VI анаболическая нагрузка

С учетом общих методических положений тренер разрабатывает ориентировочную программу тренировочных воздействий на предстоящий год (по периодам, макро-, мезо-, и микроциклам), которая включает следующие параметры внешней нагрузки:

1) количество тренировочных дней;

2) количество тренировок по специальной физ.подготовки, их объём в часах, минутах;

3) количество тренировок по общей физ.подготовки, их объём в часах, в минутах;

4) суммарный объём технических упражнений, частные (парциальные) объёмы технических нагрузок различной избирательной направленности;

5) количество соревнований и контрольных испытаний и др.

Количественные значения объёмов нагрузок различной направленности, их соотношение между собой зависят от специализации, целей и условий подготовки, адаптационных возможностей спортсмена.

В заключение сформулируем некоторые методические положения, которые рекомендуется учитывать при построении годичного цикла:

1) соответствие направленности и объёма применяемых нагрузок целям подготовки, адаптационным возможностям спортсмена, его текущему состоянию;

2) концентрированное применение развивающих нагрузок избирательной направленности на отдельных этапах тренировочного процесса в соответствии с основными задачами и стратегиями подготовки;

3) разведение во времени акцентов интенсивных нагрузок, различных по преимущественному воздействию на те или иные стороны организма;

4) выполнение на подготовительном этапе тренировки основного объёма специфических упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой используя общеразвивающие упражнения как непременного условия перехода к концентрированным нагрузкам III, IV и V зон интенсивности на последующих этапах;

5) постепенное увеличение на протяжении года (от микроцикла к макроциклу) объёма развивающих нагрузок IV и V зон для средневиков и спринтеров, нагрузок IIIB, IVA и V зон для стайеров при сохранении их соразмерности с объёмами нагрузок I и II зон.

УПРАВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

Под управлением в спортивной тренировке понимают целенаправленный и контролируемый перевод спортсмена в новое, более высокое и предварительно спрогнозированное состояние физического развития, спортивной подготовленности и результативности.

Управлением руководит тренер, ориентируясь на заданные критерии эффективности спортивной тренировки. В качестве таких критериев выступают:

1) на этапе базовой подготовки – оптимальные темпы возрастного формирования организма, соразмерное развитие двигательных способностей и качеств в соответствии со спецификой избранной специализации и закономерностям возрастного развития, оптимальные темпы прироста спортивных достижений;

2) на этапе высшего спортивного мастерства – максимально возможная величина прироста специальной работоспособности и спортивного результата.

Необходимым условием эффективного управления служат оценка исходного уровня подготовленности спортсмена и его функциональных возможностей, разработка индивидуальных модельных характеристик соревновательной деятельности и спортивной подготовленности и их динамики на планируемом отрезке времени, разработка соответствующих программ тренирующих воздействий. Направленность и величина тренирующих воздействий определяются как задачами подготовки, так и информацией о динамике текущего состояния спортсмена.

Принято различать следующие типы состояний спортсмена и виды их контроля:

· ЭТАПНЫЕ СОСТОЯНИЯ – относительно устойчивые, приобретаемые в процессе долговременной адаптации в связи с проявлением кумулятивного тренировочного эффекта; оценка этих состояний входит в задачи этапного контроля;

· ТЕКУЩИЕ СОСТОЯНИЯ – непродолжительные, изменяющиеся под влиянием одного или ряда занятий в связи с проявлением отставленного тренировочного эффекта; их оценка входит в задачи текущего контроля;

· ОПЕРАТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ – выступающие в связи с проявлением срочного тренировочного эффекта и быстро проходящие; оценка этих состояний входит в задачи оперативного контроля.

В общем виде в цикл управления входит:

1. дозированные тренирующие воздействия, соотнесенные с текущим состоянием спортсмена,

2. контроль нового состояния спортсмена, в которое его перевели тренирующие воздействия,

3. соотнесение данных контроля с моделью динамики состояния подготовленности и моделью соревновательной деятельности,

4. внесение необходимых изменений в программу тренирующих воздействий.

