Программное и аппаратное обеспечение

1.1 http://www.ixbt.com

1.2 http://www.сopulenta.ru

Файловые архиваторы программного обеспечения

2.1 http://www.freeware.ru

2.2 http://www.softodrom.ru

2.3 http://www.softbox.ru

Музыка

3.1 http://www.rmp.ru

3.2 http://www.delit.ru

3.3 http://www.zvuki.ru

Литература

4.1 http://www.lib.ru

4.2 http://www.litera.ru

4.3 http://www.klassica.ru

Кино

5.1 http://www.kinoexpert.ru

5.2 http://www.film.ru

5.3 http://www.kinomania.ru

Работа

6.1 http://www.job.ru

6.2 http://www.zarplata.ru

6.3 http://www.rabota.ru

Новости и СМИ

7.1 http://www.rbc.ru

7.2 http://www.gazeta.ru

7.3 http://www.dni.ru

Общение

8.1 http://www.ixbt.ru

8.2 http://www.talk.ru

Лабораторная работа № 4
Создание и форматирование таблиц

1. Запустите текстовый процессор.

2. Создайте новый документ.

3. Выполните команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

4. Задайте число строк и число столбцов таблицы в соответствии с ниже представленной структурой (рис. 4). Заполните ячейки таблицы данными.

№ маршрута Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время отправления Время прибытия
       
       
       
       

Рис. 4. Структура таблицы

5. Поместите курсор в созданную таблицу и выполните команду: Работастаблицами►вкладка ленты Конструктор►панель инструментов Стилитаблиц.Выберите вариантоформления таблицы.

6. Поместите курсор в таблицу и выполните команду: вкладка ленты Ссылки►панель инструментов Названия► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru. Установите параметры: подпись – таблица, положение –над выделенным объектом. Сопроводите таблицу заголовком: Автобусные маршруты.

7. Вставьте еще несколько строк в таблицу. Для этого поместите курсор в таблицу и выполните команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Строки и столбцы ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

8. Заполните ячейки таблицы данными.

9. Вставьте в таблицу еще один столбец справа и назовите его Цена билета. Заполните ячейки.

10. Используя команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ►панель инструментов Объединить ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru (кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ) приведите таблицу к данному виду:

Таблица 1. Автобусные маршруты

№ маршрута Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время Цена билета, руб
отправления прибытия
         
         
         
Итого:  

Рис. 5. Форматирование таблицы

11. Вставьте еще два столбца: Количество проданных билетов и Общая стоимость.Установите автоматическую расстановку переносов (Разметка страницы ► Параметры страницы ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ).

12. Выровняйте текст в заголовках столбцов таблицы по центру ячейки (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ►панель инструментов Выравнивание ►кнопкаПрограммное и аппаратное обеспечение - student2.ru). Измените направление текста в ячейках Отправление и Прибытие (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ►панель инструментов Выравнивание ►кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ).

13. Окончательный вид таблицы показан на рис. 6.

Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время Цена билета, руб Количество проданных билетов, шт Общая стоимость, руб
отправления прибытия
             
             
             
Итого:      

Рис. 6. Окончательный вид таблицы

14. Посчитайте Общую стоимость и сумму в ячейке Итого, используя команду Работа с таблицами ►вкладка ленты Макет ► панель инструментовДанные ► кнопкаПрограммное и аппаратное обеспечение - student2.ru.

В записи формулы используются адреса ячеек, числа, функции, знаки математических операций сравнения.

Адрес ячейки содержит имя столбца и номер строки (рис. 7).

A1 B1 C1 D1
A2 B2
A3 B3 C3 D3 E3
A4 B4 C4 D4 E4

Рис. 7. Адресация ячеек

Рассмотрим пример: в ячейке Е3 нужно посчитать произведение содержимого ячеек С3 и D3. Для этого в поле Формулавводим формулу: = С3 * D3, либо воспользуемся встроенной функцией =PRODUCT(C3;D3).

Чтобы посчитать сумму, воспользуйтесь функцией SUM. Диапазон суммируемых ячеек, Х1, Х2,.., Х5 записывается как SUM (Х1:Х5).

15. Постройте диаграмму, показывающую количество проданных билетов на различные маршруты. Вставьте базовую диаграмму командой: вкладка ленты Вставка►панель инструментовИллюстрации► кнопка

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru. Замените содержимое базовой таблицы содержимым своей таблицы.

16. Создайте таблицу, представленную на рис. 8.

