Вариационные принципы и проблема критериев

Подход к решению обратных задач геофизики, основанный на принципах квазирешений на аппроксимационно содержательных классах единственности сталкивается не только с проблемами скрытой эквивалентности, обсуждавшимися в предшествующих разделах. Другой весьма существенной проблемой служит проблема параметризациивыбранной аппроксимационной модели, модели наблюдаемой и соответствующего физического поля. Суть вопроса состоит в том, что система параметров наблюдаемой, и система параметров аппроксимационной модели, независимы между собой. В силу удачного стечения обстоятельств или применением специальных приемов обработки они могут оказаться согласованными. Однако изначально - это не связанные между собой параметризации. Параметризация модели наблюдаемой предопределена условиями наблюдения, а параметризация содержательной аппроксимационной модели (конструкции) определена особенностями субъективно выбранной конструкции. На этапе конструирования квазирешения соответствующее уравнение умножается на сопряженный оператор (см. п.3.2), чем достигается согласованием размерности входных и искомых параметров. Однако это технический прием не отражает естественное требование того, чтобы в задаче изначально были согласованы искомые и заданные величины. Сказанное означает, что процесс введения априорной информации об изучаемой модели в виде содержательных аппроксимаций обладает недостатками, является однобоким, не учитывающим весьма важных свойств задачи реконструкции модели среды по физически полям. Эта однобокость проявляется в том, что при таком подходе, возможны ситуации, при которых в сформулированной задаче как теряется информация (не все существенные параметры наблюдаемой активно используются) так и наоборот, делается попытка восстановить параметры при отсутствии соответствующей информации в наблюдаемой. Но самое неприятное состоит в том, что весьма затруднительно до проведения вычислительных процедур по реконструкции параметров модели определить, какая из этих трех ситуаций реализуется: информация теряется; информация согласована; информации недостаточно. Альтернативный использованию аппроксимационно содержательных моделей среды является путь доопределения задачи требованием оптиальности элементов модели среды в своем классе эквивалентности. Приведем пример такого доопределения и, одновременно, проследим основные узловые моменты такого подхода.

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Пусть требуется реконструировать структурную плотностную модель среды по заданному гравитационному полю. Для простоты рассмотрим двухмерную задачу – рис.1. Система из N Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru пластов с заданными значениями плотности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru ограничена N+1 границей, каждая из которых описывается однозначной функций Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Особенность модели задачи состоит в том, что гравитационное поле Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru задано в дискретном множестве точек Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru на рельефе, описываемом функцией Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Вне интервала Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru границы продолжаются горизонтальными прямыми линиями. Гравитационный эффект зон вне профиля Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в точках Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru рассчитан и равен Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Связь между введенной моделью среды и значениями вертикальной производной гравитационного потенциала в «точках наблюдения» определена условием (см. п.2.1.4):

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru     (5.1)

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Ясно, что такой случай задания поля менее информативен, чем если бы поле было задано всюду на дневной поверхности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Оператор (1) в этом, последнем случае записываем Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Реконструировать Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru функцию Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru по «известной» одной Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru - задача явно недоопределенная. Рассмотрим какого сорта информация об изучаемой модели среды, помимо уже введенной – задано число границ и значения плотности между ними, может быть в распоряжении интерпретатора. Прежде всего, обратимся к источнику этой информации. Им, как правило, служат данные бурения, данные других геофизических методов и некоторые общие соображения о генезисе и эволюции изучаемого участка. Бурением вскрыты горизонты и имеется достоверная информация о глубинах залегания границ в этих точках. Проведенная сейсморазведка в других участках характеризовалась различным качеством материала и с разной степенью достоверности на различных участках позволила определить глубина залегания границ. В зонах с хорошим качеством материала (здесь влияет много факторов) достоверность построения выше, с плохим – ниже. В промежуточных между бурением и другими геофизическими результатами, которые лишь корреляционно, косвенно связаны с изучаемыми плотностными границами (которые сами являются определенной идеализацией) использована интерполяция, на основе знания о характерных углах залегания границ, а эта информация почерпнута из геолого-тектонического анализа. Как можно объединить эту разнородную, разноплановую информацию об изучаемой модели среды. Таким объединяющим началом может служить ранжированость. Возможно, считать, что комплекс внешней, априорной информации о глубине залегания границы с номером Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в точке Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в принципе позволяет ранжировать возможные глубины залегания границ - указать систему предпочтений – на каких глубинах более вероятно, а на каких менее нахождение этой границы. Подчеркнем, что речь идет о выделенной точке профиля и глубинах залегания конкретной границы в этой точке (рис. 2). Таким образом можно предположить, что для каждой точки профиля возможные глубины залегания границ образуют вполне упорядоченное множество: для каждых двух произвольно взятых глубин можно указать какая из них более предпочтительна или они имеют одинаковый ранг – в том числе ранг недопустимой глубины (например, на дневной поверхности или выше нее). Такой ранжировке может быть поставлено в соответствие распределение вероятности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , которое для выделенной точки Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru определяет вероятность того (плотность вероятности), что граница с номером Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в этой точке залегает на глубине Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Пока не следует утруждать себя выработкой техники ранжирования и конструированием вероятностных законов. Это будет достаточно унифицировано в дальнейшем. В настоящем разделе речь идет об иллюстрации принципиальных позиций. Важно то, что такая вероятность может быть сконструирована как исчерпывающее выражение всего комплекса данных о возможной отнесенных к информации о глубине залегания границы в данной точке. Для того чтобы перейти от вероятности в точке профиля к вероятности границы целиком, следует проинтегрировать вероятностный закон Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru по Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Таким образом, для произвольного «претендента» на функцию Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , описывающую положение границы с номером Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru можно вычислить интегрированную вероятность – достоверность, ранг этого претендента: Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Однако реально имеются Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru

