Средняя группа (пятый год жизни)
Достаточный уровень развития детей
Уметь сравнивать множества,отличающиеся на один элемент,состоящие из одного-двух элементов,ознакомитьсяс образованием чисел в пределах пяти. Знать,что если к множеству прибавить еще один элемент,то оно будет называться другим числом— на единицу больше. Уметь считать предметы, их изображения в пределах пяти. Пониматьзначение количественного и порядкового счета, разницумежду ними. Узнавать и называть цифры 1, 2, 3, 4, 5. Понимать,что при счете последнее названное число принадлежит ко всей группе пересчитываемых предметов.
Уметь сравнивать две группы предметов (два множества) и обозначать их числом. Понимать,что равенство из нера-
венства можно получить двумя способами:увеличениемменьшего или уменьшением большего множества на один предмет(на единицу).Понимать содержание заданий: «посчитай»и «отсчитай».Называть числительные по порядку сопорой на предметные множества или цифры.
Учить сравнивать предметы по размеру в целом и по отдельным параметрам:длиной, шириной,высотой. На основе репродуктивных упражнений(по образцу)складывать ряд размеров;размер каждого следующего предмета увеличивается(уменьшается)на 4—5 см.
Знать названия и понимать особенности геометрическихфигур:круг, квадрат,треугольник,куб, шар, цилиндр.Использовать эти знания в дидактических и строительныхиграх,изобразительной деятельности.
Ориентироваться во времени и пространстве,понимать иобозначать части суток словами: утро,день, вечер,ночь. Обозначать последовательность действий {сначала,потом, в конце)или действия {вчера,сегодня, завтра).Понимать слова и выражения:впередименя,подстолом,заокном,было вчера,будетзавтра.
Показатели:
- сравнивать группы предметов, отличающиеся на еди
ницу, устанавливать равенство между ними;
- считать предметы, их изображения в пределах пяти;
- понимать значение количественного и порядкового
счета; - пользоваться количественным и порядковым счетом
{один, три; первый, третий);
- сравнивать предметы по размеру;
- знать названия и особенности таких геометрических
фигур, как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр; - ориентироваться в пространстве от себя {впереди, сза
ди, слева, справа) и во времени {вчера, сегодня, завтра); - давать лаконичные (короткие) или полные (разверну
тые) ответы на вопросы; - использовать действия по образцу или инструкции.
Высокий уровень развития детей
Уметь сравнивать группы предметов,отличающиеся по количеству на один элемент.Группировать множества поодному из признаков:цвету, форме,размеру, количеству.В дидактических играх с обручами уметь самостоятельно оп-
ределять пути фуппировки множеств по выделенному признаку.
Знать числа и цифры в пределах пяти, знать и уметь пояснять,как создается каждое число.Понимать и различатьколичественный и порядковый счет: чем отличаются группы предметов,обозначенные смежными числами.Относить последнее число ко всей группе пересчитываемых предметов.Использовать счет на слух и зрительно.Сравнивать две группы предметов,воспринятых разными анализаторами(хлопни в ладоши столько раз, сколько нарисовано кружочков на карточке).Считать и отсчитывать предметы в пределах пяти независимо от их размера,расстояния между ними,называть числительные по порядку,создавать множества по заданному числу.
Продуктивно-познавательными действиями сравниватьпредметы по размерам:находить соответствующие колеса от машин разного размера;подобрать окна,двери к разнымпо размеру домикам и т.д.
Складывать ряд из четырех-пяти предметов по разным параметрам(длине, высоте,ширине). Уметь объяснять, чтонужно сделать, чтобы сложить пирамиду,башню из кубиков,шаров, колец;как можно выделить большее (меньшее)кольцо или кубик.
Знать названия и понимать особенности геометрических фигур (квадрат,круг, треугольник,цилиндр, куб),использовать их как эталоны обозначений формы предметов(круглый, квадратный).
В самостоятельной деятельности(игровой, изобразительной)использовать эти знания.Составлять геометрические фигуры на площади стола на основе продуктивно-познавательных действий,анализировать,обследовать их. Составлять геометрические фигуры, самостоятельно находить пути составления фигур по образцу,развиватьнаходчивость,пространственное представление.Объяснятьнайденный ход решения,проверять его целенаправленными поисковыми действиями(если забрать одну палочку— смежную сторону двух квадратов,то получится прямоугольник).
Ориентироваться во времени,выделять части суток словами:утро,день, вечер,ночь. Понимать одно из главныхкачеств времени — его течение. Описывать последовательность действий,использовать слова: вчера,сегодня, завтра.
Ориентироваться в пространстве.Использовать в активном словаре слова и выражения:впередименя,затобой,под
окном,междудеревьями.В дидактических и строительныхиграх формировать продуктивные действия,направленныена решение проблемных ситуаций.
Показатели:
- пересчитывать и отсчитывать предметы, их изображе
ния в пределах пяти; - понимать каждое число, объяснять, как оно обра
зуется; - уметь пользоваться числовыми фигурами и цифра
ми; - самостоятельно составлять множество по числу;
- понимать, уметь объяснять разницу между количествен
ным и порядковым счетом; - выделять отдельные параметры, сравнивать предме
ты по длине, ширине, высоте, строить ряд размеров; - осознанно использовать геометрические фигуры как
образцы формы предметов;