Такты и счет в сложном размере
Единственное существенное отличие между произведениями, написанными в простых и сложных размерах, состоит в том, что они звучат по-разному, и это ощущают и слушатель, и исполнитель.
В сложном размере сильной является не только первая доля каждого такта, как в простом размере — несколько более слабый акцент ставится также на каждый следующий удар метронома. Таким образом, в каждом такте произведения на 6/8 есть две четко акцентированных доли, в размере 9/8 — три акцентированных доли, в размере 12/8 — четыре.
Два примера сложных музыкальных размеров.
>>> Размер 6/8 используется в быстрых вальсах и латинской музыке мексиканских "мариачо".
>>> Размер 12/8 используется в 12-тактовых блюзах и в стиле doo-wop.
Чтобы определить число акцентированных нот в каждом такте сложного размера, нужно разделить на три верхнее число. Это поможет вам определить темпо-ритм исполняемой музыки и таким образом узнать, как расставить акценты. Например, в пьесе на 6/8 нужно делать акцент на первую долю каж- ! дого такта, но при этом также несильно акцентировать вторую группу восьмушек в такте, как показано на рис. 4.16.
Итак, расстановка акцентов на рис. 4.16 будет выглядеть следующим образом: РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть. Если размер выглядит устрашающе, например 9/4, как показано на рис. 4.17, то отсчитывать размер (не ноты!) нужно так:
В простых размерах ритм музыкального произведения можно разбить на двухчастные сегменты. В сложных размерах ритм разбивается на трехчастные сегменты.
Учимся считать в сложном размере
С помощью примеров, приведенных в этом разделе, вы можете потренироваться считать размеры, показанные на рис. 4.18—4.20. При счете вслух не забывайте делать небольшой акцент на первую долю и дополнительный акцент в "точке пульса", которая обычно следует за каждой третьей долей. (Добавленные "-и" и заглавные буквы призваны подчеркнуть ритмический рисунок некоторых нот в размере. Мы понимаем, что эта методика не ссйсем научная, но она даст вам общее представление о том, как считать доли в различных размерах.)
Асимметричные размеры
Асимметричные размеры (иногда они называются составными или неправильными) обычно содержат пять или семь ударов — в отличие от традиционных двух-, трех- и четырехчастных группировок нот внутри тактов, которые мы рассматривали до сих пор.
Асимметричные размеры часто встречаются в традиционной музыке разных стран. Они широко распространены как в европейской, так и в восточной (в частности, индийской) популярной и этнической музыке.
При исполнении музыки в асимметричном размере счет (и ритм) звучит и воспринимается несколько иначе, чем в музыке, написанной в простом или сложном размере.
Например, на рис. 4.21 счет определяется расположением половинных долей в каждом такте, так что акцент ставится на третью долю в первом такте и на четвертую — во втором.
На рис. 4.22 группировка восьмых долей показывает, где должны ставиться акценты — на первую восьмушку на каждом ребре.
Музыка в размере 5/4, 5/8 и 5/16 обычно делится на два счета, либо как два + три, либо как три + два. Расстановка акцентов не обязательно должна быть одинаковой во всех тактах — постоянно только количество долей в каждом такте.
На рис. 4-23 и 4.24 показаны музыкальные фразы, написанные в размерах 7/4, 7/8 и 7/16. Помните, что расстановка акцентов меняется от такта к такту.
Следует еще раз отметить, что асимметричные размеры считаются неправильными и сложными только с точки зрения Западной цивилизации. Неправильные размеры считались абсолютно правильными на протяжении всей истории музыки во всем мире, в том числе в Древней Греции и Персии; их можно по-прежнему услышать, например в болгарской народной музыке. Многие современные западные композиторы и коллективы — Стив Альбини, Веек, Дейв Брубек, June of 44, Эндрю Ллойд Вебер, Фрэнк Заппа, Pink Floyd, Йо-Йо Ма, Бобби Мак-Феррин и Stereolab — используют асимметричные размеры в своей музыке. Целый жанр рок-музыки, так называемый "математический рок", построен на использовании таких составных размеров, как 7/8, 11/8, 13/8 и т.д., и его представители всеми силами стремятся избежать стандартного рокового размера 4/4.