Рис. 5.2
граница и, следовательно, вероятностный закон, выражающий информацию о глубинах залегания в данной точке профиля должен включать данные о всех Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru границах. Это значить, что он должен быть многомерным. Конкретно - Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru мерным. Следовательно, существует функция Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , которая для каждой точки Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru профиля Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru значений Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru оценивает вероятность того, что все граница залегают на глубинах Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Граница с номером 0 залегает на глубине Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , граница с номером 1 на глубине Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , граница с номером Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru на глубине Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Для того, чтобы перейти от вероятности в точке профиля к вероятности системы границ целиком, следует проинтегрировать вероятностный закон Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru по Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . То, что в результате получиться, называется функцией правдоподобия. Таким образом, для произвольного «претендента» на систему из Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru функцию Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , описывающую положение всех границ можно вычислить интегрированную вероятность – достоверность, ранг этого претендента – его правдоподобие:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.2)

Задачу реконструкции структурной плотностной модели (1) можно доопределить требованием:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru  

Это означает, что среди всех эквивалентных по гравитационному эффекту с учетом условий задания поля систем границ следует выбрать ту единственную систему, которая наиболее вероятна, с точки зрения имеющейся априорной информации, выраженной в виде принятого вероятностного закона. Вероятностный закон (2) служит своего рода вместилищем априорной разнородной информации. Таким образом, мы приходим к задаче:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.3)

Функционал (2) называется критерием оптимальностии постановка (3) соответствует нахождению того единственного элемента из класса эквивалентных по гравитационному полю, который оптимален относительно введенного критерия оптимальности.

Постановку (3) можно пояснить и несколько по иному. Система уравнений в (3) не может быть однозначно решена относительно искомых границ. Поэтому вместо попыток решить эту задачу переходим к другой – задаче минимизации заданного критерия. Что же касается уравнений, то они рассматриваются как дополнительные условия к этой задаче минимизации.

Для дальнейшей иллюстрации примем для простоты, что глубины залегания границ независимы между собой. В этом случае имеются (могут быть сконструированы) Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru функции Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Еще одно упрощение состоит в том, что вероятностные законы примем нормальными так, что Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Здесь Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru - оценка среднего значения, оценка стандарта – среднеквадратичного уклонения. Тогда:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.4)

Величины Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru имеют смысл оценок среднего для возможных глубин залегания границы или нулевого приближенияк глубине залегания. Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru априорная оценка среднеквадратичной погрешности построения нулевого приближения. Нетрудно понять, что максимизация выражения:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru эквивалентна минимизации:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , и задача (3) приобретает более частный вид:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.5)   (5.6)

Это задача на условный минимум, в которой условиями служат Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru уравнений, обеспечивающие требование того, чтобы все сравниваемые по критерию оптимальности (6) границы принадлежали одному классу эквивалентности с учетом параметризации наблюдаемых Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru компонент гравитационного поля Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Для ее решения воспользуемся принципом Лагранжа (см. прил.2.6), в соответствии с которым должны найтись числа Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , такие, что экстремаль задачи (5-6) на условный минимум совпадает с экстремалью задачи на безусловный минимум:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru   (5.7)

Применимость принципа Лагранжа требует, чтобы оператор Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , определенный в (5), был непрерывно дифференцируем, а его производная (Фреше) регулярна в окрестности точки экстремума – решения Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru задачи (7). Производная этого оператора имеет вид:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.8)

Она представляет собой линейный непрерывный оператор из Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и отображает функцию Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в набор значений имеющий параметризацию наблюдаемой. Его непрерывная дифференцируемость очевидна, а что касается регулярности, то это более тонкое свойство, которое будет обсуждаться ниже. Пока мы будем предполагать регулярность этого оператора. Варьируя (7) в предположении его экстремума получим уравнение Эйлера как необходимое условие минимума:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru   (5.9)

