Физическая и математическая модели неустановившегося движения судна
Нижегородский Государственный Технический
Университет им. Р.Е. Алексеева
Кафедра «Прикладная математика»
Курсовая работа по информатике
«Задача динамики разгона (торможения) судна»
Выполнил:
студент группы 10-ЛА-2
Кудрявцев Д.А.
Проверила:
Осепенко Н.Н.
Нижний Новгород 2011г.
Нижегородский Государственный Политехнический Университет
Кафедра «Прикладная математика»
Курсовая работа по информатике
«Задача динамики разгона (торможения) судна»
Выполнил:
студент 2 курса
Кудрявцев Д.А.
Проверила:
Осепенко Н.Н.
Нижний Новгород 2011 г.
Постановка задачи и ее математическая модель
Общая задача описания динамики разгона (торможения) судна
Из курса теоретической механики известно, что в соответствии с принципом Даламбера неустановившееся движение тела описывается вторым законом Ньютона. Поскольку в данной задаче рассчитывается движение лишь в направлении одной из осей координат, то достаточно записать уравнения движения в проекции на ось X и решать его относительно скорости V и пройденного по этой координате пути S.
Физическая и математическая модели неустановившегося движения судна
Основным уравнением задачи в этом случае является уравнение второго закона Ньютона в проекции на ось координат X.
; (1)
здесь т - масса тела (судна), - ускорение судна, F - сумма всех сил, действующих на судно, в проекции на ось X.
Равнодействующая сила F складывается из двух сил: R - сопротивления воды движению судна, Т- тяги движителя (как правило, гребного винта).
Из физических соображений понятно, что сопротивление R зависит от скорости движения (чем больше скорость V, тем больше сопротивление R) и направлено против скорости V, т.е. в отрицательном направлении оси X. При решении задач необходимо учитывать, что во время стоянки судна V= 0 и R(V)= 0.
Тяга, создаваемая гребным винтом, также зависит от скорости движения судна, но действует в противоположном силе сопротивления R направлении, т.е. направлена в положительном направлении оси X. С учетом сказанного уравнение (1) можно записать в виде
; (2)
Таким образом, получено обыкновенное дифференциальное уравнение 1-го порядка относительно скорости движения судна V.
Для определения пройденного за время разгона пути S к уравнению (2)
необходимо добавить уравнение , являющееся определением понятия «скорость».
Математическая модель задачи записывается в виде системы из двух дифференциальных уравнений 1-го порядка в каноническом виде:
; (3)
Здесь функции R(V) и T(V) являются заданными и находятся по испытаниям моделей судна и гребного винта. Как правило, эти функции задаются либо графически, либо таблично. На рисунке 1 представлены типичные кривые функций R(V) и T(V). Точка их пересечения является скоростью постоянного движения.
Рис. 1. Типичные кривые функций R(V) и T(V)
Для решения системы уравнений (3) необходимо задать начальные условия. Обычно они задаются в виде t=0, V=0 или V=Vn.