№ п/п ФИО сотрудника Должность Заработная плата, руб.
Сорокин Н.И. Менеджер
Попова С.Д. Директор
Киселев Т.О. Программист
Петров И.И. Бухгалтер
Носкова П.Е. Секретарь

Рис. 8. Заработная плата сотрудников

17. Постройте диаграмму, показывающую заработную плату каждого сотрудника (рис. 9).

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 9. Гистограмма

18. Постройте круговую диаграмму, отражающую зависимость заработной платы сотрудников от занимаемой должности (рис. 10).

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 10. Круговая диаграмма

Лабораторная работа № 5
Стилевое форматирование

Стилемназывается набор параметров форматирования, который применяется к тексту, таблицам и спискам, чтобы быстро изменить их внешний вид. Стили позволяют одним действием применить сразу всю группу атрибутов форматирования.

Например, вместо форматирования названия в три приема, когда сначала задается размер 16 пунктов, затем шрифт Arial и, наконец, выравнивание по центру, можно применить стиль заголовка.

Ниже приведены различные типы стилей.

· Стиль абзаца полностью определяет внешний вид абзаца, то есть выравнивание текста, позиции табуляции, междустрочный интервал и границы, а также может включать форматирование знаков.

· Стиль знака задает форматирование выделенного фрагмента текста внутри абзаца, определяя такие параметры текста, как шрифт и размер, а также полужирное и курсивное начертание.

· Стиль таблицызадает вид границ, заливку, выравнивание текста и шрифты.

· Стиль списка применяет одинаковое выравнивание, знаки нумерации или маркеры и шрифты ко всем спискам.

1. Скопируйте документ internet.doc к себе в папку и откройте его. Данный документ состоит из заголовков, подзаголовков и основного текста. При форматировании данного текста будем использовать стили оформления.

2. Выделите первый абзац и выполните команду: вкладка ленты
Главная ► панель инструментов Стили ► Обычный. Для заголовка Введение примените стильЗаголовок 1 т.е. заголовок первого уровня.

3. Если параметры стандартных стилей нас не устраивают, то можно создать собственные стили на основе имеющихся. Создадим стиль для заголовков первого уровня. Для этого необходимо вызвать диалоговое окно Стили (рис. 11) командой: вкладка ленты Главная ► панель инструментов Стили ►кнопка открытия диалогового окна стилей Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 11. Диалоговое окно Стили

Для создания нового стиля воспользуйтесь кнопкой Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru и в появившемся диалоговом окне (рис. 12) установите следующие параметры:

· Имя стиля – Заголовок 1 _ фамилия студента;

· Основан на стиле – Заголовок 1;

· Шрифт – Tahoma, размер – 16 пт, выравнивание – по центру, начертание – полужирный курсив, интервалы перед и после абзаца по 6 пт.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 12. Создание стиля

4. Для основного текста создайте стиль со следующими параметрами:

· Имя стиля – Основной _ фамилия студента;

· Основан на стиле – Обычный;

· Шрифт – Times New Roman, размер символов – 14, выравнивание – по ширине, отступ первой строки – 1,25 см, междустрочный интервал – полуторный, интервалы перед и после абзаца по 6 пт.

5. Используя созданные стили, отформатируйте весь документ.

6. Для окончательного оформления документа установите:

· Поля (верхнее, нижнее – 2см, левое – 2 см, правое – 1 см);

· Номера страниц (снизу, от центра);

· Верхний колонтитул – Интернет и его сервисы;

· Для того чтобы заголовки начинались с новой страницы, необходимо установить разрывы страниц.

7. В разделе Система гипермедиа WWW для текста WWW сделайте сноску (Установите курсор в конце текста ►вкладка ленты Ссылки►панель инструментов Сноски ► Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru кнопка открытия диалогового окна Сноски (рис. 13) ►в качестве символа выберите *). В сноске введите текст: World Wide Web – всемирная паутина.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 13. Диалоговое окно Сноски

8. В конце документа на новом листе напечатайте заголовок Предметный указатель. Для выделения слов, входящих в алфавитный указатель выполните команду: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов

Предметный указатель ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

Перед вами появится диалоговое окно Определение элемента указателя (рис. 14).

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 14. Определение элемента указателя

9. Выделите любое слово в тексте, щелкните в поле основной и нажмите кнопку Пометить. Пометьте таким образом 15 слов в тексте.

10. В конце документа вставьте алфавитный указатель командой: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Предметный указатель ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru . В диалоговом окне установите Классический формат предметного указателя.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 15. Диалоговое окно вставки предметного указателя

11. В начале документа вставьте пустую страницу.

