Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения

· Воспитание гражданственности и патриотиз­ма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний: развитие речевой и мыслительной деятель­ности: коммуникативных умений и навыков: готовности и способности к речевому взаимо­действию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании: освоение знаний о русском языке, его устрой­стве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресур­сах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словар­ного запаса и расширение крута используемых грамматических средств

· формирование умений опознавать, анализи­ровать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, из­влекать и преобразовывать необходимую ин­формацию;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществля­ется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция— знания, уме­ния и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответ­ствии с целями и условиями общения и обеспечи­вающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция— это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция— это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского язы­ка, овладения русским речевым этикетом.

Место предмета

На изучение предмета отводится 7 часов в неде­лю, итого 238 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

О языке — 5 часов.

ВВОДНЫЙ КУРС - 108 часов.

Морфология и орфография — 45 часов.

Синтаксис и пунктуация — 63 часа.

ОСНОВНОЙ КУРС - 125 час.



Основные разделы науки о русском языке.

По­нятие о литературном языке — 1 час.

Фонетика и графика -23 часов.

Морфемика и словообразование - 59 часов.

Лексикология и фразеология — 24 час.

Повторение — 18 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

• основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

• основные единицы языка, их признаки;

• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

• признаки текста;

• основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

• функционально-смысловые типы речи, их признаки;

• основные нормы русского литературного язы­ка (орфоэпические, лексические, грамматиче­ские, орфографические, пунктуационные), из­ученные в 5 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

• различать разговорную речь и язык художест­венной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анали­зировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источ­ников; пользоваться лингвистическими сло­варями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью
свернутости;

• создавать текст заданного стиля и типа речи:

• свободно и правильно излагать свои мысл; в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста: адекватно выра­жать свое отношение к фактам и явления?* окружающей действительности, к прочитан­ному, услышанному, увиденному:

• соблюдать в практике речевого общения основ ■ ные нормы русского литературного языка:

• соблюдать в практике письма основные пра­вила орфографии и пунктуации:

• соблюдать нормы русского речевого этикета

• осуществлять речевой самоконтроль: оцени­вать свою речь с точки зрения ее правильно­сти, находить и исправлять грамматически; и речевые ошибки и недочеты: совершен­ствовать и редактировать собственные тек сты.

Учащиеся должны использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии ин­теллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизн; человека и общества:

• развития речевой культуры, бережного и со­знательного отношения к родному языку:

• удовлетворения коммуникативных потреб ностей в учебных, бытовых, социально культурных ситуациях общения:

• увеличения словарного запаса: расширение круга используемых грамматических средств развития способности к самооценке:

• получения знаний по другим учебным пре~ метам.

Наши рекомендации