Вы ? ; р ? ка; по ? л; с ? жка; смор ? а; ? буна; ? жды
Назови получившиеся слова.
Сколько слов, содержащих только твёрдые согласные? Назови их. Сколько слов, содержащих твёрдые и мягкие согласные? Назови их. Сколько слов, содержащих только мягкие согласные. Назови их, выделяя голосом ударный слог. Обоснуй правильность своих ответов.
Звонкие и глухие согласные
Первый уровень
1. Послушай пары слов:
белить — пилить; тень — день; фата — вата; корка — горка; шить — жить; солить — залить.
Чем слова в парах различаются по звучанию и значению? Чётко повторяй за мной пары слов. Выдели и назови из каждой пары слов звонкие и глухие согласные. Объясни, почему они так называются. Составь с любой парой слов предложения.
(Логопед может предложить другие пары слов для выполнения этого задания.)
2. Чётко прочитай:
весна, зи, дожди, ветер, ма, ле, листья, солнце, |
то, снега, поч, цветы, ки, мо, туча; ро, парк, зы, |
суг, ягоды, роб, деревья, гри, васильки, бы. |
Что ты прочитал? Выпиши все слова. Выпиши слоги парами так, чтобы получились слова.
Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; 2 звонких и 2 глухих согласных; 2 глухих и 1 звонкий согласный; 1 звонкий и 2 глухих согласных; только глухие согласные. Объясни свой выбор.
3. Подбери в течение 5—7 минут к данным схемам по 3 слова. Выдели ударный слог.
Проанализируй подобранные слова по звуковому составу: сколько гласных; согласных; звонких; глухих; твёрдых; мягких?
4. На схеме показано, как надо разобрать слова по звуковому составу. Разбери по схеме слова: кусок, варит, дружба, мандарин.
Раздели на слоги | Выдели ударный слог | Назови | |||||
гласные | согласные | согл. звонк. | согл. глух. | согл. твёрд. | согл. мягк. | ||
лу-га | га | У-а | л, г | л, г | — | л, г | — |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Восстанови слова по гласным так: сначала добавь только звонкие согласные, затем — только глухие и, наконец, — звонкие и глухие.
Объясни правильность подбора слов.
-е-а -и — а
-и-ы -о — и
6. Составь цепочку слов, выбирая подходящие слова из данных: сироп, арбуз, трамвай, колос, плуг, работа, груши, пар, знак, артист, игра.
Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; только глухие согласные; 2 звонких и 1 глухой согласный; 1 звонкий и 2 глухих согласных; 1 звонкий ж 3 глухих согласных.
(Коллективная работа.)
7. Построй «лестницу» слов за 5 минут.
Составь звуковые схемы 1, 3, 5, 7-го слова.
Назови слова, состоящие из звонких и глухих согласных.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Чётко прочитай:
Хорошо в лесу летним тёплым утром. |
Что ты прочитал?
Выдели в каждом слове предложения согласные буквы.
Скажи, каких букв в предложении больше: гласных или согласных?
Назови слова, содержащие звонкие и глухие согласные звуки.
Составь звуковую схему последнего слова.
Подбери к этой схеме 2 слова и проанализируй их.
9. Найди ошибки и исправь их:
крокодил — 3 гласи., 5 согл.; 3 глухих согл., 2 звонких согл.;
болото — 3 гласи., 3 согл.; 1 глухой мягкий согл.; 2 звонких твёрд, согл.;
травинка — 3 гласи., 5 согл.; 2 глухих мягких согл.; 2 звонких твёрд, согл.
(Взаимопроверка с обсуждением выполнения задания.)
Второй уровень
1. Выпиши в течение 5 минут из орфографического словаря по 2 двухсложных, трёхсложных и четырёхсложных слова. Выдели в них ударный слог. Проанализируй слова по звуковому составу: сколько гласных, согласных; звонких, глухих; твёрдых, мягких?
2. Добавь:
а) к словам: пена, шар, бор, метр — по одной букве из слова флот, чтобы получились новые слова;
б) к словам: стол, рот, моря, сор, банк — по одной букве из слова табак.
Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; только глухие согласные; 2 звонких и 1 глухой согласный; 2 глухих и 1 звонкий согласный; мягкие и глухие согласные; твёрдые звонкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.
Если какие-либо слова в соответствии с заданием ты не нашёл, объясни, почему.
3. Чётко назови предметы, изображённые на картинках.
(Предъявляются предметные картинки: бочка, трава, софа, кости, уши, почка, коса, дрова, коза, ужи, сова, гости.)
Найди пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком. Разбери каждое слово из этих пар по звуковому составу.
Что ещё меняется в слове с изменением одной буквы?
Составь с любой парой слов предложения.
4. Разбери по схеме слова: помощник, птичник, храбрость, растопили.
Раздели на слоги | Выдели ударный слог | Гласи. | Звонк. согл. | Глух, согл. | Твёрд, согл. | Мягк. согл. |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. К слогам вы, го, де подбери в течение 5—7 минут слоги так, чтобы получились слова, содержащие: звонкие и глухие согласные; только звонкие согласные.