12. Выполните команду: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Оглавление ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

13. В диалоговом окне Оглавление (рис. 16) установите следующие параметры для оглавления: шрифт – Times New Roman, выравнивание – по ширине, межстрочный интервал – 1,5.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 16. Диалоговое окно Оглавление

14. Сохраните документ и покажите работу преподавателю.

Лабораторная работа № 6
Слияние документов. Создание писем

Слияние применяется для создания однотипных документов (писем, наклеек, конвертов и т.д.), которые рассылаются большому количеству получателей.

  1. Запустите текстовый процессор Microsoft Word 2007.
  2. Для осуществления слияния необходим источник данных (таблица Word, Excel, Access или любая другая база данных). В текстовом процессоре Word создайте таблицу, которая будет выступать источником данных для слияния (рис. 17).
Фамилия Имя Отчество Индекс Адрес
           
           
           
           
           
           
           

Рис. 17. Источник данных

  1. Заполните таблицу произвольными данными.
  2. Сохраните получившийся документ в своей папке с именем Источник данных и закройте его.
  3. Создайте новый документ с именем Основной документ.
  4. В данном документе наберите текст (рис. 18).

Уважаемый !

Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!

Желаем Вам здоровья, благополучия в семье и творческих успехов.

С уважением администрация предприятия.

Рис. 18. Основной документ

  1. К основному документу необходимо подключить созданную ранее базу данных. Для этого выполните команду: вкладка ленты Рассылки ► панель инструментов Начать слияние ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ► Письма.
  2. Для подключения источника данных выполните команду:
    кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ► Использовать существующий список ► указать файл источника данных.
  3. Для окончательного оформления образца письма необходимо вставить поля слияния используя кнопку Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .
  4. Вставьте поля слияния: «Индекс», «Адрес», «Имя», «Отчество» (рис. 19).

«Индекс»

«Адрес»

Уважаемый «Имя» «Отчество»!

Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!

Желаем Вам здоровья, благополучия в семье и творческих успехов.

С уважением администрация предприятия.

Рис. 19. Вставка полей слияния

  1. Для замены полей на соответствующие данные из базы данных воспользуйтесь кнопкой Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .
  2. Для перехода по записям можно воспользоваться соответствующими кнопками Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru , расположенными на панели инструментов Просмотр результатов.
  3. Для объединения писем выполните команду: вкладка ленты
    Рассылки ► панель инструментов Завершить ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ► Изменить отдельные документы ► объединить все записи.

В результате слияния у вас сформируются поздравительные письма для всех сотрудников предприятия.

  1. Сохраните письма и покажите работу преподавателю.

Лабораторная работа № 7
Создание и обработка графических объектов

1. Наберите следующий текст:

Задача.Составить блок-схему к программе, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводит одно из сообщений «Рабочий день», «Суббота» или «Воскресенье».

2. Начертите блок-схему к задаче (рис. 20), используя команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Иллюстрации ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 20. Блок-схема

3. По окончании работы сгруппируйте все нарисованные объекты.

4. Добавьте подпись к рисунку: Рис. 1. Блок-схема (вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Названия ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru).

5. Разработайте блок-схему к программе, которая находит корни квадратного уравнения. Для вставки в блок-схему формулы
Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru воспользуйтесь командой: вкладка ленты Вставка► панель инструментов Символы ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru . Выберите уже имеющуюся формулу или вставьте новую.

6. Создайте организационную диаграмму (рис. 21).

7. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

8. Выберите тип диаграммы – Организационная диаграмма.

9. Используя вкладку ленты Формат, приведите диаграмму к виду, изображенному на рис. 21.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 21. Организационная диаграмма

Лабораторная работа № 8
Формулы, функции и диаграммы в процессоре
Microsoft Office Excel 2007

1. Откройте табличный процессор Microsoft Excel 2007 и создайте рабочую книгу с именем Лабораторная работа №1.

2. Необходимо создать таблицу расчета заработной платы сотрудников предприятия.

3. Для упрощения ввода данных в таблицу создайте раскрывающийся список (рис. 22), содержащий ФИО сотрудников предприятия.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 22. Раскрывающийся список

4. Вставьте еще один лист в рабочую книгу Excel, используя ярлычок Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru в строке Ярлычок листа.

5. На новом листе создайте список сотрудников (рис. 23).

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 23. Список сотрудников предприятия

6. Для сортировки ФИО по алфавиту выполните команду: вкладка ленты Данные ► группа Сортировка и фильтр ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

7. Выделите диапазон ячеек А1:А10 и щелкните поле Имя у левого края строки формул. Введите имя для ячеек, например Сотрудники Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru . Нажмите клавишу Enter.

