Геометрический метод решения игр

Геометрический метод решения применим только к играм, в которых хотя бы один игрок имеет только две стратегии. Чаще всего к такому виду игра приводится после упрощения исходной платежной матрицы.

Если в игре (2×n)или(m×2)с нулевой суммой нет оптимального решения в чистых стратегиях, то оптимальное решение в смешанных стратегиях содержит не более двух чистых.

Графическое решение игры вида (2×n).

Рассмотрим решение задачи (2×n)на примере задачи (2х4)

Игра задана платежной матрицей:

стратегии В1 В2 В3 В4 αi
А1 А2 -1 -1
bj  

Видим, что игра не имеет седловой точки, так как α = 2 < 3.

Пусть вероятность применения игроком А стратегии А1 равна р1, стратегии А2 равна р2. Введем следующие обозначения смешанных стратегий игрока А:

р1= х1 и р2= х2 = 1 - х1.

Найдем оптимальное решение игрока А. Найдем ожидаемые выигрыши игрока А, соответствующие чистым стратегиям игрока В.

b1 = 2х1 + 4х2

b2 = 2х1 + 3х2

b3 = 3х1 + 2х2

b4 = -1х1 + 6х2

Подставляя в эти выражения х2 = 1 - х1, сформируем таблицу выигрышей игрока А.

Чистые стратегии игрока В Ожидаемые выигрыши игрока А
B1 B2 B3 B4 -2x1 + 4 -x1 + 3 x1 + 2 -2x1 + 6

Изобразим на осях х1, х2 четыре прямые, соответствующие линиям выигрыша, которые являются графиками этих функций от x1.

Геометрический метод решения игр - student2.ru

Максиминная точка определяется как самая верхняя точка на нижней огибающей этих прямых (жирная линия). В этой точке пересекаются любые две из прямых 2, 3, 4. Оптимальное решение определим из пересечения любых двух из этих прямых, имеющих противоположные наклоны, например, прямые 2, 3:

Геометрический метод решения игр - student2.ru , откуда Геометрический метод решения игр - student2.ru , тогда цена игры Геометрический метод решения игр - student2.ru

Получим оптимальное решение игрока А:

Геометрический метод решения игр - student2.ru

Теперь найдем оптимальное решение в смешанных стратегиях для игрока В. Вероятности применения игроком В своих стратегий qj обозначим через yj. Поскольку оптимальная стратегия игрока А определялась из равенства выражений Геометрический метод решения игр - student2.ru , соответствующих 2-ой 3-ей чистым стратегиям игрока В, то вероятности стратегий В1 и В4 равны нулю, сумма вероятностей всех стратегий игрока В равна 1. Следовательно, получим Геометрический метод решения игр - student2.ru

Ожидаемые проигрыши игрока В, соответствующие чистым стратегиям А, получим из соотношений

α1 = 2у2 + 3у3

α2 = 3у2 + 2у3

Подставляя значение у3 = 1 – у2, получим таблицу проигрышей игрока В

Чистые стратегии игрока А Ожидаемые проигрыши игрока В
А1 А2 -y2 + 3 y2 + 2

Оптимальное решение, соответствующее минимаксной точке определяется из равенства: Геометрический метод решения игр - student2.ru , откуда Геометрический метод решения игр - student2.ru , Геометрический метод решения игр - student2.ru

Оптимальное решение игрока В: Геометрический метод решения игр - student2.ru

Таким образом, оптимальное решение игры:

Геометрический метод решения игр - student2.ru

Графическое решение игры вида (m×2).

Рассмотрим решение задачи(m×2) на примере задачи (4х2)

Игра задана платежной матрицей:

стратегии В1 В2 αi
А1 А2 А3 А4 -2 -2
bj  

Решение.

Пусть y1 и y2 = 1 - y1 – смешанные стратегии игрока B. Найдем оптимальное решение игрока B.

Ожидаемые проигрыши игрока В, соответствующие чистым стратегиям игрока А, приведены в таблице.

Чистые стратегии игрока А Ожидаемые проигрыши игрока В
А1 А2 А3 А4 -2y1 + 4 -y1 + 3 y1 + 2 -8y1 + 6

На рисунке изображены четыре прямые, являющиеся графиками этих функций от y1.

 
Геометрический метод решения игр - student2.ru

Минимальная точка определяется как самая низкая точка на верхней огибающей.

В этой точке пересекаются две прямые 1, 3. Оптимальное решение определим из пересечения этих прямых:

Геометрический метод решения игр - student2.ru , откуда Геометрический метод решения игр - student2.ru , Геометрический метод решения игр - student2.ru

Оптимальное решение игрока B: Геометрический метод решения игр - student2.ru

Найдем оптимальное решение игрока Ав смешанных стратегиях. Прямые, пересекающиеся в минимаксной точке, соответствуют чистым стратегиям 1 и 3 игрока А. Это означает, что Геометрический метод решения игр - student2.ru

Ожидаемые проигрыши игрока А, соответствующие чистым стратегиям В, представлены в таблице.

Чистые стратегии игрока В Ожидаемые проигрыши игрока А
В1 В2 -x1 + 3 2x1 + 2

Из уравнения Геометрический метод решения игр - student2.ru находим Геометрический метод решения игр - student2.ru , тогда Геометрический метод решения игр - student2.ru .

Оптимальное решение игрока А: Геометрический метод решения игр - student2.ru

Таким образом, оптимальное решение игры:

Геометрический метод решения игр - student2.ru

Наши рекомендации