Раздел 2: Опасности космогенного характера

Тема 1: Солнечная активность: циклы, излучения. Мониторинг, прогнозирование. Влияние на живые организмы. Способы снижения негативного воздействия

Задание 1. Кейс – анализ: «Мониторинг и прогнозирование солнечной активности»

Цели:

1. Формирование навыков анализа солнечной активности на основе спутниковых данных, представленных на официальном сайте Физического института Российской Академии наук (ФИАН).

2. Развитие способности выявлять причинно-следственные связи между процессами, происходящими на Солнце и Земле.

Алгоритм выполнения задания

1. Используя материалы данных, представленных на официальном сайте Физического института Российской Академии наук (ФИАН) URL: http://www.tesis.lebedev.ru/, проанализируйте солнечную активность за последние сутки по следующему плану:

а) пятна на Солнце.

б) вспышки на Солнце.

2. Проанализируйте данные о погодных явлениях в этот день по сведениям, представленным на официальном сайте Гидрометцентра России URL: http://meteoinfo.ru/. Выявите, какие неблагоприятные погодные явления имели место за период наблюдения?

3. Выявите причинно-следственные связи между явлениями на Солнце и погодой на Земли. Сформулируйте вывод о механизмах взаимосвязи между погодой на Солнце и Земле.

Тема 2: Магнитное поле Земли: природа, динамика, напряженность, мониторинг, прогнозирование, воздействие на живые организмы. Способы снижения негативного воздействия

Задание 1. Кейс – анализ: «Анализ состояния магнитного поля и прогнозирование его влияния на живые организмы»

Цели:

1. Формирование навыков анализа возмущений магнитосферы Земли на основе данных, представленных на официальном сайте Физического института Российской Академии наук (ФИАН).

2. Развитие способности анализировать данные о динамике магнитосферы Земли.

Алгоритм выполнения задания

1. Используя материалы данных, представленных на официальном сайте Физического института Российской Академии наук (ФИАН) URL: http://www.tesis.lebedev.ru/, проанализируйте состояние магнитосферы Земли за последние 14 суток по следующему плану:

а) количество дней со спокойной магнитосферой;

б) количество дней с возмущенной магнитосферой;

в) количество дней с магнитными бурями;

г) уровень магнитных бурь (если они имели место за период наблюдения).

2. Если за период наблюдения были выявлены магнитные бури, проанализируйте данные о явлениях на Солнце за эти дни. Выявите причинно-следственные между явлениями на Солнце и магнитными бурями самочувствием человека. Обоснуйте свои доводы.

Тема 3: Общепланетарная цикличность. Климатические циклы. Гляциоизостатические циклы. Климатические и экологические следствия. Воздействие на филогенез.

Задание 1. Разработка эссэ: «Анализ общепланетарных циклов за последние сто лет и их влияние на хозяйственную деятельность людей»

Цели:

1. Формирование навыков анализа общепланетарных циклов и их влияния на хозяйственную деятельность человека.

2. Формирование способности прогнозирования влияния общепланетарных циклов на активность и здоровье живых организмаов.

3. Формирование способности самостоятельно анализировать, отбирать литературные источники, систематизировать материал и формулировать собственную точку зрения на проблему.

Алгоритм выполнения задания

1. Выберите из представленных ниже тем, наиболее интересную для Вас, либо предложите свою собственную

2. Изучите литературные источники по выбранной теме.

3. Оформите изученные материалы в форме эссе.

Темы для эссе

1. Климатические циклы в истории планеты и их влияние на растительный мир Земли

2. Климатические циклы в истории планеты и их влияние на животный мир Земли

3. Климатические циклы и их влияние на филогенез человека

4. Гляциостатические циклы и их влияние на современные природно-климатические условия Земли.

5. Влияние солнечной активности на здоровье человека

6.Сезонная цикличность, как фактор формирования циклов активности живых организмов.

7. Суточная цикличность, как фактор формирования циклов активности человека.

8. Циклы и периоды развития растительного мира на планете.

9. Циклы и периоды развития животного мира на планете.

10. Причины и последствия изменения ареалов обитания животных и растений.

Тема 4. Глобальное потепление. Причины современного потепления климата. Прогнозы развития климата в 21 веке. Прогнозы последствий влияния глобального потепления на человечество.

Задание 1. Доклад - презентация: «Прогнозы развития климата в 21 веке»

Цели:

4. Формирование навыков анализа мониторинга, прогнозирования и средств защиты от неблагоприятных изменений климата, обусловленных общепланетарными процессами.

5. Формирование способности самостоятельно анализировать, отбирать литературные источники, систематизировать материал, делать выводы и оформлять результаты в форме научного доклада - презентации.

Наши рекомендации