Средняя группа (пятый год жизни)

Достаточный уровень развития детей

Уметь сравнивать множества,отличающиеся на один эле­мент,состоящие из одного-двух элементов,ознакомитьсяс образованием чисел в пределах пяти. Знать,что если к множеству прибавить еще один элемент,то оно будет на­зываться другим числом— на единицу больше. Уметь счи­тать предметы, их изображения в пределах пяти. Пониматьзначение количественного и порядкового счета, разницумежду ними. Узнавать и называть цифры 1, 2, 3, 4, 5. По­нимать,что при счете последнее названное число принадле­жит ко всей группе пересчитываемых предметов.

Уметь сравнивать две группы предметов (два множества) и обозначать их числом. Понимать,что равенство из нера-

венства можно получить двумя способами:увеличениемменьшего или уменьшением большего множества на один предмет(на единицу).Понимать содержание заданий: «по­считай»и «отсчитай».Называть числительные по порядку сопорой на предметные множества или цифры.

Учить сравнивать предметы по размеру в целом и по от­дельным параметрам:длиной, шириной,высотой. На основе репродуктивных упражнений(по образцу)складывать ряд размеров;размер каждого следующего предмета увеличива­ется(уменьшается)на 4—5 см.

Знать названия и понимать особенности геометрическихфигур:круг, квадрат,треугольник,куб, шар, цилиндр.Ис­пользовать эти знания в дидактических и строительныхиграх,изобразительной деятельности.

Ориентироваться во времени и пространстве,понимать иобозначать части суток словами: утро,день, вечер,ночь. Обо­значать последовательность действий {сначала,потом, в кон­це)или действия {вчера,сегодня, завтра).Понимать слова и выражения:впередименя,подстолом,заокном,было вчера,будетзавтра.

Показатели:

  • сравнивать группы предметов, отличающиеся на еди­
    ницу, устанавливать равенство между ними;
  • считать предметы, их изображения в пределах пяти;
  • понимать значение количественного и порядкового
    счета;
  • пользоваться количественным и порядковым счетом
    {один, три; первый, третий);


  • сравнивать предметы по размеру;
  • знать названия и особенности таких геометрических
    фигур, как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр;
  • ориентироваться в пространстве от себя {впереди, сза­
    ди, слева, справа) и во времени {вчера, сегодня, завтра);
  • давать лаконичные (короткие) или полные (разверну­
    тые) ответы на вопросы;
  • использовать действия по образцу или инструкции.

Высокий уровень развития детей

Уметь сравнивать группы предметов,отличающиеся по количеству на один элемент.Группировать множества поодному из признаков:цвету, форме,размеру, количеству.В дидактических играх с обручами уметь самостоятельно оп-

ределять пути фуппировки множеств по выделенному при­знаку.

Знать числа и цифры в пределах пяти, знать и уметь по­яснять,как создается каждое число.Понимать и различатьколичественный и порядковый счет: чем отличаются груп­пы предметов,обозначенные смежными числами.Относить последнее число ко всей группе пересчитываемых предме­тов.Использовать счет на слух и зрительно.Сравнивать две группы предметов,воспринятых разными анализаторами(хлопни в ладоши столько раз, сколько нарисовано кру­жочков на карточке).Считать и отсчитывать предметы в пре­делах пяти независимо от их размера,расстояния между ними,называть числительные по порядку,создавать мно­жества по заданному числу.

Продуктивно-познавательными действиями сравниватьпредметы по размерам:находить соответствующие колеса от машин разного размера;подобрать окна,двери к разнымпо размеру домикам и т.д.

Складывать ряд из четырех-пяти предметов по разным параметрам(длине, высоте,ширине). Уметь объяснять, чтонужно сделать, чтобы сложить пирамиду,башню из ку­биков,шаров, колец;как можно выделить большее (мень­шее)кольцо или кубик.

Знать названия и понимать особенности геометричес­ких фигур (квадрат,круг, треугольник,цилиндр, куб),использовать их как эталоны обозначений формы пред­метов(круглый, квадратный).

В самостоятельной деятельности(игровой, изобрази­тельной)использовать эти знания.Составлять геометри­ческие фигуры на площади стола на основе продуктивно-познавательных действий,анализировать,обследовать их. Составлять геометрические фигуры, самостоятельно на­ходить пути составления фигур по образцу,развиватьнаходчивость,пространственное представление.Объяснятьнайденный ход решения,проверять его целенаправлен­ными поисковыми действиями(если забрать одну палоч­ку— смежную сторону двух квадратов,то получится пря­моугольник).

Ориентироваться во времени,выделять части суток сло­вами:утро,день, вечер,ночь. Понимать одно из главныхкачеств времени — его течение. Описывать последователь­ность действий,использовать слова: вчера,сегодня, завтра.

Ориентироваться в пространстве.Использовать в актив­ном словаре слова и выражения:впередименя,затобой,под

окном,междудеревьями.В дидактических и строительныхиграх формировать продуктивные действия,направленныена решение проблемных ситуаций.

Показатели:

  • пересчитывать и отсчитывать предметы, их изображе­
    ния в пределах пяти;
  • понимать каждое число, объяснять, как оно обра­
    зуется;
  • уметь пользоваться числовыми фигурами и цифра­
    ми;
  • самостоятельно составлять множество по числу;
  • понимать, уметь объяснять разницу между количествен­
    ным и порядковым счетом;
  • выделять отдельные параметры, сравнивать предме­
    ты по длине, ширине, высоте, строить ряд размеров;
  • осознанно использовать геометрические фигуры как
    образцы формы предметов;

Наши рекомендации