Физическое воспитание
Физическое воспитание слабослышащих дошкольников, как и слышащих, направлено на укрепление их здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств. Правильно организованное физическое воспитание не только оказывает положительное влияние на физическое и моторное развитие, но и создает благоприятные условия для гармоничного развития личности детей.
Для слабослышащих дошкольников физическое воспитание играет еще большую роль, чем для слышащих. Отставание в моторном развитии у этих детей в раннем возрасте неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическим нарушением тонуса мышц. Для физического развития этих детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Все это, а также недостаточная двигательная активность обусловливают, помимо общих с массовыми садами задач физического воспитания, необходимость специальной коррекционно-воспитательной работы по устранению имеющихся дефектов.
Программные требования направлены на развитие основных движений – ходьба, бега, прыжков, лазанья, метания, развитие крупной и мелкой моторики. В программе содержатся доступные и интересные для детей упражнения с различными предметами – и разнообразное оборудование – гимнастическая стенка, скамейка, доска, лестница, мостик-качалка и др. особое внимание в программе уделено коррекции моторного и физического развития.
Физическое воспитание слабослышащих дошкольников осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений (в групповой комнате), а также во время организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в помещении. Однако по мере овладения движениями слабослышащие дети во многом преодолевают отставание и многие недостатки моторики, поэтому требования, предъявляемые слабослышащим к концу дошкольного обучения, во многом совпадают с требованиями к нормально слышащим детям, что и нашло отражение в программе. Вместе с тем к моменту поступления в школу среди слабослышащих значительно возрастает количество детей сохраняются и нарушения моторики. В связи с этим на протяжении всего дошкольного обучения коррекционная работа на занятиях и коррекционная направленность всей работы по физическому воспитанию должны сохраняться в большом объеме.
Занятия по физической культуре проводятся фронтально, в специально оборудованном зале не реже 2 раз в неделю. Воспитатель по подгруппам проводит в групповой комнате дополнительные занятия по развитию движений.
Физкультурные занятия сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Постепенно усложняясь и увеличиваясь в объеме, речевой материал должен, однако, носить вспомогательную функцию и использоваться не в ущерб основным задачам физического воспитания.
Физическое воспитание слабослышащих дошкольников должно органично сочетаться с другими приемами и видами деятельности (фонетическая ритмика, физкультпаузы, музыкальные занятия, трудовое обучение), а также с организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельностью детей.
Труд.
При поступлении в специальное дошкольное учреждение слабослышащие дети нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку физическая ослабленность большинства детей, моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых действий побуждают окружающих взрослых к подмене элементарного, доступного по возрасту труда ребенка собственным. Однако при особой организации педагогического процесса элементарная трудовая деятельность может приобретать достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное развитие ребенка.
Различные формы детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) способствуют решению важных педагогических задач, развитию предпосылок к овладению простейшей трудовой деятельностью: активизации речевой и умственной деятельности, формирование интереса к коллективному труду и к собственным трудовым умениям, уважительного отношения к труду старших.
Трудовое воспитание осуществляется в ходе организации всего воспитательно-образовательного процесса, что обеспечивает связь раздела «Труд» со всеми разделами данной программы.
Занятия по труду проводятся воспитателем как с целой группой детей, так и по подгруппам воспитателем как с целой группой детей, так и по подгруппам на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в режимные моменты и, кроме того, на экскурсиях, тематических прогулках с целью подготовки к занятиям.
На I году обучения трудовое воспитание осуществляется в быту, специальные занятия не проводятся. На II году обучения все занятия направлены на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание. На III году вводятся специальные занятия по ручному труду и количество занятий распределяется следующим образом: одна треть учебного времени отводится на хозяйственно-бытовой труд, а две трети на самообслуживание и ручной труд. На IV и V годах обучения количество занятий распределяется примерно поровну между перечисленными видами детского труда.
Основными методами работы на I, II, III годах обучения являются расчлененный показ способов и последовательности выполнения действий, совместные действия, действия по образцу и по словесной инструкции, объяснение. На более поздних годах обучения особое место отводится планированию предстоящей работы, распределению обязанностей, а также оценке результатов труда.
На занятиях по труду речь воспитателя и детей должна отвечать основным требованиям, которые предъявляются к ней в работе со слабослышащими детьми:
В высказывания детей и воспитателя должны включаться слова, обозначающие названия материалов, инструментов, действий;
Используются предложения побудительные, вопросительные, содержащие сообщения; в конструкции этих предложений включается и отрицание.