8. Чтобы запретить другим пользователям просмотр и изменение полученного списка, защитите и скройте лист, на котором он находится.

9. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа. В контекстном меню выберите команду Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

10. В диалоговом окне Защита листа (рис. 24) введите пароль для отключения защиты листа. В разделе Разрешить всем пользователям этого листа снимите флажки со всех элементов. Нажмите кнопку ОК.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 24. Диалоговое окно Защита листа

11. В диалоговом окне Подтверждение пароля введите пароль еще раз.

12. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа и в контекстном меню выберите команду Скрыть.

13. Перейдите на Лист 1 и создайте таблицу Расчет заработной платы
(рис. 25). Столбец ФИО заполните, используя раскрывающийся список.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 25. Структура таблицы

14. Выделите диапазон ячеек, в который требуется поместить раскрывающийся список.

15. На вкладке Данные в группе Работа с данными выберите команду Проверка данных.

16. В диалоговом окне Проверка данных укажите тип и источник данных (рис. 26).

17. Откройте вкладку Сообщение для ввода (рис. 27). Заполните пустые поля.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 26. Диалоговое окно Проверка данных

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 27. Сообщение при вводе данных

18. Перейдите на вкладку Сообщение об ошибке (рис. 28). Заполните поля Вид, Заголовок и Сообщение.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 28. Сообщение при ошибке ввода данных

19. Для заголовков таблицы установите перенос текста (кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru , расположенная на панели инструментов Выравнивание вкладки ленты Главная).

20. Закрепите два первых столбца и строку заголовков таблицы. Для этого выделите диапазон ячеек C5:I20 и выполните команду: вкладка ленты Вид ► группа Окно ► кнопка Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru .

21. Столбец Оклад заполните произвольными данными и установите денежный формат ячеек, используя команду:

вкладка ленты Главная ► панель инструментов Число ► в раскрывающемся списке форматов выберите Денежный формат.

22. Составим формулу для вычисления премии, которая составляет 20% от оклада. Любая формула начинается со знака =, поэтому переходим в ячейку F5 ивводим формулу =E5*20% (или =Е5*0,2).

23. С помощью маркера автозаполнения (черный крестик возле правого нижнего угла выделенной ячейки) скопируйте формулу в область
F6: F11.

24. Между столбцами Премия и Подоходный налог вставьте столбец Итогоначислено, в котором посчитайте сумму Оклад+Премия.

25. Заполните остальные столбцы таблицы, учитывая, что подоходный налог составляет 13% от начисленной суммы.

26. Посчитайте сумму к выдаче в долларах, для этого задайте текущий курс доллара, например 32, и в ячейку J5 введите формулу: =I5/$C$14. Знак $ используется в формуле для того, чтобы при копировании с помощью маркера автозаполнения, адресация ячейки не изменялась.

27. Для ячеек, в которых содержатся денежные данные, установите соответствующий формат.

28. Используя функцию СУММ, посчитайте общую сумму подоходного налога. Для этого:

· установите курсор в ячейку Н12;

· поставьте знак =;

· в строке формул нажмите кнопку Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru ;

· в появившемся диалоговом окне мастера функций (рис. 29) выберите категорию Математические, функцию СУММ;

· в качестве аргумента функции СУММ выделите диапазон суммирования Н5:Н11;

· нажмите кнопку ОК.

29. Аналогичным образом посчитайте общую сумму к выдаче в долларах и общую сумму к выдаче в рублях.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 29. Мастер функций

30. Найдите среднюю (СРЗНАЧ), минимальную (MИН) и максимальную (MAКС) заработные платы.

31. Используя условное форматирование, обозначьте красным цветом Суммы к выдаче, менее 5 500 руб. Выполните команду: вкладка ленты Главная ► группа Стили ► раскрывающийся список Условное форматирование ► Правила выделения ячеек.

32. Постройте диаграмму Заработная плата сотрудников предприятия
(рис. 30). Выделите одновременно столбцы Ф.И.О. и Сумма к выдаче (удерживая клавишу Сtrl), и на вкладке ленты Вставка на панели инструментов Диаграммы выберите вид Гистограмма.

33. Используя вкладку ленты Макет, вставьте подписи осей и название диаграммы.

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 30. Пример оформления диаграммы

34. Постройте круговую диаграмму, показывающую соотношение между общей суммой к выдаче и суммарным подоходным налогом (рис. 31).

Программное и аппаратное обеспечение - student2.ru

Рис. 31. Пример оформления круговой диаграммы

Наши рекомендации