же самой системы, в которой обслу­живаются пять требований. Интенсивность поступления одного требования на обслуживание Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru равна трем поступлениям в час. Интенсивность обслуживания в канале Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru составляет 29 требований в час. Эта система обыкновенных дифференциальных уравнений будет выглядеть так:

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

На рис. 1.3 представлены начальные исходные данные и система дифферен­циальных уравнений, описывающая функционирование одноканальной замк­нутой СМО при неустановившемся режиме работы.

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.3. Описание функционирования одноканальной замкнутой системы
массового обслуживания при неустановившемся режиме

На рис. 1.4 система дифференциальных уравнений представлена в доступном для решения виде в системе Mathcad. Здесь изображены правые части системы дифференциальных уравнений в форме вектора-столбца, каждый элемент которого определяет значение правой части соответствующего уравнения на каждом шаге ин­тегрирования (решения), и даны начальные значения искомых параметров тоже в ви­де вектора-столбца. В нижней части рисунка определены начальное и конечное вре­мя интегрирования и число шагов решения системы дифференциальных уравнений.

На рис. 1.5 приведено решение системы дифференциальных уравнений одноканальной замкнутой СМО с использованием встроенной функции rkfixed(P, t0, t1, N, D), реализующей метод Рунге-Кутта с фиксированным шагом. Для вызова этой функции щелкните по пункту Function (Функция) падающего меню пункта Insert (Вставка) главного меню или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+ E. Появится диалоговое окно Insert Function (Вставить функцию). В списке Function Category (Категория функции) найдите строку Differential Equation Solving (Решение дифференциального уравнения) и щелкните по ней левой кноп­кой мыши. В правом поле Function Name (Имя функции) появится имя функции rkfixed. После этого щелкните по кнопке ОК.

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.4. Описание функционирования одноканальной замкнутой системы
массового обслуживания при неустановившемся режиме

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.5. Результаты функционирования одноканальной замкнутой СМО
при неустановившемся режиме (начало)

Можно сразу найти функцию rkfixed в правом поле Function Name диало­гового окна, после чего щелкнуть по ней мышью, а затем по кнопке ОК, но это займет больше времени. В обоих случаях в нижних полях диалогового окна бу­дет дано правильное написание выбранной функции со всеми аргументами, а также краткое описание ее действий. На рис. 1.5 приведено графическое ре­шение системы дифференциальных уравнений для первых двух искомых па­раметров. Иными словами, графически представлено поведение первых двух параметров Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru и Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru – вероятности отсутствия требований и возможности наличия в системе одного требования соответственно в зависимости от времени протекания процесса.

На рис. 1.6 представлено графическое решение системы дифференциальных уравнений для остальных четырех искомых параметров. Другими словами – поведение искомых параметров Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru , Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru , Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru и Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru – вероятности наличия в системе двух, трех, четырех и пяти требований соответственно в зависимости от времени протекания процесса.

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.6. Результаты функционирования одноканальной замкнутой СМО при
неустановившемся режиме, представленные в графическом виде (окончание)

Анализируя графическое решение системы обыкновенных дифференциальных уравнений, описывающей функционирование заданной одноканальной замкнутой СМО, можно заметить, что примерно через 0,3 часа система переходит в установившийся режим работы. При этом значения вероятностей состояний установившегося режима работы системы при решении совокупности обыкновенных дифференциальных уравнений практически полностью соответствуют решению системы алгебраических уравнений для установившегося режима работы:

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

На рис. 1.7 представлен фрагмент результатов решения системы обыкновен­ных дифференциальных уравнений в численном виде.

Порядок выполнения работы. Ввод текста на всех этапах решения задачи будем осуществлять с помощью ком­бинации - student2.ru

Рис. 1.7. Фрагмент результатов решения системы обыкновенных
дифференциальных уравнений в численном виде для одноканальной замкнутой СМО

Наши рекомендации