Рисунок 11. Схема управления в процессе тренировки спортсмена.

 
  VI анаболическая нагрузка - student2.ru

Для комплексной оценки этапных и текущих состояний спортсмена рекомендуется использовать один и тот же набор показателей основных сторон подготовленности, например, силовых качеств, скоростных способностей, выносливости и т.д. Для контроля соревновательной деятельности используется методика регистрации её параметров с помощью видеотехники. Результаты обрабатываются ЭВМ обеспечивающей оперативность получения информации в ходе состязаний и её сравнительный анализ. Особую ценность анализ соревновательной деятельности приобретает на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки.

В качестве одного из наиболее информативных видов контроля и управления спортивной тренировкой спортсмена широко используются специальные тесты с постепенным увеличением скорости исполнения упражнения и забором проб крови из пальца для определения концентрации лактата после каждого повторения. В зависимости от специализации выбирается продолжительность теста. Так , один из вариантов тестирования проводится по схеме, представленной в таблице 5.

Таблица 5. Схема проведения ступенчатого теста 8Х200 м

п/п Количество повторений и длина дистанции, м Интервал отдыха, в мин Интенсивность, % от лучшего результата
Между повторениями Между сериями
3Х200
2Х200
1Х200 -
1Х200 -
1Х200 - -

Интенсивность определяется по скорости плавания (м/с) в процентах от лучшего результата, характерного для данного периода времени. Пробы крови забираются после каждой серии на 3-й минуте восстановления. Полученные значения скорости плавания и концентрации лактата (пример см. в таблице 6) откладываются на графике (рисунок 12).

Таблица 6. Результаты ступенчатого теста 8Х200м у пловца, специализирующегося в плавании на средние дистанции вольным стилем.

п/п Количество повторений и длина дистанции, м Результат Лактат, ммоль/л
мин, с м/с
3Х200 2.17,0 1,46 2,0
2Х200 2.14,1 1,49 2,5
1Х200 2.10,1 1,54 3,7
1Х200 2.03,6 1,62 4,1
1Х200 1.58,4 1,69 10,3

La, ммоль/л

       
  VI анаболическая нагрузка - student2.ru   VI анаболическая нагрузка - student2.ru
 

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 18

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 10

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 4

VI анаболическая нагрузка - student2.ru 2

VI анаболическая нагрузка - student2.ru I II III IV

V, м/с

Рисунок 12. Построение зависимости концентрации лактата в крови (La) от скорости плавания (V) и определение зон тренировочных нагрузок (обозначены римскими цифрами) по скорости плавания данного пловца.

При соединении точек плавной огибающей линией получается лактатная кривая, анализ которой позволяет определить границы индивидуальных для данного пловца зон интенсивности и оценить сдвиги в развитии специальной работоспособности спортсмена. Так, анализ лактатной кривой на рисунке 12 позволяет сделать следующее заключение. Для данного пловца в зону нагрузок истинно аэробной направленности (лактат в крови до 2,5 ммоль/л), которые связаны с усилением липидного обмена и угнетением анаэробных процессов, попадают упражнения со скоростью плавания до 1,35 м/с. Это нагрузки зоны I. Увеличение скорости плавания примерно от 1,36 до 1,48 м/с означает переход в зону II, то есть в зону анаэробного порога. Третью зону нагрузок характеризуют в данном случае скорости от 1,49 до 1,67 м/с, а четвертую – свыше 1,67 м/с и до максимума. Наиболее ценная информация может быть получена путём многократного тестирования каждого спортсмена в течение сезона, проводимого в стандартных условиях. В этом случае динамические наблюдения за изменениями в различных звеньях лактатной кривой дают возможность оценить сдвиги в состоянии организма под влиянием тренировочных программ.

La, ммоль/л

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 16 А В С D

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 14

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 12

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 10

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 4

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 2

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru 0

VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru VI анаболическая нагрузка - student2.ru +V1 +V2 +V3 +V1 +V3 +V1 +V2 +V3

+V4 +V4 +V4

Рисунок 13. Варианты сочетания лактатных кривых:

Наши рекомендации