Проанализируй полученные слова по звуковому составу, чётко произнося каждый звук и выделяя ударный слог.
6. Соедини слова в цепочку.
Предъявляются предметные картинки: ананас, нож, чашка, жираф, флаг, глобус, стол, нарцисс, лейка, скворец, опята, яблоко, апельсин, цапля, светофор, абрикос, слон.
а) Составь цепочку слов, опираясь на рисунки:
Проанализируй звуковой состав 1, 4, 6, 10, 13-го слова. Назови слова, содержащие: 3 глухих и 2 звонких согласных; только глухие согласные.
б) Подбери подходящие слова к данным схемам:
Проанализируй их, доказывая правильность своего выбора.
7. Отгадай ребусы:
Составь схемы отгаданных слов.
Назови слова, содержащие: 2 глухих и 1 звонкий согласный; 2 звонких и 1 глухой согласный; 3 звонких согласных. Проанализируй третье слово. (Трава.)
8. Составь предложения, отгадав ребусы.
|
Составь схемы слов, содержащих: 2 звонких твёрдых согласных; 1 глухой мягкий и 1 звонкий твёрдый согласный.
Чётко произнеси слова, начинающиеся со звонкого согласного. Проанализируй их, доказывая правильность своего выбора.
9.
а) Подбери слова, в которых: 3 гласных и 1 мягкий звонкий согласный; 1 гласный, 2 твёрдых звонких согласных и 2 мягких глухих согласных; 2 гласных и 1 твёрдый звонкий согласный, 1 мягкий звонкий согласный; 4 гласных, 1 мягкий глухой согласный, 1 твёрдый звонкий согласный.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) В вежливой форме предложи товарищу аналогичное (такое же) задание.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Третий уровень
1. Прочитай слова:
моросит, быль, уточка, фаза, колос, пыль, ваза, шарить, удочка, голос, жарит, морозит. |
Найди среди них те, которые отличаются друг от друга только одной буквой.
Разбери каждую пару таких слов по звуковому составу. Определи, что ещё меняется в слове с изменением одной буквы.
Составь с выделенными словами предложения
2. Составь слова, переставляя буквы:
а) одм, ворд, варта, цова, кута, елонь, сутк, ави, шкока;
б) анорво, емнщикак, енлкиав, чоновяко, остгецы, чздааа,
боооклк;
в) гукшира, крудани;
г) акгоолжкве, езбрнеопод, индреевса, риаккаурта, акмраагирт.
Назови из составленных слова, содержащие: только звонкие согласные; только глухие согласные; глухие мягкие согласные; глухие твёрдые согласные; звонкие мягкие согласные; звонкие твёрдые согласные.
Составь с одним из слов каждой строчки предложения.
3. Подбери самостоятельно по два слова: трёхсложных; четырёхсложных; пятисложных. Выдели в них ударный слог.
Проанализируй слова по звуковому составу, доказывая правильность своего выбора.
4.Разбери слова: расположились, телеграфисты, самостоятельно, велосипедисты, строительство — по данной схеме:
Раздели на слоги | Ударный слог | Гласный звук | Согласный звук | Звонкий согласный звук | Глухой согласный звук | Твёрдый согласный звук | Мягкий согласный звук |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. К слогам: за; ла; си; кон — подбери в течение 5—7 минут другие слоги так, чтобы получились слова, содержащие звонкие и глухие согласные.
Слоги присоединяй в такой последовательности: сначала — передданным слогом, затем — посленего.
Проанализируй полученные слова.
6. Соедини слова в цепочку:
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; только глухие согласные; звонкие и глухие согласные.
Проанализируй их, доказывая правильность выбора.
7.Найди слова и отдели их друг от друга:
дягалтекал; соскендар; зкалмючок; батсекнентиболс.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь схемы полученных слов.
Назови слова, содержащие; 1 звонкий мягкий согласный; 1 звонкий твёрдый согласный, 1 глухой мягкий согласный; 2 звонких твёрдых согласных; 1 глухой твёрдый согласный; 3 звонких и 3 глухих согласных.
Произнеси слова, чётко проговаривая каждый звук и выделяя голосом ударный слог.
8.Прочитай справа налево и скажи, что у тебя получилось:
лешу икшубаб то я; | тёоп икнесеп аклеб. |
Произнеси все слова в каждом предложении, чётко проговаривая каждый звук и выделяя голосом ударный слог.
Составь схему слова, состоящего из 2 звонких и 2 глухих согласных.
9. Найди ошибки и исправь их, анализируя звуковой состав данных слов.
Запиши слова в такой последовательности: слово, содержащее 2 согл. зв. твёрд., 2 согл. зв. мягк., 2 согл. глух, твёрд.; слово с 2 согл. зв. твёрд., 1 согл. зв. мягк., 2 согл. глух, твёрд.; слово с 2 согл. зв. твёрд., 1 согл. звон, мягк., 1 согл. глух, твёрд.
10. Подбери пары слов, отличающихся одной согласной (звонкой — глухой).
Обоснуй правильность своего выбора.
Определи, что изменяется в слове с изменением одной буквы.
Составь с двумя парами слов предложения.