Теоретическая подготовка
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Пермский авиационный техникум им.А.Д. Швецова»
Методические указания по проведению лабораторных работ по учебной дисциплине |
Физика |
Пермь-2015
Методические указания по проведению лабораторных работ по физике
Составитель: Коваленок Юрий Иванович, преподаватель физики
ОДОБРЕНО Председатель цикловой комиссии _______________ /Волкова Н.В./ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе: _________________/Лапина О. В./ |
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов КГАПОУ «Авиатехникум» специальностей: 15.01.22 Технология машиностроения, 20.01.11 Радиоэлектронные приборные устройства, 20.01.05 Авиационные приборы, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. Для подготовки к лабораторным работам с целью освоения практических умений и навыков.
Содержание
Введение
Теоретическая подготовка
Критерии оценок лабораторных работ
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов
Техника безопасности при выполнении лабораторных работ
Лабораторная работа №1 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №2 «Проверка закона сохранения полной механической энергии»
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости между параметрами газа»
Лабораторная работа №4 «Определение теплоемкости тела»
Лабораторная работа №5 «Определение удельной теплоты парообразования воды»
Лабораторная работа №6 «Определение коэффициента линейного расширения тел»
Лабораторная работа №7 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды»
Лабораторная работа №8 «Наблюдение электрических полей. Определение ёмкости плоского конденсатора»
Лабораторная работа №9 «Определение удельного сопротивления меди»
Лабораторная работа №10 «Исследование смешанного соединения проводников»
Лабораторная работа №11 «Изучение закона Ома для полной цепи. Определение внутреннего сопротивления источника тока»
Лабораторная работа №12 «Определение электрохимического эквивалента меди»
Лабораторная работа №13 «Изучение явлений электромагнетизма»
Лабораторная работа №14«Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
Лабораторная работа №15 «Изучение принципов радиосвязи»
Лабораторная работа №16 «Определение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа №17 «Определение оптической силы рассеивающей линзы»
Лабораторная работа №18 «Определение постоянной дифракционной решётки»
Введение
Методические указания по проведению лабораторных работ разработаны согласно рабочим программам по учебной дисциплине «Физика» и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальностям 15.01.22 Технология машиностроения, 20.01.11 Радиоэлектронные приборные устройства, 20.01.05 Авиационные приборы, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Цель методических указаний – помочь обучающимся выполнить лабораторные работы, предусмотренные программой по физике, научить правильно, определять погрешности и производить необходимую числовую обработку результатов лабораторного эксперимента.
Весь процесс выполнения лабораторных работ включает в себя теоретическую подготовку, ознакомление с приборами и сборку схем, проведение опыта и измерений, числовую обработку результатов лабораторного эксперимента и сдачу зачета по выполненной работе.
Лабораторные работы направлены на освоение следующих умений и знаний согласно ФГОС СПО.
уметь:
· экспериментально находить: плотность вещества, удельную теплоемкость, удельную теплоту парообразования воды, коэффициент поверхностного натяжения воды, коэффициент линейного расширения различных тел, удельное сопротивление, внутреннее сопротивление источника тока, электрохимический эквивалент меди, ускорение свободного падения в Перми, коэффициент преломления стекла, оптическую силу рассеивающей линзы, постоянную дифракционной решётки;
· формулировать понятия: механическое движение, скорость и ускорение, система отсчета; законы сохранения импульса и энергии,
· объяснять суть законов сохранения в механике и в термодинамике;
· собирать электрическую цепь: правильно подключать источник тока, вольтметр и амперметр, реостат, лампочку накаливания, детекторный радиоприемник;
· снимать показания с электроизмерительных приборов;
· изображать графически различные виды изопроцессов;
· различать понятия силы тока и напряжения;
· объяснять принцип радиосвязи;
· формулировать понятия колебательного движения и его видов; понятие волны;
знать:
· понятия: сила трения скольжения, коэффициент трения скольжения и его зависимость от различных факторов.
· основные единицы СИ
· виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела
· понятие траектории, пути, перемещения;
· различие классического и релятивистского законов сложения скоростей; относительность понятий длины и промежутков времени.
· основную задачу динамики;
· понятие массы, силы, законы Ньютона;
· основной закон динамики материальной точки;
· закон всемирного тяготения;
· понятие импульса тела, работы, мощности, механической энергии и ее видов;
· закон сохранения импульса;
· закон сохранения механической энергии;
· превращение энергии при колебательном движении;
· суть механического резонанса;
· процесс распространения колебаний в упругой среде;
Письменные инструкции к каждой лабораторной работе, приведенные в данном пособии, не только позволяют определить порядок выполнения работы, но предполагают контрольные вопросы по каждой теме.
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения физического эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание физической сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Оборудование.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин, а так же расчетные формулы для определения погрешностей измеряемых величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.