Игра.
Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие слабослышащих дошкольников.
В игре происходит развитие воображения, образного мышления ребенка.
Для детей с нарушениями слуха игра может быть важным фактором морально-нравственного развития: в процессе постижения содержания игр происходит овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
Посредством формирования и обогащения предметной и игровой деятельности в определенной степени можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают вследствие снижения слуха.
Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков проявления по сравнению с играми слышащих детей.
Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения.
Игра обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности, - в ней ребенок овладевает механизмом замещения.
В игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова.
Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте.
В условиях спонтанного развития игровая деятельность слабослышащих детей не достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный процессуальный характер. Для того чтобы превратить игру слабослышащих дошкольников в ведущую деятельность, которая, как и в условиях нормального детства могла бы оказывать всестороннее развивающее воздействие на их психическое развитие, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую работу. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников слабослышащие дети нуждаются в проведении с ними специальных обучающих занятий по игре.
В работе по данному разделу предусматривается проведение занятий по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм.
Раздел I года обучения назван «Предметно-игровые действия», с учетом уровня игры детей данного возраста. Содержание программы реализуется в свободных играх, а также на занятиях.
На II и III годах обучения половина всего учебного времени отводится сюжетно-ролевым играм, остальное время распределяется поровну между подвижной и дидактической игрой. На IV и V годах обучения сюжетно-ролевым играм отводится две трети учебного времени. Дидактическая игра как вид занятия проводится один раз в неделю. Однако дидактические игры и упражнения продолжают использоваться на других занятиях как метод обучения.
Подвижные игры проводятся не только на занятиях по обучению игре, но и в свободное время, а также на занятиях по физическому воспитанию.
Занятия по обучению игре проводит с детьми воспитатель в игровом уголке. В качестве методических приемов на I,II, III годах обучения широко применяется обыгрывание игрушек и показ игровых действий, при необходимости используются совместные действия ребенка и педагога. На IV-V годах обучения особое значение приобретает руководство детьми при планировании или предстоящих игр, распределение ролей, использование предметов-заместителей. Обучение слабослышащих дошкольников сюжетно-ролевым играм направлено на воспитание у них навыков коллективных взаимоотношений, умения подчинять свои личные интересы общему делу.
Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей, умения использовать разные средства для передачи многообразных явлений действительности.
Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у слабослышащих дошкольников, так же как и у их нормально развивающихся сверстников, возникало стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления общественной жизни и т.д. Основным условием успешного проведения занятий по обучению игре являются эмоциональный настрой педагога, умение органично включаться в игру детей, руководить их деятельностью исподволь, избегая прямого вмешательства и нажима. Несмотря на то, что обучение игре проводится в условиях занятия, необходимо помнить, что это занятие особое, в корне отличающееся, к примеру, от занятий по формированию элементарных математических представлений. Здесь дети должны чувствовать себя свободно, располагаться так, как им удобно. Каждое занятие по игре должно доставлять детям удовольствие, поэтому при планировании игры следует обязательно учитывать личные стремления детей, их потребности.
Приведенное в качестве приложения к разделу примерное распределение игр по кварталам поможет воспитателю правильно спланировать программу по этому разделу, наметить последовательность этапов в проведении игр. В то же время приведенный перечень игр является минимальным и в зависимости от обстоятельств и по усмотрению педагога может быть значительно дополнен и расширен.
Как известно, игра имеет большое значение для развития речи слабослышащих детей, однако, обучая дошкольников играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития их игровой деятельности требованиям формирования речи. В процессе проведения занятий воспитатель должен создавать условия для проявления детьми речевой активности, помочь им актуализировать в речи их игровой опыт. Вместе с тем не должно быть искусственного отрыва речевого материала от содержания самой деятельности, т.е. нельзя заранее разучивать речевой материал, ставить целью запоминание детьми слов- названий игрушек, игровых действий и т.д. В то же время условия игры должны способствовать использованию детьми различных типов высказываний. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.
Игровая деятельность слабослышащих дошкольников не должна исчерпываться занятиями по обучению игре. Ежедневно дети должны играть самостоятельно на прогулке, в свободное от занятий время – в игровой комнате. Обучение игре должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности, обогащать ее и направлять. Занятия по игре проводятся воспитателем как целой группой в вечернее время, так и оп подгруппам в утренние часы.