По мыслительному и художественному типу

Позволяет определять отношение между сигнальными системами.

Инструкция испытуемому: Нам предлагаются девять карточек, на которых написаны различные слова. Разложите их на три группы по три слови в каждой так, чтобы в каж­дой группе было что-то общее.

Орел, овца, карась, летать, бегать, плавать, перья, шерсть, чешуя.

Глаз, ухо, нос, зрение, слух, обоняние, свет, звук, запах.

Обработка результатов:

Возможны три способа группировки. Первый способ на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов, и обобщения их но этим признакам. В этом случае преобладает вторая сигнальная система.

Например:

Карась, орел, овца.

Шерсть, чешуя, перья.

Бегать, плавать, летать.

Второй способ группировки отражает образное мышление: предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям без глубокого анализа. Здесь преобладает первая сигнальная система.

Например:

Карась, чешуи, плавать.

Овца, шерсть, бегать.

Орел, перья, летать

Если испытуемый может решить задачу и первым и вторым способом, то это можно расценивать как показатель равновесия систем.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ Ф. ХОППЕ.

Позволяет судить о некоторых личностных особенностях: самолюбии, самооценки, уровне притязаний, адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Инструкция испытуемому: Перед Вами разложены два ряда карточек от I до 12 и От 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности.

Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на зада­ние в карточке. Время решения ограниченно и фиксируется по секундомеру.

1. Написать три слова на букву М .

2. Написать названия четырех животных на букву Л

3. Написать названия пяти городов на букву Л

4. Написать шесть имен на букву А

5. Написать три названия цветов на букву Р

6. Написать названия шести животных на букву К

7. Написать пять названий цветов на букву Ц

8. Написать четыре названия деревьев на букву О

9. Написать названия городов на букву А .

10. Написать фамилии пяти писателей на букву С.

11. Написать фамилии четырех композиторов на букву С.

12. Написать фамилии семи французских художников

1а. Написать три слова на букву Н

2а . Написать названия четырех фруктов на букву А

За. Написать шесть имен на букву С

4а. Написать название шести государств на букву П

5а. Написать названия пяти городов на букву К

6а.Написатьдвадцать слов на букву С

7а. Написать какие части света начинаются на букву О

8а. Написать названия пятнадцати городок на букву М

9а. Написать названия пяти фильмов на букву М

10а. Написать фамилии пяти известных советских киноартистов на букву Л

11аНаписать фамилии известных русских писателем, композиторов, художников на

букву Р

12а. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву К.

Ход исследования: Следя по секундомеру, экспериментатор может по своему

усмотре­нию увеличивать или уменьшать время для выполнения

задания и тем самым произво­льно создавать ситуацию "успеха" или "неуспеха". Порядок выбора (N карточек) фик­сируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком +, невыполненные знаком -.

При оценке результатов экспериментатора должны интересовать не интеллектуаль­ные возможности испытуемого (объем его знаний), а особенности его поведения в зави­симости от успеха или неуспеха, наличие или отсутствие тенденций к усложнению задания (формирование уровня притязания). У людей с устойчивым характером коле­бания в выборе (переход к легким задачам после неудач и более сложным после успеха) носят плавный характер, а при эмоциональной неустойчивости личности эти колебания более резки. После небольшого успеха они могут выбрать самую трудную задачу, а после однократной неудачи — самую легкую. При выборе, не зависящем от успеха или неуспеха необходимо дополнительное исследование, т.к. речь может идти о нарушениях психической деятельности.

МОТОРНАЯ ПРОБА ШВАРЦЛАНДЕРА.

Цель. Определение уровня притязаний.

Инструкция. Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому пре­длагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в экспери­менте. Необходимо поставить крестики в максимальном числе квадратов одного из пря­моугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. После пробы, начинающей­ся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает коли­чество проставленных элементов и отмечает в нижней большой ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе.

УП1 УД1

П

УП2 УД2

Ш

УП3 УД3

УП4 УД4

Анализ результатов. Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнения уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД), притязаний (УМ) и уровня достижений (УД).

ЦО- (УП2 - УЛ1) + (УПЗ - УД2) + (У 114 - УД3)

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше — нереалистически высокий уровень притязаний

4,99-3 — высокий уровень притязаний

2,99-1—умеренный уровень притязаний

0,99-(-1,49)—низкий уровень притязаний

(-1,50) и ниже нереалистически низкий уровень притязаний

Примечание. Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к дос­тижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармонического развития личности. Его несо­ответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Данный тест пишется своего рода экспресс -диагностической уровень притязаний. Методи­ка может быть рекомендована для широкого круга испытуемых, включая взрослых и детей, способных планировать время в секундах (от 10 лет).

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК "ОТКЛЭ"

Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наибо­лее компактно выражающих структуру личности с точки зрения ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

Инструкция испытуемому: Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь Вам разо­браться в себе и наметить пути самовоспитании.

