Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
· Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний: развитие речевой и мыслительной деятельности: коммуникативных умений и навыков: готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение крута используемых грамматических средств
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция— знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция— это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция— это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 7 часов в неделю, итого 238 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
О языке — 5 часов.
ВВОДНЫЙ КУРС - 108 часов.
Морфология и орфография — 45 часов.
Синтаксис и пунктуация — 63 часа.
ОСНОВНОЙ КУРС - 125 час.
Основные разделы науки о русском языке.
Понятие о литературном языке — 1 час.
Фонетика и графика -23 часов.
Морфемика и словообразование - 59 часов.
Лексикология и фразеология — 24 час.
Повторение — 18 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста;
• основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать разговорную речь и язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью
свернутости;
• создавать текст заданного стиля и типа речи:
• свободно и правильно излагать свои мысл; в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста: адекватно выражать свое отношение к фактам и явления?* окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному:
• соблюдать в практике речевого общения основ ■ ные нормы русского литературного языка:
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации:
• соблюдать нормы русского речевого этикета
• осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматически; и речевые ошибки и недочеты: совершенствовать и редактировать собственные тек сты.
Учащиеся должны использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизн; человека и общества:
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку:
• удовлетворения коммуникативных потреб ностей в учебных, бытовых, социально культурных ситуациях общения:
• увеличения словарного запаса: расширение круга используемых грамматических средств развития способности к самооценке:
• получения знаний по другим учебным пре~ метам.