Это система ровно из такого числа уравнений, сколько искомых границ. Эти уравнения доопределяют систему (1). Уравнения (9) служат не чем иным как параметризацией искомых границ, параметры которой согласованы с параметризацией наблюдаемой. Их столько же и они определены в тех же точках, в которых задана наблюдаемая. Система из M уравнений (1) служит для того, чтобы определить эти параметры, которых ровно столько же, сколько и чисел Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , после чего все Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru границы находятся из (9). Таким образом, введение критерия оптимальности доопределяет исходно неопределенную задачу, обеспечивает описание класса единственности за счет формирования параметризации, согласованной с наблюдаемой, причем делает это автоматически и параметризация выражает оптимальный принцип отбора из класса эквивалентности, основанный на выражении априорной информации о среде. Меняя нулевые приближения и оценки среднеквадратичной погрешности в представлении (9) можно «настроить» класс единственности (9) на заданный элемент. Эти параметры - Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru служат «рулями», позволяющими осуществлять «навигацию по классам эквивалентности» до получения наилучшего решения. Теперь, после того, как формирование класса единственности завершено следует найти решение уравнения (1) на множестве, имеющем представление (9). Делать это необходимо с учетом приближенности исходных данных и последняя задача – традиционна для уже рассмотренных методов решения некорректных задач. В частности можно воспользоваться приемами итерационной регуляризации, сконструировав следующий итерационный процесс для решения (1) на множестве (9):

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru   (5.10)

Далее будет показано, что если оператор (8) регулярен, то существует такая последовательность чисел Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , называемых параметром релаксации, что процесс (10) монотонно сходится к решению задачи (1,9). Подведем некоторые итоги. Введение вариационного принципа позволило сформировать критерий оптимальности, выражающий унифицированным образом разнородную и разноточную информацию об изучаемом объекте, построить экстремальный класс(9) параметризующий класс единственности, оптимальный для сформированного критерия и согласованный с параметризаций наблюдаемой. Полученый результат конструктивен, поскольку указан способ выделения единственного элемента, отвечающего конкретной наблюдаемой на построенном экстремальном классе. Априорная информация концентрирована в виде критерия оптимальности (6) и включает в себя нулевое приближение Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и оценки среднеквадратичной погрешности его построения - Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Ее можно легко менять, управляя свойствами получаемого результата, не меняя технологической схемы построения решения и, тем самым оперативно уточнять и подстраивать параметры критерия оптимальности.

Приведенная схема анализа и решения недоопределенных обратных задач геофизики несомненно является преимущественной в сравнении с методами построения квазирешений на аппроксимационно содержательных классах. Однако есть одно обстоятельство, которое требует особых исследований в описанном подходе. Оно образно может быть выражено следующим тезисом: «рули должны работать правильно». В приведенных рассуждениях этими рулями служит критерий оптимальности и входящие в его конструкцию нулевые приближения Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и оценки погрешности их построения Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Из соотношения (9) нетрудно видеть, что величины Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в правой части (9) при Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , резко убывают по мере возрастания Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Точнее говоря, если оператор Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru регулярен как в окрестности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , что предполагается, так и в окрестности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , что также, как правило, выполнено, то для любой последовательности чисел Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru в (9) найдется такая последовательность чисел Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , что:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru .

Тогда (9) перепишется:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru

Таким образом, по мере перехода к более глубоко залегающим границам – увеличению Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru при равной достоверности построения всех компонент нулевого приближения Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru отличие в получаемых границах от нулевого приближения будет резко убывать. Таким образом, разноглубинные компоненты модели ведут себя по-разному, а это не было заложено в критерии оптимальности. Это обстоятельство хорошо становиться понятным, если заметить, что величины:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru

есть краевые значения на искомых границах одной и той же гармонической функции:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru ,

резко убывающей с возрастанием Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Это проявление внутренних свойств рассматриваемой задачи. Интуитивно ожидается, что равнодостоверные компоненты модели по мере согласования с полем должны и равноварьироваться. Следовательно, результат решения в (10) ведет себя по своим свойствам, не так как это ожидается от критерия, что объясняется вышеописанными внутренними свойствами задачи. Это также своего рода проявление скрытой эквивалентности, как и в методах использующих аппроксимационно содержательные модельные классы за тем лишь существенным исключением, что здесь эти эффекты прослеживаемы и управляемы. Следует изучить эти эффекты и, тем самым, выработать адекватные правила формирования критерия оптимальности, свойства получаемых решений.

Для того чтобы выявить суть проблемы еще более рельефно, рассмотрим другую частную задачу - реконструкции плотностного распределенияв заданной области, используя принципы отбора оптимального решения аналогичные выше использованным. Для простоты также ограничимся плоской задачей.

