Транспортная задача по критерию времени

Задача по критерию времени возникает при перевозке срочных грузов. Как и в обычной транспортной задаче, имеется m поставщиков с запасами однородного груза в количестве а1, а2, …, аm и n потребителей, которым этот груз должен быть доставлен в объеме b1, b2, …, bn. Известно tij, i=1, 2, …, m, j=1, 2, …, n – время, за которое груз доставляется от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Требуется составить такой план перевозок груза, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью и наибольшее время доставки всех грузов является минимальным.

Составим математическую модель этой задачи. Обозначим xij – объем перевозимого груза от i-го поставщика j-му потребителю. Система ограничений задачи не отличается от системы ограничений обычной транспортной задачи. Пусть X=(xij), i=1, 2, …, m, j=1, 2, …, n – некоторое опорное решение задачи. Запишем целевую функцию задачи. Обозначим через T(X) наибольшее значение элементов матрицы T=(tij), i=1, 2, …, m, j=1, 2, …, n, соответствующих клеткам таблицы, занятым опорным решением: T(X)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru . Таким образом, за время T(X) план перевозок будет выполнен полностью. Математическая модель имеет вид:

T(X)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru →min, (5.4.1.)

Транспортная задача по критерию времени - student2.ru , i=1, 2, …, m, (5.4.2)

Транспортная задача по критерию времени - student2.ru , j=1, 2, …, n, (5.4. 3.)

xij≥0, i=1, 2, …, m, j=1, 2, …, n. (5.4.4.)

Задача решается в следующем порядке. Находится начальное опорное решение X1. Определяется значение целевой функции T(X1)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru = Транспортная задача по критерию времени - student2.ru . Все свободные клетки, которым соответствуют значения tij>T(X1), исключаются из рассмотрения (перечеркиваются). Занимать эти клетки нецелесообразно, так как повысится значение целевой функции. Чтобы понизить ее значение, необходимо освободить клетку (l1, k1), в которой tij достигает максимума. Для этого строят так называемые разгрузочные циклы, которые могут включать в свой состав несколько свободных клеток. В каждом разгрузочном цикле, начиная с разгружаемой клетки (l1, k1), расставляются поочередно знаки «—» и «+» и осуществляется сдвиг на величину 0=max{xij}. Если удается эту клетку разгрузить, то она исключается из рассмотрения (зачеркивается). Получается новое опорное решение X2, на котором значение целевой функции меньше, чем на X1. Далее снова пытаются разгрузить клетку, соответствующую T(X2)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru = Транспортная задача по критерию времени - student2.ru . Процесс продолжается до тех пор, пока возможность разгрузить соответствующую клетку не исчезнет.

Пример. Найти минимальное время на осуществление всех перевозок для задачи, исходные данные которой приведены в табл. 5.4.1.

Таблица 5.4.1

bj ai
 
  Транспортная задача по критерию времени - student2.ru 8 - 30 +
  + - 10
 

Таблица 5.4.2

bj ai
  Транспортная задача по критерию времени - student2.ru 10 - 20 +
  + 20 -
   
 

Р е ш е н и е. Составим начальное опорное решение X1 по методу северо-западного угла (см. табл. 5.4.1). Базисные нули не записываем. Максимум целевой функции T(X1)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru =12 достигается в клетке (3, 4). Перечеркнем клетку (4, 1), в которой время доставки груза t41= 15 больше T(X1)=12.

Для улучшения решения разгрузим клетку (3, 4) с помощью цикла (3, 4), (2, 4), (2, 2), (3, 2). Обозначим цикл, найдем 0=min{10, 30}=10. Осуществив сдвиг по циклу, получим второе опорное решение X2 (табл. 5.4.2). Максимум целевой функции на этом опорном решении T(X2)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru =10 достигается в клетке (1, 1). Перечеркнем клетку (3, 4), так как время t34=12 больше, чем T(X2)=10. Разгрузим клетку (1, 1) с помощью цикла (1, 1), (1, 2), (2, 2), (2, 1). Означим цикл, найдем 0=min{20, 20}=20. Осуществив сдвиг по циклу, получим третье опорное решение X3 (табл. 5.4.3)

Таблица 5.4.3

bj ai
    Транспортная задача по критерию времени - student2.ru 20 - +
   
  + 4 - 5  
 

Таблица 5.4.4

bj ai
     
   
   
 

Максимум целевой функции на этом опорном решении T(X3)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru {6,5,4,4,5,4,}=6 и достигается в клетке (1, 2). Перечеркнем клетки (1, 1), (2, 2), (2, 3) и (4, 3): в них время t11=10, t22=8, t23=7 и t43=9 больше, чем T(X3)=6. Разгрузим клетку (1, 2) с помощью цикла (1, 2), (1, 3), (3, 3), (3, 2). Означим цикл, найдем 0=min {20,20}=20. Осуществив сдвиг по циклу, получим четвертое опорное решение X4 (табл. 5.4.4). Максимум целевой функции на этом опорном решении T(X4)= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru { 5,4,4,5,4,}=5 и достигается в клетках (2, 1) и (3, 3). Перечеркнем клетки (1, 2) и (4, 2), в которых время перевозок не менее t21=5. С помощью оставшихся невычеркнутых клеток разгрузить клетки (2, 1) и (3, 3) не удается, поэтому X4 является оптимальным решением.

Ответ: min T(X)=5 при X*= Транспортная задача по критерию времени - student2.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ермаков В.И. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник для экон. спец. вузов / Под ред. В.И. Ермакова. М.: ИНФРА-М., 1999.656 с.

2. Зайцев М.В. Прикладная математика: Сборник задач. Ч. 1. / М.В. Зайцев, А.А. Беляев. М.: Изд-во МГУК., 1999. 32 с.

3. Зайцев М.В. Прикладная математика: Сборник задач. Ч. 2. / М.В. Зайцев, А.А. Беляев. М.: Изд-во МГУК., 1999. 39 с.

4. Плотникова С.В. Математика в экономике: Метод. разработки и контр. задания / С.В. Плотникова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 1997. 52 с.

5. Матвеев В.И. Курс линейного программирования: Учеб. пособие / В.И. Матвеев, Р.В. Сачитов, В.Г. Шершнев. М: Изд-во «Менеджер», 1998. 102 с.

Наши рекомендации