Методы коллективных экспертных оценок основаны на принципах коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования
Характеристика экспертных процедур
При оценке страновых рисков существуют ситуации, когда по различным причинам, в основном в связи с отсутствием достоверной информации, использование количественных методов не представляется возможным. В таких случаях широко применяются методы, использующие результаты опыта и интуиции, то есть методы экспертных оценок.
Особенностью экспертных методов и моделейявляется отсутствие строгих математических доказательств оптимальности получаемых решений. Общей направленностью этих процедур является использование человека как «измерительного прибора» для получения количественных оценок процессов и суждений, которые из-за неполноты и недостоверности имеющейся информации не поддаются непосредственному измерению.
Наиболее часто такие методы используются при разработке каких-либо новых направлений, новых концепций развития, а также, политических, социальных, экономических, макроэкономических прогнозах. Одной из сфер применения этих методов является качественный анализ и количественная оценка экономического риска. В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы перспективность развития определенного направления исследований, время свершения того или иного события, целесообразность выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т. д.
методы экспертных оценок разделяют на индивидуальные и коллективные.
Методы индивидуальных оценокпредполагают использование мнения, знания и интуиции одного специалиста--эксперта
Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:
- прогнозирование хода развития событий и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем. Применительно к анализу и оценке риска -- это выявление источников и причин риска, прогнозирование действий конкурентов, установление всех возможных рисков, оценка вероятности наступления рисковых событий, назначение коэффициента относительной важности (значимости) последствия и ранжирование рисков, выявление путей снижения риска и многое другое;
- анализ и обобщение результатов, представленных другими экспертами;
- составление сценариев действий;
- выдача заключений на работу других специалистов и организаций (рецензии, отзывы, экспертизы и т. п.).
Достоинством индивидуальной экспертизы является оперативность получения информации для принятия решений и относительно небольшие затраты. В качестве недостатка следует выделить высокий уровень субъективности и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности полученных оценок.
Методы коллективных экспертных оценок основаны на принципах коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования
Они снижают недостатки методов индивидуальной экспертизы и решения, принятые на их основе, связаны с большей вероятностью осуществления.
Выделяют три типа групповых процедур:
- открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;
- свободное высказывание без обсуждения и голосования;
- закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса.
Первый тип групповых процедурхотя и используется в практике проведения экспертизы, но не всегда обеспечивает ее эффективность, то есть получение достоверных оценок. Это связано прежде всего с тем, что заключение группы экспертов находится под сильным влиянием авторитарных и «напористых» участников экспертизы. В результате этого группе может быть навязано мнение одного эксперта.
Второй тип данных процедур предусматривает отсутствие любой критики, препятствующей формулировке идей, а также свободную интерпретацию идей в рамках поставленной проблемы. Такой метод обсуждения получил название метода коллективной генерации идей или, по американской терминологии, -- метода «мозговой атаки».
Метод «мозговой атаки» ориентирован на открытие новых идей и достижение согласия в группе экспертов на основе интуитивного мышления. Участники коллективной генерации идей высказывают свои мнения относительно вариантов решения проблемы. Высказывается как можно больше идей, желательно нетривиальных. Оценка и обсуждение идей производится в конце всей процедуры
К недостаткам использования данного метода относится значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей.
Третий тип экспертных процедурпозволяет в значительной мере. Устранить указанные недостатки первого и второго типов групповых оценок. Примером методов данного типа экспертизы служит метод «Дельфи», название которого произошло от греческих дельфийских оракулов.
Этапы проведения экспертизы, их содержание
Общая схема экспертных опросов включает в себя следующие этапы:
- формирование целей и вопросов экспертизы;
- формирование правил проведения опроса или характера взаимоотношения экспертов;
- формирование группы экспертов;
- выбор способа оценки степени компетентности экспертов;
- формирование правил обработки мнений экспертов;
- вычисление экспертных обобщенных оценок и определение степени согласованности экспертов;
Рассмотрим некоторые из этих этапов подробней.
Большое значение имеет четкое определение целей (цели) экспертизы. Наличие четко сформулированных задач и ясно понятых потребностей является обязательным условием обеспечения надежного результата экспертизы.
Существует три основные группы вопросов используемых при проведении коллективной экспертной оценки.
1. Вопросы, предполагающие ответы в виде количественной оценки: о времени, вероятности свершения события, об оценке относительного влияния факторов.
2. Вопросы, требующие содержательного ответа в свернутой форме: дизъюнктивные, конъюнктивные, импликативные.
3. Вопросы, требующие содержательного ответа в развернутой форме: в виде перечня сведений об объекте и аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, содержащийся в вопросе. Эти вопросы формируются в два этапа. На первом этапе экспертам предлагается сформулировать наиболее перспективные и наименее разработанные проблемы. На втором из названных проблем выбираются вопросы, принципиально разрешимые и имеющие непосредственное отношение к объекту исследования.
При формировании группы экспертов основным является определение ее качественного и количественного составов. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, которые охватывают решение данной проблемы, а затем составляется список компетентных лиц, способных решить ее.
Для получения качественного результата экспертизы к, ее участникам предъявляется ряд требований, основными из которых являются:
- высокий уровень общей эрудиции;
- глубокие специальные знания в оцениваемой области;
- способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта;
- наличие психологической установки на будущее;
-чисто научный интерес к поставленному вопросу при отсутствии практической заинтересованности в этой области;
- наличие производственного и (или) исследовательского опыта рассматриваемой области.
Для того чтобы подобрать качественную группу экспертов, необходимо также оценить их компетентность.
Существуют несколько методов оценки компетентности экспертов:
- тестирование;
- метод самооценки;
- метод взаимной оценки компетентности экспертами.
Одним из методов оценки компетентности экспертов является их тестирование. Для этого разрабатывается специальный тест-анкета, отвечая на вопросы которого эксперт должен показать знание объекта исследования, аналитические способности.
В некоторых случаях можно предложить экспертам провести самооценку компетентности по некоторой шкале, например от 2 до 5. При самооценке эксперт определяет степень своей осведомленности в исследуемом вопросе также на основании анкеты.
В тех случаях, когда эксперты знакомы с деятельностью и знают уровень компетентности друг друга, можно использовать метод взаимной оценки компетентности.