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru В области Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru нижнего полупространства распределены массы с плотностью Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (рис.3). Как и в предшествующем случае, поле заданно в Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru точках Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru на рельефе, описываемом функцией Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Связь распределения плотности и вертикальной производной гравитационного потенциала будет иметь вид (см.п.2.2)

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.11)

Считая, что в каждой точке Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru области Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru задано нулевое приближение Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru и отклонение значений в этой точке нулевого приближения от искомого распределения есть нормально распределенная величина с нулевым средним и оценкой среднеквадратичной погрешности равной в этой точке величине Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru приходим к критерию оптимальности, эквивалентному максимуму правдоподобия:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . (5.12)

Также как и в (5-7) задача (11-12) суть вариационная задача на условный минимум, в которой условиями служат Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru уравнений. Они обеспечивают требование того, чтобы все сравниваемые по критерию оптимальности (12) плотностные распределения принадлежали одному классу эквивалентности. Как раз тому, который соответствует наблюдаемым компонентам гравитационного поля Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . Для ее решения, как и выше, воспользуемся принципом Лагранжа. В соответствии с ним должны найтись числа Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , такие, что экстремаль задачи (5-6) на условный минимум совпадает с экстремалью задачи на безусловный минимум:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (5.13)

Необходимым и достаточным условием тому, чтобы распределение плотности Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru было решением этой задачи служит (см. прил.2.6) .

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru . (5.14)

(14) это просто уравнение Эйлера для (13), также как (9) это уравнение Эйлера для (7). Но в отличие от рассмотренной выше задачи (13) это необходимые и достаточные условия. Это связано с линейностью и ограниченностью оператора (11). В него входят параметры Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , которых ровно столько, сколько уравнений в (11). Подстановка (14) в (11) позволяет однозначно найти эти параметры, после чего из (14) однозначно вычисляется искомое распределение плотности. Таким образом, (14) это согласованная с характером задания –наблюдаемой параметризация модели среды, следующая из введенного критерия оптимальности. Как и выше введение критерия оптимальности доопределяет исходно неопределенную задачу, обеспечивает описание класса единственности за счет формирования параметризации, согласованной с наблюдаемой, причем делает это автоматически и параметризация выражает оптимальный принцип отбора из класса эквивалентности, основанный на выражении априорной информации о среде.

Легко заметить особые аналитические свойства, присущие решению вида (14). Если предположить, что нулевое приближение Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru к искомой плотностной модели построено равно достоверно во всех точках области Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru , то это означает что Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Тогда величина уклонения искомого решения от нулевого приближения оказывается гармонической функцией:

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru (15)

.

Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Вариационные принципы и проблема критериев - student2.ru Такое специальное свойство получаемого решения ведет к заключению о том, что это формально эквивалентная модель. Это расходится с ожиданиями того, что в условиях «равноточности» исходных построений для разных глубин следует ожидать «равноуклонения» от нулевого приближения на тех же глубинах. Этого не происходит. Типичный график гармонической функции приведен на рис.4 и наглядно демонстрирует это обстоятельство. В предположении равенства нулю нулевого приближения именно такого сорта распределения следует ожидать в качестве решений наименее уклоняющихся от нуля.

Свойства гармонических функций таковы, что получение некоторых внутренних локализаций невозможно. Таким образом, критерии максимальной близости в смысле наименьших квадратов не соответствуют по свойствам получаемых решений ожиданиям в получении некоторых небольших содержательных поправок к известному нулевому приближению. Причин этому много. Их можно найти, например, в том, что значения и глубин залегания границ, и значения плотностей в разных точках не являются независимыми, и потому интегральный критерий максимума правдоподобия должен быть видоизменен.

Сказанное позволяет сделать выводы.

1. Введение критериев оптимальности позволяет доопределить исходно недоопределенные задачи и выработать классы оптимальных моделей, которые называются экстремальными классами, параметризованные согласовано с параметризацией моделей.

2. Экстремальные классыявляются максимально широкими классами единственности для конкретной параметризации наблюдаемой в том смысле, что используют все значения наблюдаемой.

3. Параметры – нулевое приближениеи оценка достоверности его построения входящие в квадратичный критерий оптимальности (6) и (12) позволяют «настроить» экстремальный класс на требуемые свойства решений.

4. Необходимо исследование свойств экстремальных классов для правильной методики формирования параметров критериев оптимальности. Здесь следует понимать, что значение имеют не кажущаяся убедительность аргументов в пользу выбора того либо иного критерия оптимальности – его управляющих параметров, а соответствие результатов параметрам, заложенным в критериях. Только так можно перейти к получению содержательных а не эффективных – формально эквивалентных моделей. Управляющие параметры - рули должны работать предсказуемо.

Наши рекомендации