Прочитав вопрос, ответьте на него 'да", либо "нет", либо "не знаю". Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективным: опросник имеет контрольную шкалу.

1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.

2. Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.д.) выполняю с неохотой.

3. Жизнь класса проходит мимо меня.

4. Прочитываю к занятию не только основную, но и часть дополнительной литературы.

5. Я люблю петь.

6. Я всегда радуюсь успехам других людей.

7. Люблю наводить порядок у себя дома.

8. Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.

9. У меня не хватает времени следить за книжными новинками.

10. Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т.д.), могу расчувствоваться до слез.

11. Часто мне не удается сделать то, что я наметил.

12. Свои обещания я всегда выполняю.

13. Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.

14. Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.

15. Мое тело откликается на танцевальную музыку.

16. Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.

17. Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физиче­скими упражнениями.

18. Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.

19. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решать сам.

20. Бывает, что во время театрального действия ем конфеты, мороженое.

21. На моем рабочем столе обычно порядок.

22.Главное для меня — сделать работу в срок, а качество — как выйдет.

23. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.

24. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.

25. Принимаю участие в художественной самодеятельности.

26. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.

27. Ухаживаю за животными.

28. У мена постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в классе.

29. Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.

30. Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.

31. Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.

32. В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахо­жу себе занятие.

33. Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.

34. Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхож­дение с мнением учащихся, преподавателя.

35. Меня волнует игра актеров на сцене.

36. Иногда я только делаю вид. что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным.

37. Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.

38. Выполнение общественных обязанностей в классе приносит мне удовлетворение.

39. Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.

40. Во время танца для меня главное — просто двигаться.

41. Не откладываю на завтра, то, что могу сделать сегодня.

42. Правила поседения я общественных местах и выполняю.

43. На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.

44. Мои интересы требуют терпения, усидчивости.

45. Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.

46. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказы­вается на моей учебе.

47. Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.

48. Я всегда радуюсь, получая трудное задание.

49. Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же про­блему.

50. Я тщательно слежу за своей внешностью.

51. Ситуация, когда на один день выпадет три урока, к которым надо готовиться, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я планирую заранее.

52. Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.

53. Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.

54. Не пропускаю ни одного мероприятия в культурной жизни города.

55. Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.

56. Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.

57. Домашний труд меня обременяет.

58. Не выношу критических замечаний.

59. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.

60. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

61. Могу пропустить занятие без всяких оснований.

62. Иногда я выбрасываю мелкий мусор изокна.

63. Вo время ссоры не выбираю выражений, могу употребит грубое слово.

64. Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией я, как правило только слушаю.

65. Я собираю пластинки с классической музыкой.

66. В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.

67. Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.

68. Если отвечающий на уроке не может связать двух слов, мне смешно.

69. Не зная ответа на вопрос, надеюсь ни подсказку.

70. Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.

71 .Если наступит полоса невезения в учебе у меня пропадает охота заниматься.

72. Я всегда бываю согласен с той оценкой, которую мне даст преподаватель.

73. Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.

74. Я люблю учиться.

75. Собираю книги по искусству, репродукции.

76. Каждую вещь я сразу кладу на место.

77. Выполнение черновой работы считаю унижением личности.

78. Могу поддержать разговор на любую тему.

79. На занятии меня так и тянет задать по теме вопроc преподавателю.

80. Всем подаркам предпочитаю цветы.

81 Когда приходится пропускать уроки, мне как-то не по себе.

82. Люблю возиться с растениями.

83. Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медлительностью.

84. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.

85. Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.

86. Мой стиль — ликвидировать пробелы в знаниях в период подготовки к экзамену.

87. Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.

88. Если меня покритикуют —я в долгу не останусь.

89. Мне достаточно общего знакомства с явлениями, пусть другие докапываются до их сути.

90. Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.

91. Я прихожу минут за десять до начала занятий.

92. Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.

93. Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.

94. Жизнь кажется мне серой и скучной.

95. Koгдa присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполните­лем.

96. Я делаю утреннюю зарядку.

97. Мена тяготит необходимость тратить время на неинтересную, хотя и нужную черно­вую работу.

98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные пещи.

99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.

100. У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классиче­ской литературы.

101.Если я основательно готовлюсь к уроку истории (обществоведение), то остальные уроки остаются неподготовленными.

102. Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.

103. Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подсказать невпопад, строить гри­масу и т.п.

104. Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.

105. Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на уроке, в кино, театре.

106. Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.

107. При выполнении хозяйственных дел, например, во время похода, я чувствую себя неуверенно. .

108. Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.

109. Храню вырезки, выписки из газет, журналов.

110. Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.

111. Общественные поручение выполняю без напоминания.

112. Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараюсь побыстрее выполнить задание.

113. Если я вижу в классе беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устранию его.

114. Вo время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяс­нить непонятное.

115. В свободное время рисую, выполняю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.

Наши рекомендации